Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: «Уссури» – автомагистраль международного уровня | Издательский дом
#

«Уссури» – автомагистраль международного уровня

 

Директор ФКУ ДСД «Дальний Восток», член экспертного совета Комитета Государственной думы РФ по транспорту Роман Новиков

 

Федеральным дорожным агентством на период 2013–2015 годов поставлена задача перед дорожными организациями России ввести в эксплуатацию 1200 км новых федеральных автомобильных дорог, из них 593 км должны быть введены на Дальнем Востоке. Эту задачу предстоит решать дальневосточным дорожникам, для чего понадобится максимальная оптимизация производственных мощностей и человеческих ресурсов.

 

 

Итоги 2013 года, ближайшие перспективы

 

В 2013 году в эксплуатацию введено 19 объектов общей протяженностью 153,414 км / 527,940 пог. м, в том числе 3 объекта по устройству электроосвещения. Кроме того, дополнительно введены 4 пусковых комплекса протяженностью 41,741 км / 136,45 пог. м.

 

На 2014 год перед ФКУ ДСД «Дальний Восток» поставлена задача сохранения достигнутых в 2013 году темпов строительства и реконструкции участков автомобильных дорог федерального значения, искусственных сооружений, повышения уровня обустройства существующих автомобильных дорог с соответствующим увеличением ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов.

 

В соответствии с доведенной ФАИП на 2014 год в процессе строительства и реконструкции находятся 40 объектов, общей протяженностью 560,99 км и 3840,1 пог. м мостов. Основной объем инвестиций направлен на реконструкцию участков федеральной автомобильной дороги А-360 «Лена» Невер – Якутск – 12,7 млрд рублей, на втором месте по объему инвестиций находится федеральная автомобильная дорога М-60 «Уссури» от Хабаровска до Владивостока – 7,1 млрд рублей, на строительство федеральной автомобильной дороги «Колыма» – строящаяся дорога от Якутска до Магадана – выделено 3,1 млрд рублей, на реконструкцию федеральной автомобильной дороги М-58 «Амур» Чита – Хабаровск – 0,7 млрд рублей. Ввести в эксплуатацию по заданию планируется 24 объекта протяженностью 237,2 км дорог, в том числе 2771,215 пог. м мостов и путепроводов, из них 1 объект – повышение уровня обустройства (СПВК 991 км «Амур»).

 

При этом следует отметить, что в 2013 году введены дополнительно 4 пусковых комплекса протяженностью 41,741 км и 136,45 пог. м. По данным пусковым комплексам на конец 2013 года не были внесены изменения в ФАИП, и, соответственно, на начало 2014 года данные мощности введены. В соответствии с заданием необходимо дополнительно ввести 195,45 км.

Предложения ФКУ ДСД «Дальний Восток»предусматривают в рамках доведенных заданием Росавтодора объемов дорожных работ включение в программу 2014 года 5 вновь начинаемых объектов и ввод в эксплуатацию 229,0 км автомобильных дорог и 2479,77 пог. м искусственных сооружений на них, а также создание задела на 2015–2016 годы для более равномерного ввода мощностей по годам строительства.

 

В соответствии с доведенным заданием на 2014–2016 годы предусмотрен объем финансирования в размере 62 810,8 млн рублей, что позволит ввести в эксплуатацию 505,993 км автомобильных дорог и 4033,202 пог. м искусственных сооружений.

Предложения ФКУ ДСД «Дальний Восток» подготовлены без изменения объемов бюджетных ассигнований, утвержденных ФАИП 2014–2016 годов. Все изменения подготовлены с максимальным использованием резервов внутри каждого инвестиционного проекта, образовавшихся за счет экономии средств заказчика, а также экономии средств подрядчика, сложившейся за счет снижения стоимости строительства с сохранением качества и надежности объектов за счет применения инновационных технологий и рационального использования бюджетных средств, для оптимизации ввода объектов в эксплуатацию по каждому году строительства.

 

 

Федеральная автомобильная дорога «Уссури» Хабаровск – Владивосток сегодня. Перспектива развития трассы

 

Автомобильная дорога «Уссури» от Хабаровска до Владивостока является главной транспортной артерией юга Дальнего Востока, связывая районы Хабаровского края и Приморского края, по которым она непосредственно проходит, между собой и обеспечивая транспортный выход Приморского края на федеральную автомобильную дорогу «Амур» Чита – Хабаровск. Автомобильная дорога «Уссури» Хабаровск – Владивосток протяженностью 740 км проходит по территории Хабаровского края (0–240 км) и Приморского края (240–740 км), является составной частью главного международного транспортного коридора России «запад – восток» (МТК «Транссиб»). Развитие этого направления имеет исключительно важное значение для России в реализации как внутрироссийских транспортно-экономических связей, так и транзитных интермодальных перевозок между странами Тихоокеанского бассейна и Западной Европы.

 

Создание автомагистрали международного уровня будет способствовать увеличению международных транзитных перевозок и международного туризма, комплексному развитию территорий и их транспортных коммуникаций, повышению занятости и жизненного уровня населения.

 

В результате реализации данного проекта ожидаются прямые выгоды пользователей автодороги, возникающие в результате:

– увеличения скоростей движения автомобилей и, как результат, снижения расхода горючего, преждевременного износа транспортных средств, уменьшения затрат на обслуживание и ремонт автомобилей, сокращения потребности в дополнительных транспортных средствах вследствие увеличения их производительности;

– повышения удобства и безопасности движения пассажирского транспорта, сокращения времени пребывания пассажиров в пути, уменьшения количества дорожно-транспортных происшествий;

 

Первоочередной задачей, стоящей перед дирекцией на ближайшую перспективу, является приведение автомобильной дороги «Уссури» Хабаровск – Владивосток в нормативное состояние на всем ее протяжении.

На всем протяжении дорога имеет асфальтобетонное покрытие, состояние которого характеризуется различными дефектами: сеткой трещин, выбоинами, просадками, колейностью, видимость на отдельных участках не обеспечена, радиусы кривых в плане меньше нормативных, часть дороги проходит через населенные пункты (с. Сосновка, п. 24-й км, п. Корфовский, п. Лермонтовка, г. Бикин).

 

Исходя из транспортно-эксплуатационного состояния, автомобильная дорога «Уссури» Хабаровск – Владивосток на основном протяжении (570 км) не соответствует нормативным требованиям, не обеспечивает требуемую пропускную способность и безопасность дорожного движения и требует проведения реконструкции с переводом в более высокую категорию, соответствующую перспективной интенсивности движения.

В соответствии с перспективной интенсивностью движения автомобильная дорога отнесена к Iи IIтехнической категории. Основными задачами на плановый период 2013–2015 годов являются приведение в нормативное состояние 130 км автомобильной дороги.

 

По территории Хабаровского края будет решена задача по обеспечению благоприятного входа автомобильной дороги «Уссури» в г. Хабаровск с обходом населенных пунктов с. Сосновка, п. 24-й км, п. Корфовский и Чирки (12–36 км), строительство автомобильной дороги по новому направлению в обход населенных пунктов п. Лермонтовка (176,3–182,4 км), г. Бикин (209–222,7 км) и перестройка сложного участка 141–149 км (Котиковский перевал), реконструкция участков с необеспеченной пропускной способностью и не удовлетворяющих нормативным требованиям с учетом перспективной интенсивности движения, в том числе на участках 36–59, 93–98, 105–118, 149–176,3 км.

 

На территории Приморского края будут решаться аналогичные задачи:

– реконструкция автомобильной дороги на участках с необеспеченной пропускной способностью и не удовлетворяющих нормативным требованиям с учетом перспективной интенсивности движения, в том числе на участках 376–381, 385–399, 622–639, 672,65– 681,4 км («узкое» место).

С наступлением весны на федеральной автомобильной дороге «Уссури» Хабаровск – Владивосток продолжаетcя производство работ по строительству и реконструкции участков трассы. На сегодняшний день в реконструкции находятся 13 объектов федеральной автомобильной дороги «Уссури» общей протяженностью 108,539 км и 1973,18 пог. м мостовых сооружений.

 

Работы по реконструкции проводятся на участках: 12–36, 105–118, 141–149, 176,3–182,4 км в Хабаровском крае и 355–366, 385–399, 591, 622–639, 681,4–687,7 км в Приморском крае. Кроме того, ведутся работы по реконструкции двух ремонтонепригодных мостов на 458 + 561 и 540 + 099 км в Приморском крае.

В текущем году планируется ввести в эксплуатацию 7 участков федеральной трассы протяженностью 57,8 км и 1265,65 пог. м мостовых сооружений.

Проводимые работы позволят привести участки автомобильных дорог в нормативное состояние, улучшить транспортно-эксплуатационное состояние, повысить комфорт и безопасность дорожного движения.

 

 

Инновационные технологии, применяемые при реконструкции трассы «Уссури»

 

Внедрение инноваций – необходимый, вызванный определенными потребностями в обеспечении высококачественного масштабного строительства безопасных и долговечных автомобильных дорог процесс развития дорожной отрасли. Инновации в дорожном строительстве нередко удешевляют стоимость строительства как раз за счет сокращения времени производственных операций и увеличения эффективности проводимых работ, уменьшения численности персонала и сокращения сроков строительства. Дирекция, как и любой другой заказчик в системе Росавтодора, нацелена на эффективное расходование бюджетных средств, выделяемых на строительство и реконструкцию федеральных автомобильных дорог. Это выражается во вводе в эксплуатацию завершенных капитальным строительством объектов в строго регламентированные сроки, полностью соответствующих проектной документации, а значит, отвечающих современным требованиям безопасности.

 

При строительстве и реконструкции автомобильной дороги «Уссури» Хабаровск – Владивосток широко используется:

– замена ж/б труб на металлические, что позволяет сократить строки строительства и увеличить срок службы сооружения, включая в дальнейшем сокращение эксплуатационных затрат;

– применяются новые отечественные лакокрасочные материалы и мастики, что позволяет выполнять отдельные виды работ при отрицательных температурах воздуха;

– на отдельных участках дороги (обход г. Уссурийска) покрытие выполнено из щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА – горячая асфальтобетонная смесь, состоящая из щебеночного каркаса, в котором все пустоты между щебнем заполнены смесью битума с дробленым песком и минеральным порошком). Применение данного материала показало хорошие эксплуатационные качества: уменьшилось количество трещин, неровностей, колееобразование также существенно уменьшилось;

– подрядчиками значительно обновлен парк дорожных машин, используются новые типы асфальтоукладчиков, грейдеров с автоматизированной системой контроля;

– широко применяются геосинтетические материалы.

 

 

Реализация нового проекта

 

В 2009–2011 годах была разработана проектная документация на реконструкцию автомобильной дороги «Уссури» Хабаровск – Владивосток на участке 12–36 км. Впервые в Хабаровском крае будет построена автомобильная дорога категории Iб – скоростная дорога (скорость движения увеличится до 120 км/ч) с покрытием из тяжелого бетона толщиной 24 см.

В процессе работы предстоит разработать 5,7 млн м3 грунта, из них 2,32 млн м3 скального массива с применением конверсионной технологии – шпуровых газогенераторов давления, позволяющей избежать ударной воздушной и сейсмической волн, выброса токсичных газов и разлета осколков.

 

Новая трасса начинается за городской чертой от 2 + 400 км автодороги территориального значения «Обход с. Красная Речка – с. Казакевичево», обходит с западной стороны дачные поселки, с. Сосновку, пересекает р. Красная речка, идет по склону хребта Большой Хехцир. На ПК 63 + 18 пересекает существующую а/д А-370 «Уссури», на ПК 66 + 85 – железнодорожную магистраль «Транссиб» (8553 км). Далее трасса проходит по склонам хребта Малый Хехцир, обходит поселки 24-й км, Корфовский и на 28 + 750 км соединяется со строящимся участком 28 + 750–36 + 000 км.

 

На объекте предстоит возвести две путепроводные развязки, построить три путепровода, мост через р. Красная речка, 27 металлических гофрированных труб общей длинной 1364,5 м, 5 железобетонных труб общей длинной 474,5 м, 5 металлических гофрированных арочных конструкций диаметром 9,5 м общей длиной 176,8 м.

 

После завершения реконструкции участков 12 + 000–28 + 750 км, 28 + 750–36 + 000 км (последний строится и вводится в эксплуатацию в те же сроки) автомобильная дорога «Уссури» на протяжении 23,25 км будет отвечать всем современным нормативным требованиям. Встречные потоки будут разведены разделительной полосой и барьерным ограждением типа «Нью-Джерси», исключены пересечения и примыкания в одном уровне, обеспечено искусственное электроосвещение транспортных развязок и путепроводов. Дорога пройдет в обход населенных пунктов. При этом старая схема движения транспортных потоков будет сохранена. Нормативный срок службы дорог с цементобетонным покрытием – минимум 25 лет. Срок окончания работ – в сентябре 2016 года.

 

Ольга Карпенко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика