Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Федеральные дороги Алтайского края и Республики Алтай | Издательский дом
#

Федеральные дороги Алтайского края и Республики Алтай

 

Начальник ФКУ Упрдор «Алтай» Ярослав Александрович Долинский

 

В оперативном управлении ФКУ Упрдор «Алтай» находятся 1175,374 км федеральных автодорог, проходящих по территории Алтайского края (636,176 км) и Республике Алтай (539,198 км).

 

         Сеть федеральных автодорог Алтайского края и Республики Алтай составляют основные транспортные артерии региона: автодороги Р-256 "Чуйский тракт" - Новосибирск - Барнаул - Горно-Алтайск - граница с Монголией (854,369 км), соединяющая г.Новосибирск с Монголией и А-322 Барнаул - Рубцовск - граница с Республикой Казахстан (321,005 км), связывающая г.Барнаул с Республикой Казахстан.

 

         Содержанием автодорог в Алтайском крае занимается ГУП «Алейское ДСУ-3», в Республике Алтай – ООО «Стройсервис». С данными организациями заключен договор на оказание услуг по содержанию федеральных автодорог сроком на 5,5 года. При выполнении работ, не связанных с оказанием услуг по содержанию, проводятся торги и заключаются договоры с победившей организацией. В 2014 году, помимо основных контрактов по оказанию услуг, выполнялись следующие работы:

1)    устранение деформаций и повреждений на укрепленных обочинах;

2)    замена существующих поврежденных автопавильонов на новые;

3)    замена не соответствующего действующим стандартам барьерного ограждения;

4)    замена поврежденных информационных дорожных знаков на новые;

5)    мероприятия по повышению энергоэффективности на линиях электроосвещения;

6)    установка светофорных объектов;

7)    установка пешеходного ограждения;

8)    установка автономного осветительного оборудования на автобусных остановках и пешеходных переходах с применением солнечных батарей и ветрогенераторов.

 

         Также в 2014 году были выполнены мероприятия по ликвидации очагов аварийности: устройство горизонтальной разметки термопластиком, шумовых полос; установка дополнительных знаков и аншлагов, привлекающих внимание водителей на опасных участках, и другие работы. Следует отметить, что все мероприятия согласованы с органами ГИБДД Алтайского края и Республики Алтай.

 

 

Качество, инновации, технологии

 

         Для повышения качества и долговечности автомобильных дорог постоянно осуществляется изучение новых технологий, материалов и дорожно-строительной техники. Наиболее перспективные направления, прошедшие опытное внедрение, получают широкое распространение в работе подрядных организаций.

         При планировании развития подведомственной дорожной сети за основу берутся три критерия:

·        прочность дорожной одежды;

·        ровность покрытия;

·        коэффициент сцепления.

 

         Для выполнения этих требований применяется комплексный подход к определению необходимых мероприятий для достижения поставленных целей. Рассматривается существующая дорожная одежда в комплексе для определения слабого звена, которое необходимо усилить, обеспечив в итоге требуемые характеристики по прочности, ровности, устойчивости к колееобразованию, коэффициент сцепления и межремонтные сроки от 5-6 лет.

 

         Одним из направлений по повышению перечисленных показателей является устройство тонкослойных покрытий типа «Новачип», обладающее схожими свойствами с ЩМА. Применяется на участках дорог с высоким модулем упругости дорожной одежды, но изношенным слоем покрытия. По технологии сначала производится фрезерование изношенного покрытия с выборкой колеи. Данный вид работ выполняется дорожной фрезой, оборудованной автоматической системой слежения, ультразвуковой рейкой, позволяющей на стадии фрезерования задавать необходимую ровность будущего нового слоя покрытия.

 

         Устройство нового покрытия осуществляется при помощи асфальтоукладчика, оборудованного системой Spray Jet, выполняющей подгрунтовку полимерной битумной эмульсией непосредственно перед укладкой смеси. Таким образом поры укладываемой асфальтобетонной смеси на одну треть заполняются эмульсией, создавая мембрану, изолирующую нижние слои от проникновения воды. Этот метод позволяет бороться с колееобразованием, повышает ровность и сцепление покрытия.

         В текущем году устройство тонкослойного покрытия выполнено с применением ПБВ в качестве вяжущего, что дополнительно повысит качество готового покрытия.

         В конечном итоге все эти мероприятия направлены на повышение потребительских свойств автомобильных дорог.

 

 

Без моста не быть дороге

 

         Мостовые сооружения, так же как и дороги, являются одним из важнейших элементов транспортной системы. На федеральных автодорогах ФКУ Упрдор «Алтай» находятся 134 мостовых сооружения общей протяженностью 6817,33 пог.м и 1263 водопропускные трубы общей протяженностью 27 270,41 пог.м.

Для повышения транспортно-эксплуатационного состояния федеральной автомобильной дороги и приведения неудовлетворительных мостовых сооружений и водопропускных труб в нормативное техническое состояние, а также для обеспечения безопасного проезда автотранспорта и безаварийной эксплуатации сооружений ФКУ Упрдор «Алтай» по программе дорожных работ на 2014 год выполнены:

·        капитальный ремонт 2 мостовых сооружений общей протяженностью 18,7 пог.м и 3 водопропускных труб общей протяженностью 61,46 пог.м;

·        ремонт 4 мостовых сооружений общей протяженностью 155,6 пог.м и 8 водопропускных труб общей протяженностью 386,98 пог.м.

 

Ведется разборка путепровода через железную дорогу протяженностью 44,88 пог.м, находящегося в предаварийном состоянии и создающего угрозу движения поездов по пересекаемой железной дороге.

 

В целом программа позволяет решить следующие задачи:

·        максимально уменьшить количество мостовых сооружений, находящихся в неудовлетворительном состоянии, тем самым качественно улучшить парк мостовых сооружений по ФКУ Упрдор «Алтай»;

·        повысить безопасность пропуска автотранспорта по мостам;

·        улучшить транспортно-эксплуатационные свойства автомобильной дороги в целом;

·        продлить сроки службы мостовых сооружений без проведения реконструкции.

 

 

Дороги и ремонты

 

         Доведенным заданием Росавтодора предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту автодорог 22,13 км в Алтайском крае, по ремонту 129,375 км автодорог, в том числе в Алтайском крае – 62,36 км, в Республике Алтай – 67,01 км. При выполнении работ применялись современные технологии при устройстве дорожной одежды, такие как щебеночно-мастичный асфальтобетон на основе полимернобитумного вяжущего (ЩМА на ПБВ), «холодный ресайклинг», «Новачип».

Одна из острых проблем состояния асфальтобетонного покрытия – это слабые собственные физико-механические характеристики дорожных битумов нефтеперерабатывающей промышленности. И одним из решений данной проблемы является применение полимерно-битумного вяжущего (ПБВ) для производства щебеночно-мастичной асфальтобетонной смеси (ЩМА) в покрытии. Впервые ПБВ для ЩМА было применено в 2011 году, и ежегодно объемы его использования увеличиваются. Этот материал представляет собой модифицированный полимерами битум с улучшенными характеристиками к воздействию окружающей среды. Применение ЩМА на ПБВ повышает срок службы дорожного покрытия, увеличивает межремонтные сроки. «Новачип» зарекомендовал себя как эффективный способ борьбы с колееобразованием с обеспечением максимальной ровности покрытия с оптимальными стоимостными характеристиками. Основное преимущество «холодного ресайклинга» – это экономическая эффективность и минимальное время проведения работ.

В настоящее время все работы по капитальному ремонту и ремонту завершены в полном объеме.

 

 

Транспортная безопасность

 

В соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» управление осуществляет мероприятия по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) в составе автомобильных дорог. Всего таких ОТИ в управлении 127, к ним относятся мосты и путепроводы. Каждому ОТИ в зависимости от степени угрозы и возможных последствий Росавтодором присвоена соответствующая категория.

С 2012 по 2014 год путем привлечения специализированных организаций проведена оценка уязвимости ОТИ 2-й и 3-й категорий от возможных угроз, включая террористические акты. В настоящее время для каждого объекта разрабатываются планы обеспечения транспортной безопасности.

 

На 4 мостах длиной более 100 м по договору с Сибирским филиалом УВО Минтранса России осуществляется круглосуточная охрана в целях защиты от противоправных посягательств, предупреждения и пресечения административных правонарушений путем выставления постов охраны (стрелков) и патрулирования территории вокруг мостов.

 

В 2014 году управление приступило к непосредственной реализации мероприятий по обеспечению транспортной безопасности путем оснащения 2 категорированных объектов инженерно-техническими системами охраны:

·         мостовой переход через р. Бию на автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт», Обход г. Бийска, длиной 563 пог.м. (Алтайский край);

·        мост через р. Катунь на 703 + 435 км автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» длиной 287 пог.м. (с. Иня, Республика Алтай).

 

В Алтайском крае и Республике Алтай такое оснащение объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства выполняется впервые. Срок реализации мероприятий – IV квартал 2014 года.

 

Реализация мероприятий по обеспечению транспортной безопасности позволит значительно повысить защищенность объектов в любое время суток путем создания целого ряда систем защиты, основные из которых – это:

·        инженерно-технические заграждения, предотвращающие несанкционированный допуск в зоны транспортной безопасности охраняемых объектов;

·        система охранной сигнализации;

·        система телевизионного наблюдения с установкой всепогодных видеокамер, позволяющих видеть весь периметр охраняемого объекта, в т.ч. в ночное время;

·        система связи и оповещения;

·        пропускная система.

 

В текущем году за счет выделенных средств федерального бюджета разработаны проекты на аналогичное оснащение системами охраны еще 13 мостов и путепроводов, расположенных на участке дороги Р-256 «Чуйский тракт» от Барнаула до границы с Республикой Алтай.

В целом, решая насущные вопросы сегодняшнего дня, нельзя не смотреть в день завтрашний, ведь на пути приведения дорожной сети в нормативное состояние еще очень много проблем. К счастью, многие из них успешно решаются.

 

Коллектив ФКУ Упрдор "Алтай" поздравляет всех дорожников и пользователей автодорог с праздником "День работников дорожного хозяйства". Желаем творческих успехов и личного счастья! 

 

 

 

 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика