Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Основные вопросы по ценообразованию в дорожной отрасли | Издательский дом
#

Основные вопросы по ценообразованию в дорожной отрасли

 

Начальник Управления научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства Александр Бухтояров

 

 

В настоящее время расчет стоимости строительной продукции дорожной отрасли производится в соответствии с МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», введенной в действие постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 года № 15/1.

 

Структура затрат распространяется в целом на объекты промышленно-гражданского строительства и не учитывает специфику линейных сооружений, к которым относятся автомобильные дороги.

 

 

Система ценообразования

 

Действующая система ценообразования дорожных работ основана на нормативном методе: при разработке проектной документации стоимость работ определяется, как правило, базисно-индексным методом, который основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне цен (на 1 января 2000 года). Такой метод расчетов имеет множество недостатков:

 

- индекс в основном является средней арифметической величиной, при исчислении которой принимается во внимание значение лишь группы объектов, а в действующих расценках используются конкретные материалы, машины и механизмы. При пересчете стоимости дорожных объектов из базового уровня цен в текущий используется индексы пересчета «Прочие работы», для отрасли «Дорожное хозяйство» (или «Автомобильные дороги») такие индексы не разрабатываются. Таким образом, применяемая система индексирования цен не учитывает структуру затрат, которая для каждого проекта может быть индивидуальной, и не отражает реальную стоимость дорожных работ;

 

- расценки на выполнение отдельных видов работ не соответствуют современному уровню развития техники, технологии и материалов. Значительная часть расценок составлялась около двадцати лет назад и корректировалась с приведением к текущим ценам преимущественно путем индексации без пересмотра технологии работ и применяемых при их выполнении машин и механизмов (в частности, использованы уже несуществующие автомобили, экскаваторы, бульдозеры и другая дорожная техника);

 

- сметные нормативы разрабатываются на основе принципа усреднения с минимизацией расхода всех необходимых ресурсов, а единичные расценки не подлежат корректировке, и при замене в расценке материала или механизма необходимо разрабатывать и утверждать индивидуальную расценку.

 

 

Структура затрат

 

Каждая дорога – это сугубо индивидуальное, уникальное сооружение. Цена конкретного участка дороги обусловлена горно-геологическими и климатическими условиями, транспортной доступностью строительных материалов, проектных нагрузок и норм проектирования и другими факторами, влияющими на удельную стоимость строительства.

 

В структуру затрат по сводному сметному расчету кроме затрат на подготовку территории строительства включается еще целый ряд затрат: выкуп земли, перевод лесов, вынос, снос и перенос зданий, сооружений и инженерных коммуникаций. Эти затраты составляют от 5% (на незастроенной территории) до 45–50% (в густонаселенной местности) от общей стоимости объекта, а в отдельных случаях (в условиях плотной застройки) могут быть сопоставимы со стоимостью строительно-монтажных работ.

 

К недостаткам существующего метода ценообразования, также следует отнести высокую долю обезличенных затрат, которые входят в общую стоимость объекта, определяемые в процентном отношении к стоимости строительно-монтажных работ без учета конкретных условий: затраты на возведение временных зданий и сооружений, удорожание работ в зимнее время, затраты, связанные с перевозкой рабочих, добровольное страхование строительных рисков, резерв затрат на непредвиденные работы и затраты.

 

 

Проверка достоверности

 

Применение несовершенных и устаревших норм и методов оценки стоимости дорожно-строительных работ приводит к тому, что при использовании современных технологий строительства фактическая структура и величина затрат не соответствует зафиксированным в смете, представленной на торги. При этом пересмотр и принятие новых нормативов на базисном уровне цен решают эту проблему лишь в краткосрочной перспективе.

 

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 года № 427«О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета»:

- регламентируется разработка и применение укрупненных сметных нормативов для стадии бюджетного планирования (НЦС) и стадии проектирования (НЦКР) на начало каждого бюджетного года в текущих ценах;

 

- установлен порядок проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств федерального бюджета. По результатам проверки выдается отдельное заключение.

 

В настоящее время Министерством строительства Российской Федерации осуществляется разработка документа «Государственные сметные нормативы. Укрупненные нормативы цены конструктивных решений. НЦКР 81-02-22-2014. Часть 22. Автомобильные дороги». Расчет стоимости строительства дорожных объектов с использованием НЦКР «Автомобильные дороги» будет осуществляться в текущем уровне цен, что должно повысить точность сметных расчетов.

 

Проведена огромная аналитическая работа, и в ближайшее время данная методика будет рекомендована к утверждению.

 

Еще необходимо обратить внимание на то, что крупные строительные проекты в рамках федеральных целевых программ характеризуются высокой сложностью системы управления строительством, в том числе в сфере ценообразования, как с точки зрения функций и полномочий участников процесса, так и с точки зрения самого процесса.

 

 

Задачи Росавтодора

 

Одной из главных задач Росавтодора в области ценообразования является постоянный мониторинг стоимости дорожно-строительных работ. Дорожная отрасль является ресурсопотребляемой. В составе стоимости дорожно-строительных работ доля приобретаемых материалов достигает 70%. Зачастую стоимость ресурсов определяется поставщиками конъюнктурно. Анализ результата мониторинга позволит выявлять отклонения по отдельным видам или группам взаимодействия с ФАС России и Минстроем России. Тоже касается и технологии строительства. Сметно-нормативная база обновляется не так динамично, как хотелось бы, относительно внедрения инновационных технологий. Результаты нашей аналитической работы в области ценообразования могли бы сократить временные издержки от создания и внедрения инновационной технологии до ее легализации в сметно-нормативной базе.

 

Одним из инструментов по решению указанных задач может быть внедрение комплексной системы управления стоимостью строительства в дорожной отрасли. Данная комплексная система поможет создать единое информационное пространство для всех участников строительного процесса и обеспечить каждого участника процесса необходимой и достаточной информацией для успешного выполнения его функций в рамках строительного проекта. Комплексная автоматизация процесса управления стоимостью строительства на единой программной платформе – это инструмент по реализации контроля и мониторинга стоимостных показателей объектов капитального строительства для принятия решений по управлению стоимостью строительства.

 

Одним из первых шагов для обеспечения заявленных задач является решение Росавтодора о переводе выходных данных сметных расчетов в единый цифровой формат. Накопление в базе данных сметных расчетов в едином формате обеспечит в последующем возможность автоматизированного анализа поступающей проектной продукции и выявления ценовых отклонений.

Так же стоит отметить, что с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Статья 22 данного федерального закона определяет методы расчета начальной (максимальной) цены контракта. Однако данная статья не в полной мере учитывает специфику ценообразования в дорожной отрасли и не указывает, каким из методов необходимо рассчитывать стоимость работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных дорожных сооружений, а также стоимость проектно-изыскательских работ для целей строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта дорожных объектов. Росавтодор уже направил запросы по этим вопросам в Минстрой России и в Минэкономразвития России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика