Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: От ФЗ – 94 к ФЗ-44: переходный период | Издательский дом

От ФЗ – 94 к ФЗ-44: переходный период

 

Депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя Комитета по транспорту Сергей Тен

 

В отличие от Федерального закона № 94-ФЗ, Федеральный закон № 44-ФЗ регламентирует не только фазу размещения государственного и муниципального заказа, но и стадии планирования закупок и исполнения контрактов. 

 

 

Сергей Юрьевич, новый закон «О контрактной системе» был принят Госдумой в марте и подписан президентом в апреле 2013 года, в законопроект поступило около тысячи поправок. Последние изменения одобрены Госдумой 28 декабря 2013 года. В частности, изменились сроки вступления в силу отдельных положений закона. Первые месяцы работы, и – затишье.

 

– Вы правы, c1 января 2014 года в России вступил в силу ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», как известно, он пришел на смену ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». На мой взгляд, изменения, которые стали основой нового закона, можно разделить на три условные части: существовавшие ранее в Законе № 94, перешедшие в ФЗ-44 с незначительными поправками, изменение норм, введение новых, но при сохранении правоприменительной практики, и новые положения, которые будут обкатываться в ходе работы ФЗ-44. Следует также учесть, что в полную силу Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заработает лишь с 1 января 2017 года. Что касается затишья, то, на мой взгляд, во-первых, январские каникулы, во-вторых, многие в прошлом году сделали себе определенный задел на будущее. Думаю, в весенние месяцы государственные закупки начнут активизироваться.

 

Закон – рамочный, это признают все. И чтобы он стал действенным механизмом, нужно принять не один подзаконный акт. Все-таки удалось убедить правительство снизить антидемпинговую границу для проектов капитального строительства?

 

– С учетом практики, мы с вами прекрасно знаем, что государственные закупки в сфере строительства и содержания дорог являются одними из самых дорогих. Поэтому к нам повышенное внимание как общественности, так и контролирующих органов, и, естественно, большая конкуренция на рынке. В принципе, на 1 января 2014 года уже принято пять приказов Минэкономразвития и 65 постановлений Правительства в развитие ФКС. При Министерстве транспорта будут созданы наблюдательные комиссии, которые призваны отслеживать применение ФЗ-44 в отношении дорожной отрасли. К маю 2014 года рабочая группа по заданию президента  Владимира Путина должна обобщить практику применения нового законодательства и подготовить рекомендации по его доработке. Думаю, что 2014 год станет годом становления и обучения для всех участников обеспечения государственных и муниципальных нужд и годом внесения поправок. Закон подобного масштаба – живой, постоянно развивающийся организм. К примеру, за пять лет существования ФЗ-94 в него было внесено порядка 22 поправок, последние – в июне 2013 года, они касаются способов расторжения госконтракта. Отмечу, что сегодня включение в контракт условий о возможности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта одновременно означает возникновение у поставщика (подрядчика, исполнителя) права на аналогичный отказ (ФЗ-44).

 

Как вы правильно заметили, давать оценку новому закону рано. Какие, на ваш взгляд, отличия от ФЗ-94 принципиальны для дорожной отрасли?

 

– Что касается принципиальных отличий ФЗ-44 от Федерального закона № 94, то хотел бы остановиться на нескольких моментах. В дополнение к старым способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) согласно Закону вводятся новые, например конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Открытый аукцион будет проводиться только в форме электронного аукциона. Оговариваются особенности исполнения контрактов: в планах закупки мы предоставляем способы достижения целей закупки, а в планах-графиках обосновываем не только начальную (максимальную) цену контракта, но и принцип определения поставщика. Устанавливается обязательное требование к заказчику о проверке участника закупки (учредителя, членов коллегиального исполнительного органа и т.д.) об отсутствии его в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Ужесточаются требования к содержанию банковской гарантии. То есть сейчас поставщик должен располагать достаточной финансовой базой, чтобы участвовать в государственных торгах. Это поможет убрать с рынка закупок недобросовестных поставщиков и фирмы-однодневки. Естественно, для дорожной отрасли важна предквалификация. Сегодня заказчик будет обязан применять как минимум два критерия оценки, помимо ценового. Это может быть наличие финансовых ресурсов, оборудования, материальных ресурсов для исполнения контракта, а также специалистов с определенным уровнем квалификации. В конце прошлого года, еще до вступления ФЗ-44 в силу, изменения коснулись 57 федеральных законов и большой блок поправок был внесен в сам закон. В частности, продление сроков для создания контрактных служб не позднее 31 марта 2014 года. Это значит, что должна быть полностью сформирована база данных о ценах на рынке товаров и услуг для госзакупок. Появятся нормы обоснования и планирования госзакупок «на срок действия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период». Кроме того, к 2015 году планируется подготовить и ввести в действие единую информационную систему в сфере госзакупок, создать единый каталог товаров и услуг, облегчающий поиск заказов поставщиками. До 2017 года начнут действовать положения об обязательном общественном контроле и обсуждении отдельных закупок, а также запрет на внеплановые закупки, в полную силу заработает общественный мониторинг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика