Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Возведение моста – дело исключительное | Издательский дом

Возведение моста – дело исключительное

 

Генеральный директор «НПО «Спецмост», доктор транспорта, заслуженный строитель Республики Саха (Якутия) Сергей Бегун

 

 

Научно-производственное объединение «Спецмост», созданное в 1991 году, специализировалось на ремонте аварийных мостов на автодорогах в северной климатической зоне и разработке технологий восстановления несущей способности деревометаллических ферм мостов конструкции Гау – Журавского, построенных еще в 40–60-е годы прошлого века.

 

 

Уже более 20 лет наше объединение занимает лидирующие позиции и является одним из крупнейших на Дальнем Востоке, эффективно работающим в сфере транспортного строительства. Наши объекты – это более 70 мостовых автодорожных переходов, действующих на трассах Чукотки, Республики Саха (Якутия), Магаданской и Читинской областей, Хабаровского края.

Структурные подразделения компании находятся в Республике Саха (Якутия), Магаданской области и Чукотском автономном округе, осуществляя строительство и реконструкцию, ремонт и проектирование, обследование и диагностику технического состояния мостов. При этом, если учитывать экстремальные природно-климатические условия, в которых работают строители компании, возведение каждого моста является делом исключительным.

 

 

Конструкция Гау – Журавского

 

Стремительный темп научно-технического прогресса нового века требует во всех отраслях деятельности не только обширных знаний, но и неординарного подхода к разработке новых идей и проектов.

В 90-е годы прошлого века эксплуатационный ресурс большей части искусственных сооружений региона был исчерпан, а традиционный способ их восстановления требовал больших материальных затрат и трудовых ресурсов. Именно тогда, оценив возможность решения наболевшей проблемы, была разработана и внедрена принципиально новая технология восстановления несущей способности деревометаллических ферм системы Гау – Журавского. Задача продления эксплуатационного ресурса мостов такой конструкции была успешно решена. Одним из преимуществ данного метода является возможность пропуска движения во время ведения ремонтных работ. Тем более что в условиях Крайнего Севера, где автомобильные дороги – единственные артерии жизнеобеспечения, сохранить непрерывность автодорожного сообщения крайне важно.

 

 

Наши объекты

 

Развитая транспортная инфраструктура – основа экономического развития любого региона, но особенно это важно в условиях Крайнего Севера и Дальнего Востока. В особых геологических и климатических условиях широко применяются современные инновационные технологии и материалы, без которых невозможно получить высококачественные дороги и мосты, отвечающие российским и мировым стандартам, а также повысить их долговечность и потребительские свойства. На протяжении всей работы объединения сделано было немало, но хотелось бы остановиться не некоторых объектах.

Коллектив компании трудился на строительстве жизненно важных для Дальнего Востока автодорогах: «Колыма» (Якутск – Магадан), «Амур» (Чита – Хабаровск), «Восток» (Хабаровск – Владивосток). В период с 2002 по 2007 год мостостроителями компании был сооружен и реконструирован целый ряд мостов через реки Ат – Мооле, Кюрбелях, Индигирка, Брюнгадэ, Большая Луговая, Мулкан, Пройденный. Сухая, Менкюлэ, Янранайвеем, Инкуливеем, Кухтуй, а через реку Апапельгин возведен уникальный, первый сталебетонный мост за Полярным кругом.

 

В 2010–2011 годах на автодороге «Умнас», недалеко от города Олекминск (Республика Саха (Якутия), сданы в эксплуатацию мостовые переходы через реки Малая и Большая Черепаниха общей длиной около 200 метров. Также ведется масштабная реконструкция мостовых переходов на участие Усть – Куйга – Депутатский автодороги «Яна» на самом севере Якутии. Введены в эксплуатацию мостовые переходы через реки Барса и Эпкыкылкан. В этом году будет сдан в эксплуатацию мост через реку Чэмэнгидэ.

 

Отдельно хочу остановиться на объектах Чукотского автономного округа. Всего несколько лет назад основными дорогами Чукотки были автозимники, действующие на период северного завоза. Сегодня постепенно создается сеть круглогодичных грунтовых дорог. Так, НПО «Спецмост», выиграв торги, исполняло государственные контракты, заключенные с ГУ «Управление автомобильных дорог Чукотского автономного округа», на усовершенствованном зимнике с продленным сроком эксплуатации Билибино – Анюйск. В свое время эта дорога попала в программу развития Сибири и Дальнего Востока до 2013 года. И коллектив объединения внес свою лепту в этот этап: построены и введены в эксплуатацию 11 мостовых переходов, один из которых – через реку Погынден, длиной более 200 метров. Заполярная Чукотка – особый регион России, где все основные работы и доставку строительных материалов и конструкций надо успеть сделать всего за четыре месяца в году – в короткое полярное лето. А с декабря по февраль работы вовсе прекращаются, и даже зимник Билибино – Анюйск ситуацию не спасает. Только при вводе всех мостов в летний период времени станет возможным бесперебойное сообщение до Билибино, откуда доставляется все необходимое для жизни Билибинского района, где сегодня ведется плановая реконструкция самой северной в России атомной электростанции.

 

Каждый введенный в эксплуатацию объект – своеобразная веха, очередная точка отсчета в истории объединения и одновременно в истории строительства мостов, в той особенной, требующей творчества, твердости духа и смелости решений научно-технической области, которая объединяет эволюцию технической мысли и основы успешного экономического развития.

 

 

Богаты профессионально и духовно

 

Рейтинг и успешное развитие компании определяется наличием квалифицированных кадров. Ведь не секрет, что активно развивающаяся компания заинтересована в профессиональной подготовке молодых специалистов. В высших учебных заведениях ежегодно обучается более десяти стипендиатов объединения, причем многие из них – это дети работников компании, которые готовятся стать последователями своих родителей, наглядно демонстрируя преемственность поколений. Помимо этого, сотрудничая с ведущими специалистами кафедры «Мосты и транспортные тоннели» Тихоокеанского государственного университета, НПО «Спецмост» вносит солидный вклад в пропаганду профессии мостостроителя, поднимая ее престиж и формируя имидж настоящей мужской профессии, издает учебно-методические пособия и книги, расширяет возможности инновационных решений проблем мостостроения в дорожной отрасли.

 

На сегодняшний день в объединении трудятся более полутысячи высококвалифицированных специалистов, в руководящем составе  – более 30 инженеров-мостовиков. А современная техническая оснащенность помогает коллективу решать производственные задачи без привлечения субподрядных организаций и аренды техники и оборудования.

Также хотелось бы отметить, что коллектив объединения не только обладает высокими профессиональными знаниями, но и богат духовно. Специалистами НПО «Спецмост» был разработан и успешно завершен общественно значимый проект, направленный на духовное возрождение и сохранение православных традиций: в пригороде Хабаровска за счет собственных средств компании построена часовня. Отдавая дань памяти жертвам политических репрессий и увековечивая их трудовой подвиг, по сложившейся в коллективе традиции на въезде к введенным в эксплуатацию мостовым сооружениям возводятся памятные обелиски из гранита.

 

 

Перспективы объединения

 

Одна из наиболее показательных характеристик успешности бизнеса – стабильность. Благодаря этому принципу, заложенному в основу деятельности нашей компании, у нас сложились прочные деловые отношения со многими крупными организациями Дальневосточного региона и за его пределами. И сегодня мы с оптимизмом отмечаем, что классический для строительства «волновой» процесс, когда один объект находится в нулевом цикле, на втором – монтируются пролетные строения, а третий готовится к сдаче в эксплуатацию, проходит без срыва. А это значит, что решение поставленных задач позволит увеличить транспортную доступность самых отдаленных уголков региона, сформировать круглогодичное наземное сообщение в комплексе с надежной работой всех видов транспорта, что станет ключом к решению целого ряда социально-экономических проблем.

 

В настоящее время ведется строительство 7 объектов на автодорогах Республики Саха (Якутия), пять из них будут сданы уже в этом году. А по итогу недавнего конкурса НПО «Спецмост» приступило к реализации двухгодичного государственного контракта по устройству сезонной автомобильной дороги с продленным сроком эксплуатации Зеленый Мыс – граница Чукотского АО автомобильной дороги «Арктика» в Нижнеколымском улусе.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика