Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: «Росжелдорпроект»: опыт и перспективы | Издательский дом
#

«Росжелдорпроект»: опыт и перспективы

 

Генеральный директор ОАО «Росжелдорпроект» Андрей Волков

 

Об особенностях проектирования железнодорожной инфраструктуры в Сочи, на Малом кольце Московской железной дороги и внедрении системы автоматизированного управления корпоративными процессами рассказывает генеральный директор ОАО «Росжелдорпроект» Андрей Волков.

 

 

– Андрей Николаевич, ОАО «Росжелдорпроект» работает на рынке проектно-изыскательских работ сравнительно недавно. Какие конкурентные преимущества позволяют компании чувствовать себя уверенно на рынке, выигрывать тендеры на новые проекты?

 

– Действительно, компания довольно молодая: ОАО «Росжелдорпроект» было образовано в 2006 году в результате объединения институтов, ранее входивших в состав ОАО «РЖД». Но, вместе с тем, мы обладаем большим практическим опытом, поскольку абсолютное большинство наших подразделений работает на рынке проектно-изыскательских работ уже больше 70 лет.

 

Главное наше преимущество и ценность – это сотрудники, чей профессионализм и опыт позволяют выполнять самые сложные проекты. Компания уделяет большое внимание обучению персонала, развитию кадрового потенциала. К преимуществам также можно отнести широкий географический охват, способность вести комплексные проекты, финансовую устойчивость и надежность, знание специфики и нужд наших заказчиков, качество проектной продукции.

ОАО «Росжелдорпроект» – одна из первых компаний в структуре ОАО «РЖД», получившая в 2008 году сертификат соответствия корпоративной системы менеджмента качества (КСМК) требованиям международного стандарта ИСО 9001. КСМК ОАО «Росжелдорпроект» ориентирована на непрерывное улучшение деятельности Общества, на повышение его конкурентоспособности на отечественном и международном рынках проектно-изыскательских услуг с учетом вовлечения всего персонала компании в решение задач по непрерывному улучшению качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг, а также на повышение удовлетворенности требований потребителей Общества.

 

 – Какие проекты из завершенных компанией можно назвать наиболее значимыми?

 

– Одни из самых значимых проектов прошлых лет связаны с развитием скоростного движения в Российской Федерации. Среди них организация скоростного пассажирского движения на участке Москва – Нижний Новгород, реконструкция участка Москва – Санкт-Петербург – Бусловская Октябрьской железной дороги для организации скоростного движения. И, конечно, объекты, построенные к главному спортивному мероприятию этого года – зимней Олимпиаде в г. Сочи. Мы выступили генеральным проектировщиком по шести Олимпийским объектам. По нашим проектам были построены железнодорожные грузовые дворы Имеретинской низменности, чья задача заключалась в приеме и переработке материалов, конструкций и оборудования, поступающих на Олимпийские объекты. Выполнены работы по усилению линии Туапсе – Адлер со строительством двухпутных вставок общей протяженностью более 30 км на девяти участках линии, что увеличило ее пропускную способность.

На вокзалах Дагомыс, Сочи, Хоста и Мацеста реализованы проекты по реконструкции железнодорожных терминалов с целью их адаптации для обслуживания маломобильных групп населения. Построена новая линия от станции Адлер до аэропорта Сочи, которая сегодня обеспечивает перевозку значительного объема авиапассажиров, прибывающих на курорт.

 

Самый сложный и масштабный Олимпийский объект – это совмещенная автомобильная и железная дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». К играм были построены  обе дороги с развязками, тоннелями, эстакадами, мостами, а также новые пассажирские вокзалы на станциях Адлер, Олимпийский парк, «Альпика-Сервис», остановочных пунктах Верхний Имертинский курорт и Эсто-Садок.

В проекте принимали участие девять филиалов нашей компании, а также, в качестве соисполнителей, еще 32 проектные организации. Такое количество участников требовало больших усилий по координации процесса, четкому определению регламентов взаимодействия и общих подходов к решению комплексных задач. Этот проект не просто дал нам  уникальный опыт, а стал полигоном для выработки оптимальных проектных решений по стоимости, качеству, безопасности, внедрению ресурсосберегающих технологий, которые экономят средства как при строительстве объектов, так и при их эксплуатации.

 

– Еще один крупный проект, вызывающий повышенный интерес общественности, – реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги под пассажирское движение. Когда можно ожидать реализацию этого проекта? Кроме очевидных преимуществ для жителей, какие плюсы будут для грузового движения?

 

– Реконструкцию Малого кольца планируется завершить к концу 2015 года. Здесь предусмотрено строительство 31 остановочного пункта, 19 из которых – крупные транспортно-пересадочные узлы. На шести можно будет пересесть на радиальные маршруты электричек, на двенадцати – в метро. Один узел объединит в себе обе эти возможности. Начиная с 2016 года Малое кольцо сможет поэтапнообеспечить перевозку более 250 млн пассажиров ежегодно. Размеры движения – 100 пар электропоездов в сутки с интервалом в часы пик до пяти минут. Это позволит значительно разгрузить транспортную инфраструктуру столицы и, кроме того, снизить уровень вредных выбросов от дизельных локомотивов, что благоприятно отразится на экологической обстановке в черте города. А плюс для грузового движения – сокращение сроков транзитных грузоперевозок с радиальных направлений, энерго- и трудозатрат. По масштабам и сложности этот проект обещает превзойти Олимпийские объекты, и прежде всего, за счет того, что работать приходитсяв условиях плотной застройки и развития улично-дорожной сети города, сложнейших пересечений инженерных и иных сетей. Требуется проработка вариантов застройки надпутевого пространства, обеспечения доступной среды для маломобильных групп населения и многое другое.

 

– Один из проектов, который сейчас на слуху, – модернизация БАМа и Транссиба. Вы принимаете в нем участие?

 

– Конечно. Реализация проекта «Развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта Восточного полигона», в состав которого входят модернизация Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, – необходимое условие обеспечения сбалансированного экономического развития Российской Федерации, формирования внутренней производственной базы, реализации промышленного потенциала, расширения внешнеэкономических связей и обеспечения целостности и безопасности государства. В рамках реализации проекта планируется построить и реконструировать 92 станции, 47 разъездов, более 460 км вторых путей, около 680 км автоблокировки, порядка 19 тяговых подстанций, более 350 км контактной сети.

Общее количество объектов программы – 982, из них силами ОАО «Росжелдорпроект» планируется выполнение проектно-изыскательских работ по 792 объектам.

 

– Андрей Николаевич, продолжая тему крупных и сложных проектов, выполняемых большой компанией, хотелось бы узнать, как построен в ОАО «Росжелдорпроект» механизм управления.

 

– Всякий опытный руководитель знает, что мастерство управления состоит не в выдаче максимального количества поручений, а в выстраивании процессов. В условиях налаженных процессов, в отличие от традиционного иерархического подхода к управлению, сотрудники не ждут указаний, но работают в рамках четко прописанных правил, регламентов и процедур. Преимущества процессного подхода трудно перечислить: результаты процессной работы удобно измерять и контролировать, процессы подразумевают постоянный цикл улучшений. Одновременно процессный подход в значительной степени ориентирован на средства автоматизации: только они помогут измерять, контролировать, учитывать, оповещать, служить основным рабочим инструментом работы процессов.

В 2012 году мы признали, что целый ряд процессов находится в критическом состоянии. Контроль договорной компании с основным заказчиком – ОАО «РЖД» – требовал массы усилий и трудозатрат. Согласование документов филиалов с центральным аппаратом отнимало несколько дней переписки. Сбор данных по результатам экспертизы означал формирование запросов и анализ ответов. Несомненно, система электронного документооборота помогала, однако она лишь доставляет и хранит переписку, но не дает возможности избавиться от запросов совсем. Даже важнейшие задачи компании – контроль получения заданий на проектирование, технических условий и исходных данных, контроль выдачи проектной документации в срок – выполнялись через бесчисленные письма и опросы филиалов. Ко всему перечисленному прибавлялось вступление в силу Федерального закона № 223-ФЗ о закупках, создающего новые сложные процессы проведения тысяч конкурсных процедур. Пришло понимание: так работу продолжать нельзя.

 

Было принято решение о разработке и внедрении системы автоматизированного управления корпоративными процессами. Специалисты «Росжелдорпроекта» – не новички в таких проектах: была сформирована сильная команда, выбрана подрядчиком надежная российская компания и начаты работы. За 4 месяца с начала работ первая очередь системы была готова к промышленной эксплуатации, и начался процесс, не прекращающийся до сих пор: система, объединившая работу более 1000 сотрудников, ежемесячно растет, развивается, расширяет функциональность. За полтора года развития системы были выстроены процессы автоматизации договорной работы, подготовки и проведения конкурсных процедур, анализа производственных процессов, контроля выполнения работ и многие другие функции. Система интегрирована с другими информационными системами компании, а в настоящее время ведется опытная эксплуатация инструмента взаимодействия с информационной системой управления договорной компанией заказчика.

Система управления процессами, как уже было сказано, это измерения и улучшения. Система на постоянной основе формирует оценку деятельности каждого пользователя с учетом множества показателей. Анализ данных по работе процессов позволяет постоянно находить возможности не только по развитию инструментов автоматизации, но и по перестройке и улучшению самих процессов, по упрощению и даже исключению отдельных операций.

 

Компания и рабочая группа проекта не собирается останавливаться на достигнутом, и в настоящее время ведется работа по созданию модулей управления бюджетным планированием и производственными заданиями. Система охватит уже не 20, а 90–95% сотрудников компании, войдя в повседневную жизнь инженеров-проектировщиков. Цель создателей системы – учитывать работу каждого сотрудника при проведении проектно-изыскательских работ, автоматически контролировать сроки и качество работ, развивать и совершенствовать производственное нормирование. Работы по автоматизации нацелены на конкретный осязаемый результат – выдать заказчику качественный продукт точно вовремя, и мы уверены, что этот результат достижим.

 

 

 

 
Реконструкция и развитие Малого кольца Московской железной дороги. Организация пассажирского железнодорожного движения (перегон Пресня — Канатчиково)
 
 
Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры ж.д. транспорта в рамках программы «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона ОАО «РЖД» (мост на 3712-м км ПК3 участка Ургал — Комсомольск)

 

 

 

Яндекс.Метрика