Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: САМГУПС - инновационный ВУЗ | Издательский дом
#

САМГУПС - инновационный ВУЗ

 


Самарский государственный университет путей сообщения сейчас – один из крупнейших транспортных университетов Поволжья, с филиалами в  10 городах: Оренбурге, Уфе, Рузаевке, Орске, Пензе, Саратове, Алатыре, Ртищево, Казани, Ижевске.

В настоящее время в университетском комплексе обучаются около 25 тыс. студентов из 15 субъектов Российской Федерации.

Выпускники вуза востребованы на Куйбышевской, Приволжской, Южно-Уральской, Юго-Восточной, Горьковской и Северной железных дорогах.

Университет ведет активную международную деятельность: с 2005 года СамГУПС сотрудничает более чем с 27 зарубежными странам  по образовательным и научным проектам, с 15 зарубежными вузами заключены договоры. Программы академического обмена (ERASMUS, TEMPUS, DAAD и др.) позволяют ППС, аспирантам и студентам  СамГУПС проходить обучение в ведущих европейских университетах.   

 

Вуз проводит инновационные исследования по актуальным направлениям:

- алюмоводородная энергетика и газомоторное топливо,

- газотурбинные технологии,

- инновационный подвижной состав,

- энергосбережение и энергетическая эффективность,

- транспортная безопасность,  

- высокоскоростная пассажирская транспортная система,

- монорельсовый эстакадный транспорт,

- логистический анализ развития региона,

- организация движения ж.-д. транспорта.

Инновационные разработки вуза направлены на:

-  снижение затрат,

-  увеличение экономической эффективности,

-  повышение экологической безопасности.

 

Инновационные исследования вуза проводятся в рамках комплексных научных проектов.  

Например, в проекте вуза – «Алюмоводородная энергетика» исследователи занимаются получением водорода гидролизом алюминия в водных средах. Уже создан опытный образец генератора водорода транспортной установки. Такого рода технологии смогут снизить монополизм углеродной энергетики.  

Над новыми видами топлива ведется работа и в проекте «Газотурбинные технологии и газомоторное топливо». Исследователи СамГУПС предлагают создавать топливо для тепловозной тяги на основе пропана, метана, сжиженного и компримированного природного газа. Такое топливо будет экологично и экономично, оно позволит снизить удельный расход топлива и уменьшить вредные выбросы в атмосферу.

 

В проекте «Вагоны из композиционных материалов» ученые СамГУПС работают над снижением энергетических затрат при эксплуатации пассажирских и рефрижераторных вагонов. В частности, с помощью нанотехнологий создаются ограждающие конструкции кузова вагонов и стенок контейнеров, которые значительно уменьшают коэффициент теплопередачи вагонов.

Университет активно вовлечен  в транспортно-логистические проекты на территории Самарской области.

 

Совместно с ОАО «Самараэкотранс» Самарский государственный университет путей сообщения разрабатывает систему подвесного монорельсового транспорта (автор разработки – Привалов С.А.). Монорельсовый транспорт является эстакадным. Он не мешает движению других видов транспорта и не испытывает помех от них, обеспечивает разгрузку уличных магистралей от движения общественного транспорта. Это прогрессивный скоростной высокопроизводительный, экономичный и экологичный вид общественного транспорта. Строительство дороги монорельсового, подвесного эстакадного транспорта в  8 раз дешевле метро.

 

В рамках мероприятий по подготовке к Чемпионату мира по футболу 2018 года СамГУПС также предлагает  организовать скоростные и высокоскоростные пассажирские перевозки по направлениям:

Самара –  Аэропорт Курумоч,

Самара –  Казань – Нижний Новгород – Москва.

Инновационные разработки, идеи ученых вуза востребованы в различных отраслях промышленности, на ОАО «РЖД».

 

В частности, фрактально-кластерная теория ресурсораспределения в сложных технико-экономических системах, разработанная профессором, доктором наук В. Т. Воловым, и созданная на ее базе фрактально-кластерная технология управления эффективностью использования ресурсов в микро-, мезо- и макроэкономических системах была апробирована в финансовых системах предприятий ОАО «РЖД». Интерес к этой разработке проявили в Технологической платформе «Комплексная безопасность промышленности и энергетики», куда В.Т. Волов был приглашен в качестве эксперта.

 

Инновационный способ укладки рельсовых плетей бесстыкового пути, обеспечивающий его устойчивость и повышающий безопасность движения (автор разработки – профессор Жулев Г.Г.), вызвал интерес дороги и был предложен для использования на ОАО «РЖД».

В вузе создана и развивается система научных и инжиниринговых центров: Центр транспортной безопасности и промышленной экспертизы, Научный центр сертификации, диагностики и экспертизы, Межрегиональный Центр охраны труда и промышленной экологии, Европейский автомобильный центр. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика