Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Опыт применения литых асфальтобетонов на мостовых сооружениях в России | Издательский дом
#

Опыт применения литых асфальтобетонов на мостовых сооружениях в России

 

Генеральный директор ЗАО «Институт «Стройпроект» Алексей Журбин

 

Применение литого асфальтобетона для ЗАО «Институт «Стройпроект» началось в 2001 году. В России до этого времени не было надежного покрытия на проезжей части разводных пролетов и ортотропных плитах мостов, а ведь именно литой асфальтобетон – один из наиболее долговечных видов асфальтобетона.

 

Проектирование и строительство мостовых сооружений в Санкт-Петербурге имеет свои уникальные особенности, обусловленные специфическими климатическими и геологическими факторами.

 

 

Надежное покрытие

 

В Санкт-Петербурге много разводных мостов, что создает определенную проблему при нанесении качественного покрытия, которое не пришлось бы постоянно ремонтировать. При реконструкции моста Александра Невского через р. Неву наш институт решал поставленную задачу совместно с коллективом АБЗ-1, по инициативе которого было предложено устроить покрытие из литого асфальтобетона. Но, так как на тот момент в России еще не было производителя литого асфальтобетона, мы обратились в фирму Lemminkainen (Финляндия), специалисты которой совместно со специалистами АБЗ-1 по рецептуре Lemminkainen и на основе финских ингредиентов произвели, а затем на разводном пролете моста уложили асфальтобетон, прослуживший более 10 лет.

 

 

Положительный результат

 

Удачный опыт применения литого асфальтобетона был взят на вооружение компанией АБЗ-1, специалисты которой полностью освоили данную технологию и в дальнейшем успешно применили ее при реконструкции Троицкого моста через р. Неву. На проезжей части был уложен литой асфальтобетон, толщина которого на разводном пролете составляла 55 мм из-за ограничения по весу покрытия. На остальных пролетах в зоне трамвайных путей – два слоя литого асфальтобетона толщиной по 40 мм, на проезжей части литой асфальтобетон применен как защитный слой толщиной 40 мм.

 

 

Новые задачи – новые решения

 

В процессе проектирования перед нами встала новая задача – выбрать материал для гидроизоляции плиты проезжей части. Температура укладки литого асфальта выше обычного асфальтобетона почти на 100 °С, и имевшиеся в России гидроизоляционные материалы ее не выдерживали. Воспользовавшись опытом наших европейских коллег, мы в качестве гидроизоляционного слоя использовали немецкую рулонную гидроизоляцию «Эргобит».

 

Однако уже в 2003 году при строительстве вантового моста через р. Неву в составе КАД вокруг Санкт-Петербурга при укладке литого асфальтобетона производства АБЗ-1 в качестве гидроизоляционного слоя применялся отечественный материал – рулонная гидроизоляция «Техноэластмост». Перед применением мы испытали ее в лаборатории г. Гамбурга, где немецкие специалисты отметили высокое качество этого материала и возможность его применения в сочетании с литым асфальтом. Получив необходимые рекомендации и применив их в производстве, вот уже на протяжении более 10 лет мы успешно применяем данную технологию.

 

 

Объекты применения литого асфальта

 

При строительстве Западного скоростного диаметра уже уложено около 700 тысяч м2 литого асфальта. Опыт ЗСД показал, что в исключительных случаях литой асфальтобетон может укладываться и зимой при отрицательных температурах. Главное требование при этом – тщательное высушивание инфракрасными излучателями той поверхности, на которую будет укладываться литая асфальтобетонная смесь, и контроль температуры смеси при укладке.

В настоящее время завершается строительство моста через р. Обь в г. Новосибирске, где идет укладка двух слоев литого асфальта по ортотропной плите проезжей части арочного пролета. На композитных пролетных строениях эстакад на подходах к мосту литой асфальт использован в качестве нижнего слоя покрытия.

 

Наш институт продолжает использовать в своих проектах на мостовых сооружениях с ортотропной плитой проезжей части двуслойный литой асфальтобетон общей толщиной 90 мм (верхний слой покрытия – толщиной 50 мм из литого асфальтобетона тип I, нижний (защитный) слой – толщиной 40 мм из литого асфальтобетона тип II). На мостовых сооружениях с железобетонной плитой проезжей части мы используем литой асфальтобетон в качестве нижнего (защитного) слоя. В качестве верхнего слоя используется щебеночно-мастичный асфальтобетон.

 

 

Преимущества литого асфальта

 

К преимуществам применения литого асфальтобетонов можно отнести следующие:

·Хорошо выдерживает значительные деформации растяжения. Особенно ярко это качество проявляется, если применяется полимерное битумное вяжущее (ПБВ).

·За счет высокого содержания вяжущего более устойчив к старению и накоплению усталостных микродефектов.

·Обладает высокой плотностью и водонепроницаемостью.

·Технологичен на мостовых сооружениях (не требует уплотнения катками, т. к. в горячем состоянии обладает текучестью за счет большого содержания органического вяжущего).

·Благодаря высокому содержанию вяжущего (особенно если это ПБВ) имеет при прочих равных условиях более высокое сопротивление износу шипованными шинами.

 

 

В поисках решений

 

На сегодняшний день основной проблемой литого асфальта, как и других типов асфальтобетонов, является образование колеи в результате зимнего износа шипованными шинами легковых автомобилей. Из-за того что в действующих нормативах РФ это явление не учитывается, большинство специалистов до сих пор уверены, что колея – это результат только летнего пластического деформирования асфальтобетона большегрузным транспортом. С 2011 года в лаборатории нашего института мы занимаемся решением этой проблемы. На действующей инновационной установке по оценке износостойкости асфальтобетона образцы асфальтобетона проходят испытания на устойчивость от износа шипованными шинами. Надеюсь, что совместными усилиями мы сделаем наши дороги лучше. 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика