Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Высокий уровень ответственности | Издательский дом
#

Высокий уровень ответственности

 

И.о. ректора Новосибирской государственной академии водного транспорта (НГАВТ), д.т.н., заслуженный работник высшей школы, профессор Юрий Игоревич Бик

 

О специфике воднотранспортного образования, ключевых направлениях подготовки и востребованности специалистов рассказывает и.о. ректора Новосибирской государственной академии водного транспорта (НГАВТ), доктор технических наук, заслуженный работник высшей школы, профессор Юрий Игоревич Бик

 

– Юрий Игоревич, какие специалисты сегодня востребованы в отрасли водного транспорта?

 

– По данным мониторинга, регулярно проводимого в Академии, практически все предприятия водной отрасли нуждаются в специалистах. Самыми востребованными на сегодняшний день являются выпускники эксплуатационных флотских специальностей: судоводители, механики и электромеханики как морских, так и речных судов, а также гидротехники-путейцы. Ежегодно в академию со стороны судоходных компаний РФ и администраций бассейнов водных путей поступает более 400 заявок на трудоустройство по этим специальностям, что значительно превышает количество соответствующих выпускников.

В современных условиях развития отраслевой инфраструктуры и возрастающего мирового интереса к перевозкам грузов по северному морскому пути растет потребность и в береговых специалистах: управленцах, кораблестроителях, механиках, технологах и др.

 

– Как академия реагирует на нехватку кадров в отраслевых компаниях и в чем принципиальное отличие в подготовке отраслевых специалистов от академического образования в целом?

 

– После объединения отраслевых средних профессиональных и высших учебных заведений водного транспорта и перехода на многоуровневую систему подготовки академия проводит обучение по 15 специальностям и 11 направлениям подготовки высшего и 19 – среднего профессионального образования. Обучение проводится в Новосибирске и пяти филиалах, расположенных в Омске, Красноярске, Усть-Куте, Якутске и Хабаровске.

Такая обширная география и многопрофильный спектр подготовки уже определяют для нашего вуза специфику транспортного образования. Это, в первую очередь, высокий уровень ответственности за подготовку, от качества которой в итоге зависит жизнь людей. Уверен, что прошедший в декабре в рамках «Транспортной недели – 2013» Первый форум транспортного образования, организованный Министерством транспорта РФ, и принятые на нём решения позволят уже в ближайшее время усилить роль транспортных вузов в общей системе образования России. Большую работу, связанную со спецификой транспортного образования, проводит УМО в области эксплуатации водного транспорта, взяв на себя разработку государственных стандартов прикладного бакалавриата по всему спектру воднотранспортных специальностей.

 

Сегодня подготовка флотских специалистов ведется в соответствии с российскими и международными стандартами, выпускники получают рабочие документы международного образца, признаваемые морскими администрациями всех стран – участниц Международной морской организации (IMO).

В академии внедрена и успешно функционирует сертифицированная система менеджмента качества, соответствующая требованиям ИСО 9001 и международной конвенции ПДМНВ-78. Выделены 19 процессов, позволяющих обеспечить подготовку и переподготовку специалистов водного транспорта. Все процессы регулярно подвергаются внутреннему аудиту на основе разработанных критериев оценки и целевых показателей, позволяющих обеспечить стабильное развитие вуза. Внедрен процесс взаимодействия с потребителями: образовательные программы учитывают дополнительные требования к уровню подготовки выпускников со стороны ведущих судоходных компаний, судостроительных заводов и портов. Действует система аттестации, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и экзаменаторов. Академия подвержена регулярным аудитам со стороны Рособрнадзора, Росморречфлота и Минтранса РФ, а также органа по сертификации систем менеджмента качества.

 

На базе академии ежегодно проводится международная конференция «Кадровый потенциал отрасли водного транспорта» с привлечением отечественных и зарубежных компаний, заинтересованных в выпускниках и практикантах. В процессе практического обучения студенты проходят морскую практику на учебных судах академии, а также на торговых и промысловых судах морского флота. В соответствии с требованиями Конвенции ПДМНВ-78 продолжительность такой практики в зависимости от специальности составляет от одного года до одного года и двух месяцев. По ходу практики студенты зачастую осваивают рабочие флотские профессии матроса, моториста, судового электрика, что позволяет им в дальнейшем в большей мере осмыслить будущую специальность и получить приличную надбавку к заработной плате при прохождении последующей флотской практики.

Наличие сертифицированного центра тренажерной подготовки в академии позволяет проводить обучение и выдавать необходимые рабочие сертификаты выпускникам и студентам перед практикой. Центр является крупнейшим в Западной и Восточной Сибири. Высокий уровень специалистов центра позволил открыть на базе академии удаленное представительство морской квалификационной комиссии Архангельского морского порта.

 

В академии члены экипажей морских и речных судов могут повысить квалификацию и продлить действие рабочих документов, не выезжая из Новосибирска. В рамках повышения квалификации на водном транспорте проводятся более 100 курсов с выдачей свидетельств государственного образца. Ежегодное число слушателей центра превышает 2000 человек, которые проходят обучение более чем по 70 программам.

В планах развития академии первостепенное значение имеет расширение современной тренажерной и лабораторной базы для всех специальностей и направлений подготовки с учетом инновационных подходов к образовательному процессу, направленных на развитие практических навыков будущих инженеров.

 

– Какие совместные проекты с реальным сектором отраслевой экономики существуют в вашем учебном заведении?

 

– Академия сотрудничает со многими крупными отраслевыми компаниями. Среди наших партнеров – ОАО «Сахалинское морское пароходство», в котором за последние 5 лет трудоустроены и успешно трудятся более 50 выпускников академии. Кроме того, выпускники академии хорошо зарекомендовали себя в ОАО «ЛОРП», ОАО «ТСК», ОАО «Мурманский морской торговый порт», ОАО «Выборгский судостроительный завод», ООО «Невский судостроительный завод», ОАО «Ростовское ЦПКБ Стапель», ОАО «Ярославский судостроительный завод» и многих других.

Совместная с предприятиями работа по повышению престижа отрасли водного транспорта среди молодежи успешно проводится в учебных заведениях Татарстана, Томской и Кемеровской областей, Алтайском и Красноярском краях, Республике Саха (Якутия). Среди студентов академии имеются граждане Казахстана, Узбекистана и Туркмении. В академии имеется достаточное количество общежитий (как в базовом вузе, так и в филиалах), доля приезжих абитуриентов растет с каждым годом и составляет более 50% обучающихся.

Проводится целевая подготовка для республиканских, региональных и муниципальных органов власти и предприятий воднотранспортной отрасли. Для абитуриентов, не прошедших по конкурсу на бюджетные места, имеется возможность заключения трехсторонних договоров с рядом отраслевых предприятий. Такие договоры предполагают оплату обучения за счет предприятий, которые зачастую назначают дополнительные стипендии и предоставляют места прохождения производственной практики и трудоустройство после успешного окончания академии.

Достаточное количество преподавателей академии имеют большой практический опыт работы на морских и речных судах в должностях капитанов, старших механиков и электромехаников. К проведению занятий и руководству практикой привлекаются ведущие специалисты государственных администраций речных бассейнов и других федеральных служб, что позволяет достигнуть высокого уровня как теоретических, так и практических знаний студентов.

Разработанные и внедренные внутренние требования обеспечивают обязательное прохождение практики всеми студентами в организациях по профилю получаемой специальности. Ежегодно около 600 студентов распределяются и проходят практику более чем в 300 предприятиях РФ. По результатам практики проводятся студенческие конференции, на которых студенты делают доклады, делятся впечатлениями и обмениваются полученным опытом.

Выпускники академии имеют возможность быть трудоустроенными в лучшие организации отрасли по всей территории РФ, включая ведущие предприятия и судоходные компании северо-западной и европейской частей нашей страны (Выборг, Шлиссельбург, Санкт-Петербург, Мурманск, Ярославль, Нижний Новгород, Казань и др.), причем с предоставлением жилья и достойной заработной платой.

 

– В заключении оцените положение академии среди подведомственных учебных заведений.

 

– Сегодня у вуза хорошие перспективы, подтвержденные высокой репутацией и крепкими отношениями с предприятиями и организациями морского и речного транспорта, что позволяет обеспечить их потребность в кадрах как высшей, так и средней специальной квалификации.

Хочу также подчеркнуть, что стабильная работа вуза была бы невозможна без поддержки учредителя Федерального агентства морского и речного транспорта РФ, которому в марте 2014 года исполняется 10 лет. От всего нашего многочисленного коллектива сердечно поздравляем с юбилеем и пожелания успехов во всех делах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика