Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Инновации пробивают путь | Издательский дом

Инновации пробивают путь

 

Председатель Комитета по регламенту Национального объединения строителей, заместитель генерального директора СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ»  Анатолий Хвоинский

 

Поговорку о том, что новое – это хорошо забытое старое, наглядно подтверждают современные технологии дорожного строительства, которые предлагается заимствовать за рубежом. Достаточно углубиться в корни вопроса, и оказывается, что многие заграничные инновации были хорошо знакомы российским дорожникам и применялись еще в 60-е годы прошлого века. Так случилось и с теплыми асфальтобетонными смесями, которые в последние годы приобретают все большую популярность как в России, так и во всем мире.

 

 

Конечно, возрождение «хорошо забытого старого» происходит на новом уровне, с учетом технического прогресса. Казалось бы, при существующих международных связях, развитых экономических контактах и свободе обмена информацией можно просто закупать имеющееся материалы, машины, оборудование и технологии, и применять их в работе. Но не тут-то было. Препятствием для внедрения инноваций становится отсутствие действующей нормативной базы.

Чтобы ее положения соответствовали реальной обстановке и отражали все особенности применения новых технологий, необходимы серьезные научные исследования, испытания и главным образом многолетние наблюдения за результатами работы предлагаемых новинок. К сожалению, сейчас научные базы развалены прошедшей перестройкой, а работа по созданию испытательных полигонов находится в начальной стадии. Поэтому в сложившихся условиях разработать соответствующие документы можно только опираясь на практику работы подрядчиков, которые порой на свой страх и риск используют технические новшества, заимствованные за рубежом или разработанные собственными силами.

 

 

Варианты внедрения

 

Чтобы ускорить внедрение и сделать законным применение новой технологии, есть несколько вариантов. Один из них – разработка стандартов саморегулируемой организации. СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» уже несколько лет ведет такую работу, помогая закрепить в стандартах инновационные технологии выполнения строительных работ с учетом современных строительных материалов и конструкций, а также с применением современных средств контроля качества работ.

Разработка стандартов осуществляется в соответствии с Программой стандартизации Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), в которой определены основные темы нормативных документов. Но периодически возникает потребность в применении тех или иных способов работы или материалов, не учтенных программой. В этом случае разработка стандартов осуществляется на основе предложений предприятий партнерства и последующего согласования с Национальным объединением строителей. По каждому поступившему предложению производится тщательный сбор информации о применении технологии, по которой предстоит разработать стандарт. Для более полного получения сведений идет интенсивный обмен опытом, как с выездами на места производства работ, так и в ходе проведения ознакомительных семинаров.

 

В настоящее время прорабатывается возможность разработки стандарта на устройство асфальтобетонных покрытий из теплых асфальтобетонных смесей. Для обобщения отечественного и зарубежного опытаработы по этой технологии саморегулируемая организация НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» и Ассоциация дорожников Москвы провели совместный семинар «Опыт применения теплых асфальтобетонных смесей в дорожном строительстве». В числе участников были руководители и представители подрядных организаций со всей России.

 

О современных подходах к производству и применению теплых асфальтобетонных смесей участникам семинара рассказал доктор технических наук, профессор МАДИ Юрий Васильев. Опыт работы и специализированную технику, необходимую для качественного применения предлагаемой технологии, представили специалисты ООО «ФАЙАТ БОМАГ РУС» во главе с директором Дмитрием Карелиным.

На семинаре отмечалось, что в Европе и Америке теплые асфальтобетонные смеси в дорожном строительстве используются широко, а вот в России распространению технологии препятствует отсутствие нормативной базы, научных наблюдений и обобщения имеющегося опыта работы.

 

Многие участники семинара говорили о том, что сама технология приготовления теплых асфальтобетонных смесей им хорошо знакома еще с 60-х годов прошлого века. Более того, с 1984 по 2009 год в Российской Федерации действовал ГОСТ на асфальтобетонные смеси. Там определялось, что к горячим относятся смеси, приготовляемые с использованием вязких битумов и применяемые непосредственно после приготовления с температурой не ниже 120 °С. Холодными считались смеси, приготовляемые с использованием жидких битумов, допускаемые к длительному хранению и применяемые с температурой не ниже 5 °С. А к теплым ГОСТ относил смеси, приготовляемые с использованием как вязких, так и жидких битумов и применяемые непосредственно после приготовления с температурой не ниже 70 °С.

В современном мире к теплым асфальтобетонным смесям причисляют смеси с температурой 90–120 °С. Одним из способов их приготовления, как и раньше, остается технология вспенивания битума, правда, на новом техническом уровне. Другой способ развился и предоставил расширенные возможности для применения такой смеси в связи с появлением новых химических твердых и жидких добавок.

По статистике, в 78% для приготовления теплых смесей используется непосредственно вспенивание битума холодной водой. Причем существует несколько вариантов. Первый представляет собой двухступенчатое дозирование, когда сначала в смесь добавляется жидкий битум и перемешивается, затем подается вязкий битум, вспененный водой при температуре 150–160 °С. В этом случае необходима установка соответствующего оборудования и применение двух видов битума.

Второй вариант заключается в пятиступенчатом дозировании. Суть в том, что вначале подается инертный материал, нагретый до 120° без мелкой фракции, и горячий битум, затем подается мокрый песок. Вода в песке соприкасается с горячим битумом, и он вспенивается. Происходит выравнивание температуры до 80°. И песок обволакивается более эффективно.

 

Третий вариант технологии, предложенный разработчиками фирмы FAYAT, связан с применением современных технических средств для дозирования. Для приготовления теплых смесейв битумопровод асфальтобетонного завода врезается вспенивающая рампа и присоединяется устройство для подачи холодной воды. При этом требуется отдельная система управления, которая очень точно дозирует воду, подавая ее при давлении в 70 бар.

Способ приготовления теплых асфальтобетонных смесей с помощью химических добавок технически менее сложен, но связан с дополнительными затратами на приобретение соответствующих материалов. Жидкие добавки вводятсяв битум при приготовлении асфальтобетонной смеси в количестве 0,2–0,5% от всего объема смеси и позволяют выпускать смеси при температуре 125–130°, а укладку вести при 90–110°. Твердые добавки (например, зеолит – гидрат силиката алюминия) подаются в смесь в виде гранул в количестве 0,3% от объема смеси. Гранулы абсорбируют в себя воду (до 20%), а высвобождается вода при нагреве смеси до 80°. Затем уже в смесителе происходит спонтанное вспенивание битума.

Преимуществ у применения теплых асфальтобетонных смесей немало. Как показывает опыт работы, затраты на установку дополнительного оборудования или на приобретение соответствующих добавок компенсируются за счет снижения затрат на производство смесей, связанных с уменьшением температуры нагрева каменных материалов, облегчением процессов перевозки, укладки и уплотнения смесей, уменьшения вредных выбросов, которые влияют не только на окружающую среду, но и на здоровье рабочих.

 

По данным из зарубежных источников, технологические решения, позволяющие снижать температуру приготовления смесей, могут применяться в производстве щебеночно-мастичных, резинобитумных и других асфальтобетонов. В ходе семинара, проведенного СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» и Ассоциацией дорожников Москвы, приводились данные практических наблюдений. Так, при уменьшении температуры смеси на 30° по сравнению с традиционной, при 5%-й влажности инертных материалов и температуре нагрева до 160° энергоэкономия составляет 14%. При идеальных условиях (сухие материалы и снижение температуры на 50°) экономия может доходить до 30%. В фактических цифрах она будет составлять в среднем порядка 50 рублей на тонну смеси в зависимости от вида применяемого топлива.

Следующим преимуществом применения теплых асфальтобетонных смесей становится увеличение производительности АБЗ. При сравнении этого показателя в классическом варианте с 5%-й влажностью инертных материалов и нагревом смеси до 150 °С с вариантом, в котором температура приготавливаемой смеси на 30° ниже, прирост производительности АБЗ ориентировочно составляет 9%.

Еще одним немаловажным качеством становится экологичность технологии. При нагреве битум выделяет летучие органические соединения, которые влияют на окружающую среду и условия работы. При уменьшении температуры приготавливаемой смеси снижается выброс вредных веществ и, соответственно, меньше становятся затраты на экологию.

 

Обменявшись данными о собственных наработках в применении теплых асфальтобетонных смесей в дорожном строительстве, участники семинара констатировали, что для широкого применения теплых асфальтобетонных смесей в России нужен нормативный документ на асфальтобетонные смеси. Он сделает возможным дальнейшее успешное применение современной технологии устройства асфальтобетонных покрытий из теплых асфальтобетонных смесей.

 

 

 

 

 

 

 
 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика