Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры Московского региона | Издательский дом

Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры Московского региона

 
Учредитель ООО «ВТМ дорпроект» Михаил Ткаченко
 
 
Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для Московского региона и представляют собой сложный организм. Они связывают территории Москвы и Московской области со всеми частями страны, обеспечивают жизнедеятельность всех областных городов и населенных пунктов, во многом определяют возможности развития региона. 
 
 
На территории Московской области расположено 17 федеральных автомобильных дорог общей протяженностью 2450 км, а также имеется сеть областных и муниципальных дорог общей протяженностью около 30 тысяч км. 
Московская область имеет самую высокую плотностью автодорожной сети, составляющей около 600 км / 1000 км² при среднем показателе по Российской Федерации в 44 км / 1000 км², но и этого недостаточно в связи с тем, что для Московской области является естественной функцией обеспечение транзитных коридоров, соединяющих различные субъекты Российской Федерации со столицей России, а также с ближним и дальним зарубежьем. 
 
 
 
 
Транзитные функции: проблемы и пути решения
 
 
Выполнение Московским регионом транзитных функций в продвижении внешнеторговых грузопотоков значительно для Российской Федерации в целом. Так, в настоящее время на таможенных пунктах, расположенных в Подмосковье и собственно в Москве, перерабатывается более 60% грузов, доставляемых автомобильным транспортом в Российскую Федерацию. Это неизбежно приводит к чрезмерной концентрации автомобильного движения, сопровождаемого постоянными заторами и пробками. 
 
 
Можно выделить следующие основные проблемы, характерные для существующей сети автомобильных дорог:
геометрические параметры дорог не соответствуют техническим нормативам, определяемым существующей интенсивностью движения, и современным требованиям безопасности движения (особенно на головных участках федеральных автомобильных дорог);
не развита сеть автомобильных дорог, обеспечивающих скоростной режим движения, подъезды к объектам особой значимости (аэропорты, логистические центры и др.), перераспределяющих транзитные потоки автотранспорта на маршрутах международных транспортных коридоров;
не развита система поперечных связей между радиальными федеральными и основными территориальными автодорогами;
многие участки автодорог проходят через города и другие населенные пункты;
отсутствует необходимое количество пересечений в разных уровнях с автомобильными и железными дорогами.
Несоответствие уровня развития дорожной сети растущему спросу на автомобильные перевозки приводит к потерям времени в ожидании проезда при наличии постоянных транспортных заторов. 
Очевидно, что сложившаяся ситуация требует принятия срочных мер, в разработке и реализации которых ООО «ВТМ дорпроект» принимает активное участие. Наша организация по заказу ФКУ «Центравтомагистраль» реализует проект, предусматривающий проведение комплекса изысканий в целях развития сети федеральных автомобильных дорог в пределах Московского большого кольца в увязке с развитием сети автомобильных дорог Московского транспортного узла и направленный на разработку Программы долгосрочных мер по развитию автомобильных дорог Московской области на период с 2017 до 2032 года. 
 
 
 
 
Цель программы
 
 
Основной целью программы является совершенствование и развитие сети федеральных автомобильных дорог в соответствии с потребностями населения, экономики страны и региона, транспортной инфраструктуры, обеспечение требуемого уровня пропускной способности и плотности дорожной сети, стимулирование экономической активности, обеспечение безопасности дорожного движения. В рамках данной работы мы разработали компьютерную модель транспортных потоков Московской области, на основании которой предложили этапность проведения работ (капитальный ремонт, реконструкция, новое строительство), направленных на совершенствование и развитие федеральной дорожной сети. Первоочередные мероприятия, планируемые для реализации в рамках данной программы, призваны в ближайшее время развязать основные узлы транспортной напряженности на сети федеральных дорог региона. 
 
 
При разработке Программы были приняты во внимание, наряду с Программой развития федеральной сети автомобильных дорог, также Долгосрочная целевая программа «Дороги Подмосковья» и АИП «Развитие транспортной системы г. Москвы». Проведенная работа наглядно показала необходимость увязки сроков реализации проектов, разработка которых осуществляется за счет бюджетов различных уровней: федерального, Московской области и Москвы – для принятия решений, способных эффективно улучшить транспортную ситуацию путем обеспечения развития автодорожной сети как единого целого, прежде всего на административных границах хозяйствующих субъектов.
 
 
Ярким примером такого взаимодействия стал разработанный нашей организацией по заказу ФКУ «Центравтомагистраль» проект реконструкции Дмитровского шоссе на территории Московской области, рассматривающийся нашим заказчиком как один из приоритетных с учетом завершения масштабной реконструкции этой трассы на участке МКАД – поселок Северный, проводимой за счет бюджета г. Москвы. Реализация проекта позволит снять напряженность с головного участка магистрали, создав протяженную коммуникацию, способную взять транспортную нагрузку с ряда соседних дорог, работающих на грани своей пропускной способности. Проекты предусматривают исключение пересечений транспортных и пешеходных потоков в одном уровне, доведение геометрических параметров улично-дорожной сети до нормативных, увеличение количества полос движения до шести, минимизацию количества примыканий за счет строительства дублеров, повышение пропускной способности, обеспечение нормативного уровня загрузки, создание комфортных условий для участников дорожного движения. Еще одним примером использования комплексного подхода к решению инфраструктурных проблем региона может служить разрабатываемый нашей организацией по заказу Главного управления дорожного хозяйства Московской области проект реконструкции автомобильной дороги «Подход к г. Подольску», который, являясь логическим продолжением Варшавского шоссе, создает комфортную альтернативу федеральной автомобильной дороге М-2 «Крым» для жителей г. Подольска и всего южного сегмента Московской области.
 
 
 
 
Хордовые дороги
 
 
Следует отметить, что реконструкция лишь вылетных участков основных магистралей не может решить транспортные проблемы региона. Необходимо создание разветвленной поперечной сети автомобильных дорог, так называемых хордовых связей, которые позволяют за счет создания более разветвленной поперечной сети региональных дорог снять значительную часть нагрузки с «головных» участков федеральных магистралей и отдельных участков МКАД. Такие дороги, как правило, используются для внутрирегиональных корреспонденций и находятся в ведении как ГУДХ Московской области, так и г. Москвы, где они расположены в границах новых территорий города. Разрабатываемый нашей организацией по заказу ГУДХ Московской области проект автомобильной дороги Подольск – Домодедово является первым участком именно такой новой связи общей протяженностью 64 км, которая позволит в перспективе соединить трассы М-2 «Крым», М-4 «Дон», М-5 «Урал» с выходом на ЦКАД в районе Егорьевского шоссе и, проходя на приблизительно равном отдалении между МКАД и Малым Московским кольцом, позволит значительно разгрузить южный и юго-восточный сектора области. Логическим дополнением этого объекта являются выполненные нашей организацией проекты реконструкции автодороги в деревне Рассказовка, соединяющей Киевское и Боровское шоссе, и центральной улицы в поселке Коммунарка, которые превращаются в хордовые связи, обеспечивающие удобные коммуникации и соответствующие городским нормативам безопасности и скоростного режима с учетом масштабного строительства на территориях Новой Москвы.
 
 
 
 
Плодотворное сотрудничество
 
 
Важным аспектом в гармонизации дорожно-транспортной инфраструктуры региона является ликвидация пересечений автодорог и железнодорожных путей в одном уровне за счет разведения их в пространстве, что позволит значительно повысить как пропускную способность, так и комфортность и безопасность движения. Наша организация принимает участие в разработке таких локальных мероприятий. По проекту, выполненному нами в кратчайшие сроки, уже начато строительство путепровода на пересечении Можайского шоссе с Белорусским направлением железной дороги в районе станции Перхушково. Реализация данного проекта позволит развязать один из самых напряженных локальных транспортных узлов Подмосковья и станет одним из ключевых шагов в составе комплекса мер по развитию транспортной инфраструктуры Одинцовского района Московской области наряду с такими проектами, как реконструкция Красногорского шоссе, комплексное обустройство автодороги М-1 «Беларусь» и уже введенный в эксплуатацию Северный обход г. Одинцово, в работе над которыми мы также принимали или принимаем активное участие.
Очень важным фактором в развитии дорожно-инфраструктурной инфраструктуры региона является развитие плодотворного взаимодействия между Федеральным дорожным агентством, Москвой и Московской областью по взаимоувязке принимаемых проектных решений, которому способствовало создание НКО «Московский транспортный узел». Следующим этапом такого сотрудничества могло бы стать принятие некой единой программы, которая зафиксировала бы последовательность шагов по совершенствованию транспортной инфраструктуры всей Московской агломерации за счет бюджетов всех уровней с соответствующим обеспечением финансовыми средствами. В любом случае в этой работе на нас, проектировщиков, ложится особая ответственность, как на людей, разрабатывающих решения, призванные обеспечить целостность дорожно-транспортной инфраструктуры и ее функционирование и развитие как единого организма в течение многих десятилетий.
 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика