Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Брянский государственный технический университет – кузница кадров для предприятий железнодорожной отрасли России | Издательский дом
#

Брянский государственный технический университет – кузница кадров для предприятий железнодорожной отрасли России

 

Ректор БГТУ, д.т.н., профессор Олег Николаевич Федонин

 

Транспортное машиностроение Российской Федерации является одним из приоритетов развития экономики государства. В БГТУ существует научная школа транспортного машиностроения, основными направлениями которой являются исследования по созданию новых конструкций, отвечающих современным требованиям к подвижному составу железных дорог, включая безопасность.

 

 

Моделирование в локомотиво - и вагоностроении

 

В настоящее время процесс проектирования локомотивов и вагонов базируется на нормативных подходах с последующими всесторонними испытаниями, в том числе в эксплуатации.

Современное состояние науки позволяет на стадии проектирования эффективно использовать математическое моделирование эксплуатационной нагруженности локомотивов и вагонов с целью обоснования проектных решений и сокращения объема натурных испытаний подвижного состава.

 

 

Оценка безопасности пассажиров и локомотивной бригады в аварийных ситуациях

 

Кафедрой «Подвижной состав железных дорог» активно ведутся научные исследования в области анализа безопасности пассажиров и членов локомотивных бригад в аварийных ситуациях на основе современных методов компьютерного моделирования. В исследованиях используются разработанные модели антропометрических манекенов Hybrid III 50th Percentile Male, широко применяемые в мировой практике для анализа безопасности транспортных средств. Данные антропометрические модели манекенов учитывают влияние физических особенностей человека на степень его травмирования. Модель манекена, выполненная в виде совокупности подсистем, учитывает ограничения на вращение в шарнирах суставных соединений, имитирующих реальные возможности суставов человека. Используемые методы оценки травмирования пассажиров позволяют теоретически оценивать влияние конструктивных особенностей несущих конструкций и интерьеров подвижного состава на степень тяжести последствий аварийных ситуаций для человека. На основе проводимых исследований вырабатываются рекомендации по совершенствованию существующих конструкций вагонов и локомотивов, а также внедрению систем пассивной безопасности пассажирского подвижного состава, в том числе для активно развиваемого в России высокоскоростного железнодорожного транспорта.

 

 

Совершенствование ударно-тяговых устройств подвижного состава

 

Учеными кафедры «Динамика и прочность машин» проводятся исследования в области создания амортизирующих устройств подвижного состава железных дорог, решающих проблему снижения ударной динамической нагруженности, а также разработки методов расчета и создания программной среды для исследования напряженно-деформированного состояния вагонных и локомотивных конструкций при действии статических и динамических нагрузок. Результатами работы являются созданные инновационные конструкции фрикционно-эластомерных и гидрополимерных поглощающих аппаратов автосцепки повышенной энергоемкости для защиты грузовых вагонов, в том числе и вагонов-цистерн и вагонов, перевозящих особо ценные и опасные грузы.

 

 

Современные методы математического моделирования динамики подвижного состава

 

В университете создана лаборатория прикладной механики, в которой разработан широко известный в России и за рубежом программный комплекс моделирования динамики и кинематики подвижного состава «Универсальный механизм». Комплекс позволяет моделировать динамику различных машин и механизмов: космических конструкций, роботов и манипуляторов, железнодорожных экипажей, автомобилей и т.д. Особенностью программного комплекса является автоматическая генерация дифференциальных уравнений движения системы на основе разработанной динамической модели.

 

 С его использованием учеными университета выполняются научные исследования, направленные на создание нового подвижного состава и совершенствование существующего. В рамках взаимодействия вуза с промышленными предприятиями специалисты кафедры «Подвижной состав железных дорог» участвовали в разработке современных конструкций подвижного состава, такого как локомотивы 2ТЭ25А, 2ТЭ25К, ЭС2К, ЭП20, а также конструкций грузовых вагонов производства ОАО «Алтайвагон», ОАО «Рузхиммаш», ЗАО «УК «Брянский машиностроительный завод», ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» и пассажирских вагонов производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод».

 

 

Кадровое обеспечение

 

Основные направления подготовки: конструктор, расчетчик, технолог, инженер – исследователь по вагоно - и локомотивостроению, организатор в области производства и ремонта подвижного состава.

Фундаментальные знания, полученные в университете, позволяют выпускникам кафедры занимать руководящие посты на предприятиях железнодорожной и аэрокосмической отрасли.

Кафедра «Подвижной состав железных дорог» успешно проводит научно-исследовательскую деятельность и воспитала большой отряд научных работников с учеными степенями и званиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика