Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Международные программы – ключевой компонент высшего профессионального образования для достижения глобальных конкурентных преимуществ системы подготовки кадров в сфере транспорта | Издательский дом
#

Международные программы – ключевой компонент высшего профессионального образования для достижения глобальных конкурентных преимуществ системы подготовки кадров в сфере транспорта

 

Проректор по международным образовательным программам – директор ИМТК, д.и.н., профессор  Ирина Карапетянц

 

В условиях реализации стратегии развития транспорта РФ с его миссией достижения глобальной конкурентоспособности, всесторонней интеграции в мировую систему коммуникаций, существенного расширения межгосударственных связей в сфере грузовых и пассажирских перевозок, транзитных и логистических услуг становится актуальной проблема подготовки кадров международной квалификации

 

 

Необходимость получения международных компетенций на всех образовательных уровнях определяется современными тенденциями развития глобальных процессов в экономике и рынке труда, интенсификации бизнес-сотрудничества, объединения усилий мирового сообщества для решения проблем обеспечения технологической и экологической безопасности, транспорта, повышения качества и надежности организации мобильности людей и товарных потоков.

 

 

Междисциплинарная подготовка

 

Современное транспортное образование, которое долгое время рассматривалось как узкопрофессиональное направление, а преподаваемые знания сводились к приобретению конкретных технико-технологических навыков и умений, должно активно перестраиваться на формат глобальной междисциплинарной подготовки.

Такая подготовка позволяет выпускникам решать задачи достижения устойчивости транспортных систем не только в контексте национальных интересов и развития отдельных видов транспорта, но и в масштабе геополитических, международно-правовых и социально-экономических конструкций.

 

Несмотря на то что Россия в 2012 году стала членом ВТО, присоединилась к ряду важнейших международных конвенций и договоров, в реализации которых транспорт играет ведущую роль, отраслевое образование, как, впрочем, и высшее образование в целом, пока не слишком осознает потребность в обязательном включении международных компетенций в программы профессионального обучения. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что и в утвержденной Национальной рамке квалификаций РФ (НРК), разработанной Федеральным институтом развития образования Минобрнауки РФ совместно с Национальным агентством развития квалификаций РСПП в 2008 году, и в новом проекте НРК в РФ, подготовленном Минобрнауки РФ в 2012 году, приобретение компетенций в виде знаний, умений и навыков, которые могут получить признание на международном уровне, связывают лишь с девятым квалификационным уровнем профессиональной деятельности. Как известно, этот уровень достигается на этапе послевузовского цикла образования. Данное упущение может вполне перейти в разряд системной проблемы, поскольку НРК является основой для разработки профессиональных образовательных стандартов, отраслевых квалификационных и тарифных систем, процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций. А они, в свою очередь, должны сегодня и на перспективу обладать механизмами накопления и признания квалификаций как на национальной, так и на международной арене.

 

 

Международный аспект

 

Важность этой проблемы хорошо осознали наши ближайшие партнеры по Таможенному Союзу и ЕЭП, такие как, например, Республика Казахстан. 29 июля 2013 года Министерство транспорта и коммуникаций Казахстана выпустило приказ «Об утверждении Отраслевой рамки квалификации в сфере транспорта и коммуникаций» (№ 576), в соответствии с которым знание международных стандартов в области обеспечения строительства транспортной инфраструктуры, менеджмента и организации труда, умение быть ответственным за результат профессиональной деятельности на международном уровне (качество услуг по перевозке, планирование и реализацию объемов перевозок, модернизацию систем управления, логистику и сервис) входят в перечень ожидаемых результатов профессиональной деятельности и полученных в результате обучения компетенций в шкалу квалификационных уровней, начиная с пятого по восьмой.

 

Ведущие российские транспортные вузы также понимают необходимость усиления международной составляющей в образовании, исходя из приоритетов, определяемых Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года, где прямо указывается, что улучшение состояния отрасли и определение ее перспектив зависит от расширения международного сотрудничества, полноценного взаимодействия с зарубежными партнерами, активного участия в интеграционных процессах вхождения в мировую транспортную сеть, создания на своей территории выгодных транзитных коридоров.

 

 

Деятельность ИМТК

 

Институт международных транспортных коммуникаций (ИМТК),  образованный в феврале 2010 года в структуре крупнейшего российского вуза МИИТ, стал новой экспериментальной площадкой,на базе которой решаются задачи всесторонней интернационализации программ высшего профессионального образования в сфере транспорта по всему спектру точных, естественных, инженерно-технических и социально-гуманитарных наук. ИМТК осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

1. Открытие совместных с ведущими профильными зарубежными вузами программ в рамках лицензированных специальностей (направлений подготовки) высшего профессионального, послевузовского и дополнительного образования, обеспечивающих получение выпускниками «двойных дипломов».

2. Разработка учебных планов, получение лицензии и организация набора абитуриентов на новые для транспортного образования программы подготовки специалистов с глубокими знаниями вопросов внешней и внутренней политики, экономики, управления и права в сфере транспорта.

3. Приглашение иностранных преподавателей из ведущих зарубежных вузов для чтения лекций, ведения лекций, соруководства дипломными работами и магистерскими диссертациями.

4. Изучение не менее трех иностранных языков с участием в качестве преподавателей носителей языка.

5. Разработка и проведение программ дополнительного профессионального образования для работающих специалистов по актуальным направлениям развития транспортных систем на базе ведущих технических и транспортных университетов, научных и технологических центров, известных вузовских технопарков.

6. Участие в международных проектах, целью которых является разработка совместных профессиональных программ подготовки, открытие международных учебно-научных структур по профилю транспортного образования.

7. Организация и участие в международных конференциях и стратегических национальных проектах по актуальным проблемам транспорта.

 

Все перечисленные позиции являются не просто стратегией, декларацией намеченных планов и будущими перспективами нового института старейшего транспортного вуза России, они уже составляют его текущую научно-образовательную деятельность. С 2010 года ИМТК реализует совместно с Университетом Нанта (Франция) и французской компанией FMLogisticпервую и единственную в стране российско-французскую магистерскую программу «Международный менеджмент логистических систем». Программа предусматривает двухлетнее обучение, один год из которого проходит во Франции; преподавание на трех языках, прохождение четырехмесячной стажировки в европейской логистической компании, получение двух дипломов государственного образца. В 2011 году на базе ИМТК было впервые для транспортных вузов открыто направление подготовки «международные отношения» (квалификация «бакалавр») с двумя профилями: «мировая политика и международный бизнес» и «международное транспортное право». Его студенты проходят практику в ведущих европейских транспортно-логистических компаниях, во внешнеэкономических структурах ОАО «РЖД», Департаменте международного сотрудничества Минтранса РФ, итало-российской торгово-промышленной палате, на французском предприятии FMLogisticVostok, в представительстве ЕС и МИД РФ и т.д. В 2014 году студенты 3-го курса направления подготовки «международные отношения» получили возможность прохождения обучения в течение семестра в Университете Лаваля (Канада).

 

ИМТК в составе международного консорциума 18 российских и зарубежных вузов является участником европейского проекта TEMPUCTuningRussia, ставшего платформой для выработки согласованных контрольных параметров, необходимых для обеспечения сопоставимости и прозрачности программ ВПО на основе сравнения результатов обучения и получаемых компетенций российских и европейских вузов. В 2011 году ИМТК были разработаны перечниобщеинженерных и предметно-специфических компетенций в области инженернойэкологии, проведена их оценка среди студентов, выпускников, работодателей и преподавателей. В анкетировании приняли участие 230 работодателей из региональныхструктур ОАО «РЖД», представляющих 6 дорог разных направлений(Горьковского, Калининградского, Московского, Северного, Поволжского, Юго-Восточного).

 

Итогом участия института в проекте стало открытие 18 июня 2013 года в его структуре Европейского центра развития компетенций совместно с Международной академией Тюнинг (Университет Гронингена, Голландия). ИМТК в своей деятельности уделяет огромное внимание созданию совместных научно-образовательных структур с зарубежными вузами, занимающими высокие позиции в мировом рейтинге вузов. В 2011 году ИМТК МИИТ совместно с МГУ, СПбГПУ,Институтом Дальнего Востока РАН и Университетом Цинхуа (КНР) стал соучредителем открытия в Пекине Института стратегического сотрудничества «Россия – Китай», первое российское представительство которого откроется в ИМТК в 2014 году. В 2014 году также планируется создание в ИМТК совместно с университетом Санкт-Галлена (Швейцария) Международного центра транспортных исследований и логистики.

 

В 2011–2012 годах ИМТК провел ряд выездных программ повышения квалификации по темам «Бизнес-инновации и системы защиты критических структур применительно к сфере железнодорожного транспорта» (Университет Луспио, Италия); «Инновационный менеджмент и трансферт технологий в сфере транспорта» (Технологический университет г. Труа, Университет Бельфор-Монбельяр, Франция), «Информационные транспортные технологии, сети и системы», «Особенности и проблемы развития высокоскоростного наземного транспорта в КНР» (Университет Цинхуа, Китай) и др.

 

ИМТК принимает активное участие и является организатором нескольких крупных всероссийских и международных конференций и круглых столов, среди которых:

·         круглый стол, организованный совместно с КСТП «Международные логистические услуги в глобальной транспортной системе» (11 апреля 2012 года);

·         международная конференция с участием экспертов ЕС «Разработка и реализация образовательных программ на основе внедрения компетентностного подхода в предметной области «Транспорт». От обучения к профессиональной деятельности» (18 июня 2013 года) и др.

 

Свою первоочередную задачу на ближайшие три года ИМТК видит в открытии совместно с ведущими зарубежными научными центрами и вузами новых образовательных направлений для формирования специалистов-международников для транспортной отрасли. Три из них будут открыты в 2014/15 учебном году. Это «международные экономические отношения» (направление «экономика»), «международное транспортное право» (направление «юриспруденция»), «международный менеджмент логистических систем» (направление «менеджмент», квалификация «бакалавр»), а также магистратуры «геополитика и транспортные коммуникации» (направление «международные отношения»). Главными целями при этом являются повышение качества подготовки кадров, способных решать задачи модернизации транспортной системы РФ на современном уровне.

 

 

 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика