#

Значение Дальнего Востока

 

Руководитель Росавтодора Роман Старовойт

 

Дальний Восток является для Росавтодора одним из наиболее приоритетных и ключевых регионов для ускорения создания единой дорожной сети, адекватной поставленной задаче обеспечения транспортной доступности всей территории страны.

 

 

Руководством страны принят ряд решений, направленных на ускоренное социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Сибири. В Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» поставлена задача обеспечения транспортных связей труднодоступных территорий в Дальневосточном федеральном округе.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 1032-р утверждена новая редакция Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года. В ней актуализированы аспекты по взаимной увязке развития автомобильных дорог на территории Дальнего Востока и Сибири с другими видами транспорта. Поставлены задачи по развитию дорожной сети в направлениях комплексного освоения территорий Сибири и Дальнего Востока, повышению безопасности движения, увеличению долговечности дорог, замены искусственных сооружений, находящихся в ремонтонепригодном состоянии. Также предусмотрено обеспечение строительства и реконструкции участков и объектов, дающих максимальную отдачу для социально-экономического развития регионов.

 

 

Стратегические задачи

 

В число основных мероприятий Транспортной стратегии включены строительство и реконструкция автомобильных дорог «Байкал», «Амур» с подъездами к населенным пунктам, «Уссури», (Хабаровск – Владивосток), Владивосток – Находка – порт «Восточный», М-56 «Лена». Кроме того, в нее включены мероприятия, направленные на повышение устойчивости работы дорожной сети путем завершения строительства автодорожных маршрутов «Вилюй» и «Восток». В число крупных инвестиционных проектов Транспортной стратегии на территории Дальнего Востока включены:

·       строительство мостового перехода через р. Лену в районе г. Якутска;

·        реконструкция участков автомобильной дороги федерального значения А-331 «Вилюй»;

·        реализация комплексного проекта развития транспортного узла Восточный – Находка, по которому в части дорожного хозяйства предусмотрено строительство объектов автодорожной инфраструктуры на подходах к пунктам пропуска через государственную границу.

 

В Государственной программе РФ «Развитие транспортной системы» выделен специальный раздел, касающийся развития транспортной системы на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.

Мероприятия по развитию региональных дорог предусмотрены в ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2013 года № 1128.

 

 

Потребности регионов

 

Дальневосточный и Байкальский регионы требует существенного увеличения протяженности дорожной сети. Поэтому при решении поставленной Президентом РФ задачи по удвоению объемов строительства и реконструкции дорог в период 2013–2022 годов по сравнению с предшествующим десятилетие, дальневосточный сегмент дорожной сети должен стать лидером по объемам финансирования и ввода строек в эксплуатацию. В подпрограмме «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» предусмотрены строительство и реконструкция участков «Лена», «Колыма», «Вилюй», Улан-Удэ – Кяхта до границы с Монголией, Чита – Забайкальск до границы с Китайской Народной Республикой, «Уссури», «Амур» Чита – Хабаровск, подъезд к аэропорту Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск – Холмск.

Вместе с тем важно, чтобы увеличение объемов финансирования в регионе не привело к самоуспокоенности в части поиска новых экономичных решений при строительстве и эксплуатации дорог, внедрения новых технологий.

 

 

Технологии и материалы

 

На дальневосточных дорогах в последние годы активно ведется внедрение инновационных технологий, прежде всего в области мостостроения, строительства дорог в зоне вечной мерзлоты и резко континентального климата. Актуальность новых технологий, их направленность на поиск решений, дающих эффект в снижении стоимости строительства и уменьшении потребности в ресурсах для последующей эксплуатации дорог, повышается в непростых экономических условиях, в которых сейчас работает отрасль.

 

 

Финансирование дорожного хозяйства

 

Объем финансирования из федерального бюджета дорожного хозяйства, находящегося в ведении Росавтодора, на 2014 год предусмотрен в размере 421,1 млрд рублей. За счет этих средств на федеральных автомобильных дорогах, находящихся в ведении Росавтодора, в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» выполняются работы по строительству и реконструкции на 54 маршрутах федеральных автомобильных дорог. Предусмотрен ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 534,2 км. Проведение капитального ремонта и ремонта на 2014 год предусмотрено на 9370 км, в том числе капитального ремонта – 1670 км.

За первое полугодие исполнение бюджета составило 134,5 млрд рублей, или 32% годового объема. Наибольший объем выполнения отмечается при капитальном ремонте искусственных сооружений (почти 39% годового объема), ремонте автомобильных дорог (почти 38%), строительстве и реконструкции федеральных дорог (37%). Введены в эксплуатацию участки федеральных дорог общей протяженностью 16,6 км.

 

С учетом сроков начала активного строительного сезона в большинстве регионов страны такой объем выполнения позволяет обеспечить успешное выполнение годовой программы работ.

В последующие годы до конца срока реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» с учетом предельных объемов финансирования, доведенных Минфином России, ситуация с финансированием строек останется напряженной. Объемы финансирования строительства и реконструкции федеральных дорог за период 2017–2020 годов снизятся относительно объемов, утвержденных в ФЦП в настоящее время, на 165,6 млрд рублей.

 

Вместе с тем необходимость исполнения поручения Президента РФ об удвоении вводов дорог в эксплуатацию сохраняется. В соответствии с Государственной программой РФ «Развитие транспортной системы» на дорогах Росавтодора в 2015 году предусмотрено осуществить ввод в эксплуатацию участков общей протяженностью 534 км, то есть на уровне 2014 года. Однако к 2016 году ранее созданные технологические заделы в строительстве, позволившие ускорить ввод в эксплуатацию дорог в 2013–2015 годах, будут исчерпаны, и объем ввода федеральных дорог в эксплуатацию сократится до 297,7 км.

 

 

Эксплуатационный вопрос

 

Решение сложных задач предстоит дорожному хозяйству и в области эксплуатации автомобильных дорог. Удвоение вводов дорог в эксплуатацию ведет к увеличению потребности в затратах на содержание дорог как из-за увеличения протяженности сети, так и за счет повышения их категории и ширины проезжей части. Увеличивается протяженность федеральных дорог и за счет приемки в сеть новых маршрутов. Так, в 2013 году был создан новый федеральный автодорожный маршрут Вологда – Медвежьегорск, по которому в ведение Росавтодора уже переданы 612 км, подготовлены предложения для включения в перечень федеральных дорог ряда маршрутов на территории Крымского федерального округа. Транспортно-эксплуатационное состояние этих маршрутов существенно хуже, чем на большинстве других федеральных дорог. Для выполнения задания Государственной программы РФ «Развитие транспортной системы» по доведению к 2019 году уровня соответствия дорог нормативным требованиям до 100% необходимо вложение существенных средств в ремонт и содержание этих автомобильных дорог. В условиях относительной стабильности объема Федерального дорожного фонда увеличение потребности в ремонте и содержании дорог приведет к дальнейшему снижению возможностей финансирования строительства и реконструкции.

 

Поэтому крайне актуальным является выполнение задач по повышению эффективности расходования бюджетных средств, в том числе в сферах, ставших привычными для нас в последние годы. Необходимо обеспечить более эффективную взаимную увязку планирования строительных и эксплуатационных программ, особенно в части реконструкции и капитального ремонта.

 

 

Контрактная система

 

Важным инструментом оптимизации бюджетных расходов будет оставаться размещение государственного заказа. Имеющее место в последние годы в практике Росавтодора достижение экономии цены контрактов при торгах в среднем на 4–5% при сегодняшних объемах финансирования дает экономию средств до 20 млрд рублей в год. Эти средства нужно эффективно использовать. Для повышения эффективности использования сэкономленных средств нужно как можно раньше выявлять эту экономию через жесткое соблюдение планов-графиков закупок, обеспечивать своевременное внесение необходимых поправок в ФАИП и в программы работ.

 

 

Грамотный проект

 

Важным элементом планирования остается своевременное обеспечение строек качественной проектной документацией. Необходимо исключить случаи возврата из ФАУ «Главгосэкспертиза» документации без рассмотрения в связи с несоответствием порядку проведения государственной экспертизы и проверки достоверности сметной стоимости или некомплектности представляемой на экспертизу документации.

 

 

Система контроля

 

Необходимо продолжить активную работу по привлечению в дорожное хозяйство неналоговых и внебюджетных средств.

Существенное увеличение объемов привлечения неналоговых средств к финансированию автомобильных дорог планируется с 2016 года, когда в полном объеме начнет работать система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, имеющими разрешенную массу более 12 тонн. В настоящее время проводится конкурс на создание и эксплуатацию на концессионной основе этой системы. Введение в эксплуатацию этой системы не только позволит на порядок увеличить поступление в бюджет неналоговых средств за пользование дорогами. Эта мера рассчитана, в первую очередь, на оптимизацию интенсивности транспортных потоков тяжелых автомобилей и на снижение их разрушающего воздействия на дорожные конструкции. Это в перспективе даст и дополнительный финансовый эффект от снижения потребности в объемах финансирования ремонта дорог.

 

 

Дороги и инновации

 

Одним из ключевых элементов повышения эффективности деятельности дорожного хозяйства, как уже отмечено, является инновационная деятельность, модернизация на ее основе системы нормативной технической документации.

В 2014 году инновационная деятельность осуществляется на основе Программы деятельности по решению первоочередных задач в дорожном хозяйстве, Комплекса мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог с усовершенствованным типом покрытия, Плана мероприятий по расширению применения современной отечественной продукции нефтегазохимии, программы по разработке межгосударственных стандартов, связанных с введением Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011).

Ведется мониторинг исполнения этого плана, в конце года по сложившейся традиции будут подведены итоги и выбраны органы управления дорожным хозяйством, достигшие в освоении инноваций наилучших результатов.

 

 

Технический регламент Таможенного союза

 

В завершающей стадии находится реализация программы по разработке межгосударственных стандартов, предусматривающих обеспечение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». Этот технический регламент вступит в силу с 15 февраля 2015 года. Все стандарты к этому регламенту будут приняты до конца текущего года. В Росстандарт Росавтодором направлены 58 межгосударственных стандартов. Обновлены в соответствии с международными нормами стандарты на битумы, разработаны стандарты на каменные материалы. Переработаны основополагающие документы, определяющие правила изысканий и проектирования автомобильных дорог, мостов и тоннелей. Разработан и представлен в установленном порядке проект Свода правил по геометрическому проектированию автомобильных дорог, предусматривающий гармонизацию требований к характеристикам автомобильных дорог с требованиями стандартов, применяемых в других странах. Разработан проект Свода правил по проектированию и строительству автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения.

 

Выполнение столь масштабных работ по модернизации нормативно-технической базы дорожного хозяйства осуществляется впервые после 70-х годов прошлого столетия.

 

 

 

 

Яндекс.Метрика