Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Развитие интеллектуальных транспортных систем в Республике Татарстан | Издательский дом

Развитие интеллектуальных транспортных систем в Республике Татарстан

 

Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения по Республике Татарстан, д.т.н., проф. Ринат Минниханов

 

Директор ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности», д.п.н., проф. Роза Ахмадиева

 

Зам. директора ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности», к.т.н. Леонид Шигин

 

27 февраля – 1 марта 2014 года в г. Казани прошел форум «Безопасность и связь», в рамках которого проводились специализированные выставки «Безопасность», «Связь», «Охрана и безопасность труда» и IIIМеждународная научно-практическая конференция «Современные проблемы безопасности жизнедеятельности: настоящее и будущее».

 

 

На конференции рассматривался большой круг вопросов, связанных с проблемами жизнедеятельности по различным направлениям.

В прозвучавших докладах ведущие российские  специалисты в области дорожного движения отметили важностьразвития интеллектуальных транспортных систем (ИТС).

 

 

Направления развития

 

Несмотря на то что еще в 2009 году в России была создана базовая общественная организация формирования единой национальной платформы развития рынка ИТС «ИТС-Россия», внастоящее время в области ИТС действует около 200 различных организаций и предприятий. Их деятельность, которая не координируется и не регламентируется в государственном масштабе, развивает корпоративные информационные системы, направленные исключительно на решение внутренних задач, а не на интеграцию с другими системами.

 

В Республике Татарстан при создании и применении технических средств управления и надзора за обеспечением безопасности дорожного движения учитываются следующие особенности, связанные как с основными направлениями в развитии ИТС:

1)навигационные системы;

2)адаптивная АСУДД;

3)приоритет общественного транспорта;

4)приоритет для экстренных служб;

5)системы фото- и видеофиксации нарушений ПДД;

6)мониторинг обстановки (видеонаблюдение);

7)платное использование УДС;

8)мониторинг окружающей среды;

 

так и с обеспечивающими направлениями:

1)коммерческие перевозки;

2)создание условий для пешеходов;

3)предоставление электронных услуг;

4)менеджмент УДС;

5)дата-центры;

6)обучение и подготовка специалистов;

7)учет ИТС при разработке градостроительных проектов.

 

В целом в республике активно разрабатываются отдельные, на данный момент также разрозненные, элементы ИТС, что диктуется текущими потребностями рынка, но, к сожалению, не долговременной стратегией.

 

За короткий период времени были реализованы такие проекты, как:

·        ГЛОНАСС +112 – предназначен для координации действий служб экстренного реагирования при ДТП или чрезвычайных ситуациях.

·        Адаптивная АСУДД г. Казани – строится на основе АСУДД OMNIAс приоритетом для движения общественного транспорта, что позволяет увеличить пропускную способность на 20–25%.

·       Автоматическая фотовидеофиксация нарушений ПДД – не только выявляет нарушителей, но и минимизирует ДТП, регулирует скоростной режим и обеспечивает возможность беспрепятственного проезда по улично-дорожной сети (УДС), особенно общественного транспорта. Впервые в России нами начата эксплуатация системы измерений среднего значения скорости движения «Автодория».

·        Мониторинг обстановки на УДС – это сложная территориально распределенная система видеомониторинга улиц и объектов города.

·        Менеджмент улично-дорожной сети – предусматривает строительство логистических центров и уменьшение количества левых поворотов в городах, что также увеличивает пропускную способность дорог.

·        Мониторинг окружающей среды – осуществляется с помощью стационарных и передвижных комплексов контроля загрязнения воздуха, замера шумовых помех и метеоконтроля и прогноза;

·        «Электронный Татарстан» – служит для повышения количества и качества предоставляемых в электронном виде государственных и муниципальных услуг, что приводит к уменьшению предварительных и «холостых» поездок и уменьшает загруженность УДС.

 

При этом реализация ИТС в глобальном масштабе возможна только в условиях насыщенного коммуникационного пространства, когда отсутствуют проблемы с дешевой передачей значительных объемов цифровой информации в реальном времени в любой точке транспортной сети. Это является предпосылкой к созданию инфраструктуры, на основе которой можно объединить отдельные элементы ИТС.

 

 

ИТС регионов

 

Основная роль в координации усилий всех заинтересованных участников создания ИТС должна отводиться специально созданной структуре «ИТС-Татарстан» с ее вертикальным взаимодействием с ведущими министерствами. В области разработки научных программ важно сотрудничество с «ИТС-Россия» при поддержке Росстандарта. В реализации проектов необходимо участие муниципальных образований.

 

Учитывая большую территориальную удаленность регионов России, становится актуальным создание некоммерческих партнерств ИТС регионов. И Татарстан готов взять на себя пилотную роль в этом проекте.

 

 

 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика