Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Образование для профессионалов | Издательский дом

Образование для профессионалов

 

Председатель комитета по транспортному строительству Национального объединения строителей, генеральный директор СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонид Хвоинский

 

Профессиональное образование в России находится в процессе преобразований. С одной стороны, внедряются новые образовательные стандарты, проводится реорганизация структур учебных заведений. С другой стороны, с развитием техники и технологий появляются новые требования к уровню знаний специалистов, разрабатываются современные профессиональные стандарты, которые необходимо учитывать в образовательном процессе.

 

Саморегулируемая организация НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» занимается всеми направлениями подготовки и переподготовки кадров, включая участие в государственных экзаменационных комиссиях ведущих профильных вузов России, повышение квалификации ИТР и подготовку рабочих кадров.

 

 

Взаимодействие с Федеральным дорожным агентством

 

Согласно Федеральному закону № 236-ФЗ от 3 декабря 2012 года «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона «О техническом регулировании» и постановлению Правительства РФ от 29 ноября 2012 года № 2204-р был разработан «План первоочередных мероприятий по обеспечению качества и модернизации дорожного хозяйства», утвержденный руководителем Росавтодора 25 марта 2013 года. В соответствии с ним в Федеральном дорожном агентстве состоялось совещание (протокол № НБ-19/13 от 1 августа 2013 года), на котором СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ», как организации, наиболее компетентной в области дорожного строительства, было предложено принять участие в формировании «Системы непрерывного дополнительного профессионального образования работников дорожного хозяйства,ориентированной на организацию отрасли и инновационность развития».

 

Совместно с Федеральным дорожным агентством была создана рабочая группа, которая обсудила вопросы:

·        разработки профессиональных стандартов для дорожной отрасли;

·        разработки отраслевой рамки квалификаций дорожной отрасли;

·         создания отраслевой системы оценки и сертификации профессиональных компетенций работников дорожного хозяйства;

·         разработки программы социальной адаптации и закрепления молодых специалистов на предприятиях дорожного хозяйства;

·         организации обучения профессиональных рабочих кадров.

 

 

Новая структура профобразования

 

Долгое время структура профобразования в России состояла из трех ступеней: начального, среднего и высшего профессионального образования. С 1 сентября 2013 года в нашей стране действует новая схема подготовки кадров. Начальное и среднее образование теперь не разделяются. Проводится структурное объединение общеобразовательных школ, профтехучилищ и колледжей (техникумов). В таких комплексных учебных заведениях будут готовить квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (техников). Высшие учебные заведения переходят на выпуск бакалавров и магистров, оставив подготовку специалистов лишь для отдельных видов инженерных специальностей.

 

Новый подход к образованию оставляет немало нерешенных вопросов, касающихся использования специалистов в практической работе. В действующем сейчас Едином квалификационном справочнике (ЕКС) нет, например, сведений об уровне квалификации бакалавра или магистра, непонятно, кем они могут работать на производстве. Чтобы дать ответ на этот и другие вопросы, на основании опыта других стран Правительство РФ поставило задачу по созданию национальной системы профессиональных стандартов.

 

 

Разработка профессиональных стандартов

 

Система национальных стандартов должна установить современный уровень требований к знаниям, умениям и навыкам работника, позволяющим ему качественно выполнять конкретную трудовую функцию (трудовые функции) в рамках соответствующей области профессиональной деятельности.

При этом уровень требований должен быть одинаковым для профессиональных и для образовательных стандартов. Соответственно, в профессиональных стандартах должны отражаться требования работодателей к результатам обучения работников, а образовательные стандарты, в свою очередь, должны излагать требования к соответствующим программам обучения для достижения поставленного результата.

 

Система квалификаций, заложенная в Национальных профессиональных стандартах, призвана обеспечить соответствие качества подготовки специалиста выдаваемым документам о получении той или иной специальности. В ее основе лежат уровни квалификаций, представляющих собой обобщенное описание требований к квалификациям работника, признаваемым на общефедеральном уровне. Они содержат следующие показатели:

·        полномочия и ответственность;

·        характер умений;

·        характер знаний;

·        основные пути достижения уровня квалификации.

 

В 2008 году Министерством труда и социальной защиты была разработана национальная рамка квалификаций Российской Федерации, которая применяется в целях:

·       формирования единой системы квалификаций;

·       разработки отраслевых рамок квалификаций;

·       установления единых требований к квалификации работников при разработке профессиональных и образовательных стандартов.

 

Приказом Минтруда РФ №148-н от 12 апреля 2012 года утверждены уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. В ее основе лежат девять уровней квалификации, представляющие собой обобщенное описание единых требований к квалификации работников. Единые требования могут быть расширены и уточнены с учетом специфики видов профессиональной деятельности.

 

3 декабря 2012 года Федеральным законом № 236-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс РФ, которые определили и конкретизировали понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт».

 

Квалификация работника –уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

В мае 2013 года появилась нормативно-правовая база для разработки профессиональных стандартов (поправки в ТК РФ, Постановление Правительства РФ «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», приказы Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2012 года № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта» и № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»).

 

В настоящий момент при участии СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» ведется работа над профессиональными стандартами для дорожной отрасли по рабочим специальностям:

·        машинист автогрейдера;

·         машинист бульдозера;

·        машинист экскаватора;

·         машинист укладчика асфальтобетона;

·         асфальтобетонщик.

 

Ответственным разработчиком определен Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). Для качественной оценки профстандартов привлечена группа экспертов из высокопрофессиональных специалистов предприятий-членов СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ».

 

 

Повышение квалификации и аттестация ИТР

 

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и утвержденным Общим собранием партнерства «Положением о порядке и условиях обучения руководителей и специалистов организаций – членов Некоммерческого партнерства «Межрегиональное объединение дорожников «СОЮЗДОРСТРОЙ», члены Партнерства обязаны проходить повышение квалификации не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности. Обучение проводится в 39 высших учебных заведениях России, имеющих соглашение о сотрудничестве с СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». Повышение квалификации специалистов проводится по 16 учебным программам, согласованным с партнерством и разработанным с учетом уровня знаний, необходимых для допуска к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства.

 

Для контроля своевременного повышения квалификации создана база данных специалистов, заявленных при получении свидетельства о допуске к видам работ от СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». По состоянию на 20 января 2014 года она составляет 8057 ИТР.

За период деятельности партнерства повышение квалификации прошли 8097 руководителей и специалистов.

Федеральным законом № 240-ФЗ установлено, что минимально необходимым требованием к выдаче свидетельств о допуске, помимо требования к повышению квалификации, является требование по прохождению аттестации руководящих работников и специалистов организации.

Для проведения аттестации партнерством разработано и утверждено на общем собрании «Положение о порядке проведения аттестации». В соответствии с Положением сформированы аттестационные комиссии при вузах, которые проводят повышение квалификации. В составы аттестационных комиссий обязательно входят представители СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ».

Участвуя в реализации программы поддержки предприятий малого бизнеса, которую проводит Национальное объединение строителей, партнерство организует бесплатное повышение квалификации с проведением аттестации для специалистов, работающих на предприятиях малого бизнеса. В состав СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» входят 137 таких организаций. К ним относятся предприятия с численностью работающих до 100 человек и выручкой за прошедший год без учета налогов не более 400 млн рублей. В 2012–2013 годах прошли бесплатное обучение 220 специалистов – представителей 48 организаций.

Кроме этого, в 2013 году при содействии СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» 12 специалистов прошли бесплатное обучение по программе «Охрана труда».

 

 

Подготовка рабочих кадров

 

Для качественного и безопасного выполнения строительных работ в подрядных организациях должны работать не только специалисты с высшим образованием, но и высококвалифицированные рабочие, обладающие теоретическими знаниями и практическими навыками работы с современными технологиями и материалами.

Результаты опроса руководителей предприятий, входящих в СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ», показали, что члены партнерства на постоянной основе взаимодействуют с 50 учебными центрами России. Среди специальностей, по которым в них ведется обучение, было названо 26 основных рабочих профессий, необходимых для дорожно-транспортного строительства.

 

В 2012–2013 годах специалисты СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» обследовали учебные центры и оценили качество подготовки рабочих кадров в соответствии с разработанными в партнерстве показателями и специальной системой баллов. В число сравнительных характеристик вошли такие критерии, как:

·        количество обучающихся по дорожно-строительным специальностям за 5 лет;

·        наличие квалифицированного преподавательского состава;

·        оснащенность учебных классов;

·        наличие тренажеров;

·        наличие полигонов для практических занятий;

·        возможность проживания на период обучения;

·        опыт подготовки специалистов по дорожным профессиям.

 

В результате определено 29 центров, которые проводят наиболее качественное обучение и переподготовку рабочих специалистов. С ними заключены договоры о сотрудничестве в области подготовки рабочих кадров для организаций – членов СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ».

Взаимодействие с центрами подготовки рабочих кадров показало, что в современных условиях очень многое зависит от разворотливости и предприимчивости администрации. Каждый руководитель центра по-своему пытается повысить качество подготовки специалистов. Одни делают упор на компьютерные, виртуальные средства обучения, другие по старинке готовят макеты, позволяющие показать принцип работы современной техники, третьи привлекают средства спонсоров для приобретения учебных тренажеров, машин и механизмов, четвертые опираются на проведение практики в условиях реального строительства.

 

Партнерство исходит из того, что уровень подготовки кадров должен быть единым, независимо от места расположения учебного заведения и способностей руководителей.

 

Участвуя в создании системы непрерывного профессионального образования, саморегулируемая организация НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» считает необходимым наладить координацию обучения рабочих кадров. В числе первоочередных задач:

·         организация централизованного набора учащихся по узкопрофильным специальностям;

·         согласование программ обучения;

·        помощь в обеспечении методическими рекомендациями;

·        содействие в укомплектовании квалифицированными преподавательскими кадрами;

·         участие в аттестации выпускников учебных центров.

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика