Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Достижения и проблемы современной дорожно-строительной отрасли. Мнение практика | Издательский дом
#

Достижения и проблемы современной дорожно-строительной отрасли. Мнение практика

 

Начальник ФКУ Упрдор «Кола» Валентин Васьков

 

 

За предыдущий год по основным направлениям деятельности: строительству, реконструкции, ремонту и содержанию – Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Санкт-Петербург – Мурманск» Федерального дорожного агентства (ФКУ Упрдор «Кола») освоило 17,5 млрд рублей из федерального бюджета.

 

 

Общая протяженность дорожной сети, подведомственной ФКУ Упрдор «Кола», – 1617,294 км, в том числе:1061,496 км на территории Республики Карелия и 555,798 км в Мурманской области. Это две автомобильные дороги: Р-21 «Кола» Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск – Печенга – граница с Королевством Норвегия и А-121 «Сортавала» Санкт-Петербург – Сортавала – автомобильная дорога Р-21 «Кола». В этом году в планах ФКУ Упрдор «Кола» – принять в оперативное управление автомобильную дорогу А-119 Вологда – Медвежьегорск – автомобильная дорога Р-21 «Кола» протяженностью 242,488 км.

 

 

Транспортная система Северо-Запада

 

Автомобильные дороги, находящиеся в ведении ФКУ Упрдор «Кола», являются составной частью транспортной системы Северо-Западного федерального округа, проходят по территории Республики Карелия и Мурманской области и являются частью транспортного коридора к границе России с Евросоюзом. Западная граница Республики Карелия совпадает с государственной границей РФ и Финляндии, одновременно являясь самым большим по протяженности участком границы с Европейским Союзом – 798,3 км. Мурманская область имеет прямой выход к границе с Королевством Норвегия. Автомобильные дороги Р-21 «Кола» и А-121 «Сортавала» весьма значимы для экономики и инвестиционной привлекательности двух регионов и России в целом. Они призваны обеспечивать непрерывность, пропускную способность, комфорт и безопасность движения автотранспорта, что лежит в основе дорожной политики управления.

 

 

Задание выполнено

 

В соответствии с доведенными заданиями управление обеспечило 100%-й ввод в эксплуатацию объектов строительства и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также объектов обустройства автомобильных дорог федерального значения.

В 2013 году ФКУ Упрдор «Кола» ввело в эксплуатацию 51,532 км автомобильных дорог общего пользования, 393,56 пог. м мостовых сооружений, 5,543 км линий электроосвещения населенных пунктов, 7,902 км вновь установленного металлического барьерного ограждения, а также стационарный пункт весового контроля. Капитальный ремонт коснулся 99,98 км действующей сети автомобильных дорог.

 

Особенно хотелось бы отметить работу по строительству и реконструкции участков автомобильной дороги от Санкт-Петербурга через Приозерск, Сортавалу до Петрозаводска. Участок дороги А-121 «Сортавала» 155–173 км был введен в эксплуатацию в начале октября 2013 года. До реконструкции федеральная трасса не отвечала современным требованиям. Дорожное покрытие находилось в неудовлетворительном состоянии, а местами покрытие дороги было щебеночно-гравийным. Особенности рельефа, частые крутые повороты и спуски ограничивали видимость на дороге и негативно влияли на безопасность дорожного движения. Дорога уже не справлялась с нарастающим грузопотоком. Значимость данной дороги для региона весьма велика. Дорога обеспечивает выход южных районов Карелии в Финляндию, кратчайший выход к морским портам Ленинградской области, связывает между собой Карелию и Ленинградскую область. Реализация данного масштабного проекта – прежде всего, комплексное решение проблем транспортной доступности и инвестиционной привлекательности Карелии.

 

Новая трасса прошла в обход населенных пунктов и не пересекает железную дорогу. Строительство автомобильной дороги велось по новому направлению, так как при проектировании выяснилась необходимость больших объемов буровзрывных работ. Особенностью данного объекта стало применение инновационных технологий: укрепления слабых грунтов основания земляного полотна буронабивными сваями (длинной 21 м) в объеме 4299 штук, а также метода контурного взрывания при разработке скальных выемок. Все буровзрывные работы производились шпуровым методом. Преимущество этого метода – хорошее дробление породы за счет равномерного распределения взрывчатого вещества, что позволило сохранить и подчеркнуть естественную красоту природного ландшафта.

 

 

Технологии и материалы

 

Сегодня без инновационных технологий в дорожной отрасли не обойтись. Одним из приоритетных направлений деятельности управления является внедрение новых технологий, техники, конструкций и материалов. На протяжении всего периода строительства данного объекта применялась высокотехнологичная и высокопроизводительная техника, что позволило выполнить работы в сжатые сроки и с высоким качеством. Ввод объекта в эксплуатацию осуществлен с опережением графика работ на 14 месяцев.

 

В октябре 2013 года завершилась реконструкция мостового перехода через реку Печенгу на 1517 км автомобильнойдороги Р -21 «Кола» – от Санкт-Петербурга через Петрозаводск, Мурманск, Печенгу до границы с Норвегией (международный автомобильный пункт пропуска «Борисоглебск») в Мурманской области. Работы велись с сентября 2010 года. Длина моста – 159,93 пог. м.

 

Объект реконструкции можно со всей уверенностью назвать уникальным, потому что в нем тесно переплетены сложнейшие геологические условия – слабые, ненесущие грунты глубиной залегания до 80 м – с инновационными технологиями и нестандартными техническими решениями. Основанием для опор служат буронабивные столбы диаметром 1,2 м, погруженные на глубину до 76 м (6 шт. на каждую опору) с защемлением в коренные породы. В целях закрепления поверхности ненесущих грунтов устроены контролируемые модульные колонны в количестве 5126 шт., а также грунтоцементные сваи в количестве 4295 шт. Для снижения давления на основание опор моста земляное полотно подходов к мосту выполнено в облегченном варианте из пеноплекса, обернутого геотекстильным материалом. Кроме того, в целях недопущения оползания грунта в русло реки устроен железобетонный больверк (ростверк) на свайном основании. Несмотря на всю сложность проекта, благодаря слаженной работе заказчика, подрядчика и проектной организации объект был выполнен и сдан в эксплуатацию в установленные государственным контрактом сроки.

 

После реконструкции и капитального ремонта федеральные трассы Республики Карелия и Мурманской области кардинально преображаются. Они становятся не только безопасными и удобными, но и красивыми.

 

 

Текущие объекты

 

В текущем году ФКУ Упрдор «Кола» планирует завершение реконструкции автомобильной дороги Р-21 «Кола» на участке 1009–1021 км в Республике Карелия протяженностью 12,011 км. Вводом в эксплуатацию этого участка завершаются работы по реконструкции 62 км трассы, начатые в 2001 году.

В настоящее время продолжаются масштабные работы по объекту реконструкции автомобильной дороги «Кола», подъезд к г. Мурманску 0 -14 км в Мурманской области с планируемым вводом в эксплуатацию 15,210 км в 2016 году. Данное событие приурочено к празднованию 100-летия г. Мурманска. Также в 2014 году планируется ввод в эксплуатацию мостового перехода через реку Ковду на 1077  км автодороги Р-21 «Кола» в Мурманской области протяженностью 116,16 пог. м.

 

Необходимо отметить, что федеральная трасса Р-21 «Кола» Санкт-Петербург –Петрозаводск – Мурманск – Печенга – граница с Королевством Норвегия вошла в 11 приоритетных направлений развития федеральных автомобильных дорог, определенных Росавтодором на 2014 год.

Кроме этого, Республику Карелия называют краем тысячи озер и рек, поэтому приоритетным также является решение вопроса существующих ремонтонепригодных мостов, конструкции которых изношены и не соответствуют нормативным требованиям по грузоподъемности и пропускной способности.

 

 

Работа на перспективу

 

В программу дорожных работ ФКУ Упрдор «Кола» на ближайшую перспективу включены десятки километров реконструкции, капитального ремонта и ремонта подведомственных трасс. Важность объектов определяется не только экономической эффективностью, возрастающей потребностью в модернизации автомобильных трасс, но и значением для населения. Это, прежде всего, объекты строительства и реконструкции дорог с обходом населенных пунктов.

 

Также у ФКУ Упрдор «Кола» разработаны перспективные планы развития автомобильных дорог общего пользования федерального значения до 2022 года. С поставленной задачей – работать только на положительный результат и эффективно использовать бюджетные средства – справляется успешно. Управление динамично развивается, наращивая объемы строительства и реконструкции, внедряя новые технологии, ежедневно обеспечивая безопасность дорожного движения. Федеральные трассы, подведомственные управлению, становятся современней и комфортней, увеличивается полосность, пропускная способность, строятся обходы населенных пунктов, возводятся разноуровневые развязки, обустраивается инфраструктура. А это именно то, что необходимо современному пользователю автомобильной дороги.

 

 

Актуальные проблемы

 

Автомобильные дороги, подведомственные управлению, – это северные дороги. Климат региона характеризуется обильным количеством осадков, частыми штормовыми предупреждениями, затяжными метелями, выпадением в отдельные зимние дни месячной нормы снега. Трудности обуславливаются и особенностью рельефа Кольского полуострова со значительным количеством перевалов и снегозаносимых участков.

Сложность содержания автомобильных трасс на территории Республики Карелия и Мурманской области является актуальной проблемой.

 

В зимний период 2013–2014 годов ФКУ Упрдор «Кола» проводит в качестве эксперимента эксплуатацию участка автомобильной дороги Р-21 «Кола» 1408–1592 км под уплотненным снежным покровом – «в накате». Основываясь на многолетней положительной практике эксплуатации автомобильных дорог под уплотненным снежным покровом в зимний период в ряде европейских северных стран, управление разработало регламент по опытной эксплуатации данного участка дороги с уплотненным снежным покровом, согласованный с Управлением эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора и ФКУ «Росдортехнология». Специалисты управления уверены, что такой эксперимент позволит накопить практические данные применения такой технологии и определить необходимые требования для разработки новой редакции ГОСТ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

 

Еще одна актуальная проблема, решением которой серьезно занимается Управление, – это несанкционированный проезд транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы с превышением допустимого ограничения массы. Большегрузные автомобили наносят существенный вред трассам. Не рассчитанное на огромные нагрузки, а зачастую перегрузки, дорожное полотно быстро приходит в неудовлетворительное состояние.

 

В целях обеспечения сохранности федеральных дорог в феврале 2014 года на 421 км трассы Р-21 «Кола» в Республике Карелия заработал на полную мощность первый стационарный пункт весового контроля грузовых машин. Теперь потенциальные нарушители выявляются еще на этапе движения транспортных средств, так как стационарный пункт оборудован специальной системой весового контроля, который производит динамическое взвешивание грузовых транспортных средств без торможения транспортного потока. Система полностью работает в автоматическом режиме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика