Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: 180 лет Гидрометеорологической службе России, состояние и перспективы развития метеорологического обеспечения гражданской авиации | Издательский дом
#

180 лет Гидрометеорологической службе России, состояние и перспективы развития метеорологического обеспечения гражданской авиации

 


Генеральный директор ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» Марина Петрова

 

В апреле 2014 года Гидрометеорологической службе России, одной из старейших в мире, исполнилось 180 лет. История службы чрезвычайно богата и многогранна. Остановимся на наиболее важных и интересных этапах.

 

В начале XIX века появилось множество предложений по созданию службы регулярных гидрометеорологических наблюдений в Российской Империи. Они и явились основой проекта организации службы, за осуществление которого взялся выдающийся ученый и организатор, академик Адольф Яковлевич Купфер.Именно по его инициативе было подготовлено обоснование создания Нормальной магнитно-метеорологической обсерватории и нескольких ее филиалов. Обоснование было оформлено в виде прошения от Штаба горных инженеров на имя Императора Николая I. Император наложил резолюцию «Согласен», что в то время было равносильно указу.

На базе Нормальной обсерватории в 1849 году была создана Главная физическая обсерватория (ГФО). С этого времени началось на планомерной основе формирование регулярной сети метеорологических и магнитных наблюдений, печатание и распространение материалов наблюдений, создание метеорологического приборостроения и системы поверки приборов.

В 1850 году в Эдинбурге А.Я. Купфер выступил с призывом к западным странам последовать примеру России. Предложения России об основах международного метеорологического сотрудничества были реализованы на Венском метеорологическом конгрессе в 1873 году созданием Международного метеорологического комитета при активном участии достойного преемника Купфера академика Генриха Ивановича Вильда. С 1950 года деятельность в области метеорологии координирует Всемирная метеорологическая организация (ВМО), как специализированный орган ООН.

В 1884 году академик М.А. Рыкачев (фото 2) подготовил проект «Программы по организации метеорологических наблюдений», предусматривающей создание единой инструкции для всех станций любого подчинения, которые должны были производить наблюдения приборами, прошедшими поверку и сравнение с нормальными приборами ГФО.

Начавшаяся после Октябрьской революции гражданская война и интервенция принесли огромный ущерб наблюдательной сети. Прекратили работу 1072 станции в европейской части России и 461 станция – в Сибири. В 1918 году ГФО получала сводки лишь от 17 станций страны и ни одной сводки из-за границы.

Но уже к 1920 году обсерватория получала данные наблюдений с 356 станций, а к 1923 году на территории России действовало 673 станции. Именно в это трудное время, еще до окончания гражданской войны, 21 июня 1921 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял «Декрет об организации метеорологической службы РСФСР», подписанный В.И. Лениным. Этот декрет не только узаконил деятельность ГФО как метеорологического центра России, но и предоставил широкие возможности для дальнейшего развития метеорологических исследований.

Служба бурно развивалась. В 1936 году ЦИК и СНК СССР приняли постановление об организации Главного управления Гидрометеорологической службы при Совете народных комиссаров СССР (ГУГМС при СНК СССР).

На июнь 1941 года на территории СССР функционировало 3947 метеорологических, 190 аэрологических, 240 авиационно-метеорологических станций, 4463 гидрологических станций и постов. Работало научно-техническое издательство, было создано 4 завода по выпуску гидрометеорологических приборов и ряд других организаций. К этому времени в системе ГУГМС работало около 30 тысяч сотрудников, в том числе более 3,5 тысячи специалистов с высшим и средним специальным образованием.

 

С началом Великой Отечественной войны Гидрометслужба страны была переведена в состав Красной Армии. Возглавлял службу в то время известный полярник и ученый, Герой Советского Союза генерал-лейтенант Евгений Константинович Федоров. Гидрометеорологическое обеспечение боевых действий Вооруженных сил в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов является одной из ярких страниц деятельности службы, внесшей неоценимый вклад в Великую Победу.

Новый этап в развитии Гидрометслужбы наступил в 1960-е годы одновременно с возвращением на пост начальника ГУГМС академика Е.К. Федорова, замечательного ученого и организатора. Позже в 1987 году на воду было спущено крупнейшее в мире (водоизмещение 16 тысяч тонн) научно-исследовательское судно, названное в честь академика Е.К. Федорова. На Гидрометслужбу было возложено выполнение ряда новых ответственных задач: создание служб контроля загрязнения атмосферы и водных объектов, активных воздействий на гидрометеорологические процессы и явления. Огромное развитие получили спутниковые методы исследования в области метеорологии, гидрологии, океанологии, изучения природных ресурсов.

Внедрение вычислительной техники, численных методов анализа и прогноза погоды, автоматизированных систем сбора, обработки, представления и распространения информации в корне преобразовало технологические процессы, развитые и используемые в службе. Функционировали новые первоклассные научно-исследовательские суда, самолеты-лаборатории и др.

Признанием возросшей роли Гидрометслужбы в жизнеобеспечении страны явилось преобразование в 1978 году ГУГМС в Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды (Госкомгидромет СССР), который был отнесен к общесоюзным государственным комитетам, а его председатель академик Юрий Антониевич Израэль являлся членом Правительства СССР.

С начала 90-х годов XX века в ходе экономических и политических реформ финансирование деятельности Росгидромета резко сократилось. Ухудшение коснулось всех компонентов: наблюдательных сетей, систем передачи данных, средств архивации и обработки данных, качества подготавливаемых прогнозов, оценок климата и его изменений, научно-исследовательской базы. К примеру, начиная с 1987 года Росгидромет был вынужден закрыть или законсервировать около 30 процентов наземных наблюдательных станций. Российские метеорологические спутники прекратили оперативную работу либо функционировали неудовлетворительно. Метеорологические радиолокаторы для отслеживания грозовых облаков имелись всего в нескольких городах. Работу вычислительного центра Росгидромета обеспечивал один суперкомпьютер CRAY, установленный еще в середине 90-х годов (его быстродействие примерно в тысячу раз уступало потенциалу аналогичных международных центров).

Несмотря на эти непростые условия, Росгидромет продолжал выполнять свои функции, сохранив основные технические кадры и специалистов, традиции и самостоятельность организации.

 

8 февраля 2002 года было издано постановление Правительства РФ № 94 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации по международному обмену данными гидрометеорологических наблюдений и осуществлению функций Мирового метеорологического центра в г. Москве».

Позже в процессе реализации проекта «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета» (проект «Росгидромет-1») было установлено 1627 автоматизированных метеорологических комплексов (АМК),наблюдение на которых проводится с участием метеорологического персонала на существовавших ранее «ручных» метеостанциях, а также 310 автоматических метеорологических станциях (АМС). Эти АМС установлены в труднодоступных регионах и функционируют в полном автономном режиме. Внедрение почти 2000 наблюдательных систем способствовало значительному увеличению объемов собираемой и распространяемой информации, и сокращению времени доведения до центров обработки информации.

8 мая 2014 года вступило в силу Соглашение о займе между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития, которое предусматривает привлечение займа МБРР в размере 60 млн долларов США на реализацию проекта «Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2».

 

 

Проект «Росгидромет-2»

 

Проект «Росгидромет-2»состоит из нескольких компонентов, важнейшими из которых являются:

1) Компонент A. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и систем доведения до потребителей метеорологических, климатических и гидрологических данных и информации. Этот компонент предусматривает развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и расширение технических возможностей в целях повышения качества оперативного прогнозирования и другой гидрометеорологической продукции, оказания содействия в осуществлении научных исследований в области климата и улучшении доступа к данным и информации Росгидромета, включая архивные данные. Мероприятия этого компонента будут реализовываться в рамках трех подкомпонентов.

2) Компонент B. Модернизация наблюдательных сетей.Главная цель – модернизация оборудования и технологий в ключевых компонентах наблюдательных сетей Росгидромета, а также комплексная модернизация гидрологической наблюдательной сети в бассейне реки Волги.

 

Прошедшая модернизация в рамках проекта «Росгидромет-1» и проводимая в настоящее время реализация проекта «Росгидромет-2» выводят Гидрометслужбу страны на ведущие мировые позиции, как это было 25–30 лет назад.

Главной задачей любой гидрометслужбы является своевременное и качественное обеспечение различных секторов экономики фактической и прогностической информацией. Не является секретом, что самой погодозависимой отраслью экономики является авиация. Модернизация базовой инфраструктуры Гидрометслужбы России в рамках вышеуказанных двух проектов значительно повышает стартовые возможности дальнейшего совершенствования метеорологического обеспечения гражданской авиации, и в первую очередь в целях повышения безопасности полетов.

 

С этой целью в системе Росгидромета проделана и проводится следующая работа:

·         совершенствуется система менеджмента качества (СМК) в области метеорологического обслуживания авиации;

·         проведена оценка компетентности авиационного метеорологического персонала, рекомендованная ВМО;

·         на постоянной основе ведется автоматизированная верификация прогнозов (TAF) по аэродромам РФ и стран СНГ, мониторинг ОРМЕТ-информации;

·         осуществляется инспектирование авиаметеорологических подразделений, в том числе на соответствие СМК;

·         осуществляется взаимодействие с авиационными пользователями по вопросам удовлетворенности качеством и необходимой технологии предоставления метеорологической информации;

·         разработана Программа по осуществлению и совершенствованию АМО;

·         проводится техническое и технологическое переоснащение авиаметеорологических подразделений;

·         совершенствуются технологии метеорологического обслуживания авиации;

·         осуществляется внедрение новых методов авиационных прогнозов сложных метеоусловий;

·         осуществляется методическое сопровождение участия органов метеорологического слежения (ОМС) Российской Федерации при проведении международных мониторингов TESTSIGMET-сообщений;

·         выполняется модернизация программного обеспечения Банка авиационных метеорологических данных Росгидромета (БАМД) для повышения уровня контроля за оперативными метеоданными, соблюдением правильности формата сводок.

 

 

Менеджмент качества

 

Крупнейшим учреждением Росгидромета, осуществляющим авиаметобеспечение, является ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета». В его состав входят 180 авиаметеорологических центров и станций (АМЦ и АМСГ), на которых работают около трех тысяч специалистов. Кроме того, ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» является основным центром телесвязи Росгидромета, а также выполняет функции центра телесвязи Мирового метеорологического центра Москваи регионального узла телесвязи системы Всемирной метеорологической организации (РУТ ВМО).

Ключевым моментом системы менеджмента качества (СМК) является постоянный мониторинг качества обслуживания пользователей авиаметеорологической информации, определение требований потребителей, совершенствование качества продукции. Исходя из этого в 2012 году специалистами ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» и Главного авиаметеорологического центра (ГАМЦ Росгидромета) был разработан вопросник о состоянии и качестве метеорологического обслуживания гражданской авиации в РФ для трех категорий пользователей. На основании вопросника было проведено анкетирование и анализ его результатов.

В 2013 году аналогичный опрос производился только среди членов летных экипажей. Всего было опрошено 3579 членов летных экипажей по 122 авиаметеорологическим подразделениям Росгидромета. Согласноанализу результатов анкетирования, качество предполетных метеорологических консультаций в авиаметеорологических подразделениях осталось высоким: оценку «Хорошо» дали 95% опрошенных пилотов.

Опрос нескольких тысяч респондентов позволяет считать полученные результаты статистически обоснованными. Данные опросы в Росгидромете будут проводиться ежегодно.

Оперативность, своевременность, полнота и качество наблюдений на аэродроме – основа метеорологической поддержки безопасности полетов на самых сложных этапах выполнения: взлет и посадка. Именно поэтому техническое переоснащение АМСГ – ключевое звено нашей деятельности.

 

 

Обеспечение авиации

 

Отдельно хотелось бы остановиться на авиаметеорологическом обеспечении авиации в период проведении XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, как примере эффективного использования новых технологий обслуживания авиационных пользователей.

Основной пункт прибытия пассажиров – аэропорт Сочи – является крупнейшим узлом российских и международных авиалиний. Метеоусловия для полетов гражданской авиации и орография места расположения аэропорта г. Сочи (Адлер) крайне сложны. Тем не менее метеорологическое обслуживание прибывающих на Олимпиаду гостей и участников было проведено на высоком уровне.

При подготовке к гидрометобеспечению Олимпийских игр в течение 2010–2012 годов была создана уникальная комплексная система наблюдений за гидрометеорологическими условиями.

ФГБУ «Авиаметтелеком Росгидромета» была проделана большая работа по модернизации авиаметеорологического обеспечения полетов в аэропорту Сочи и Черноморского центра организации воздушного движения. В результате проведенных мероприятий техническая оснащенность АМСГ Сочи за 3 года увеличилась в 5 раз. Это позволило обеспечить готовность авиационных метеорологов к метеообеспечению в периоды «пиковых» нагрузок – открытия и закрытия XXII Олимпийских игр в г. Сочи.

За период подготовки и проведения Олимпийских и Паралимпийских игр в аэропорту Сочи было обслужено около 7200 взлетно-посадочных операций (ВПО). Только 24 февраля было обеспечено метеоинформацией 575 ВПО. Для сравнения: за период, предшествовавший Олимпиаде, в сутки осуществлялось обслуживание около 60 взлетно-посадочных операций.

В некоторых авиаметеорологических подразделениях Росгидромета имеются проблемы, связанные с отказом ряда авиакомпаний оплачивать услуги по предоставлению метеорологической информации. Это обусловлено несоответствием между закрепленными за Росгидрометом полномочиями и сложившимися гражданско-правовыми отношениями между авиационными пользователями и поставщиками авиаметеорологических услуг. Этот вопрос неоднократно рассматривался на совещаниях в Росавиации, Минтрансе России, а также в Аппарате Правительства РФ.

 

В августе прошлого года по поручению Правительства РФ Минтрансом России, Минприроды России и Росгидрометом определены общие подходы к дальнейшему правовому регулированию метеорологического обслуживания полетов воздушных судов, в том числе предложено рассмотреть одноканальное финансирование авиаметеорологических услуг. Согласительные процедуры по данному комплексу мер продолжаются до настоящего времени, и, как и прежде, ряд авиакомпаний продолжает пользоваться метеорологической информацией, получаемой из источников, не имеющих государственных лицензий на этот вид деятельности. Это не может не вызывать обеспокоенность, поскольку неполная и зачастую недостоверная метеорологическая информация отрицательно влияет на безопасность работы гражданской авиации.

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

     

 

Яндекс.Метрика