Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Осознанный выбор | Издательский дом

Осознанный выбор

 

Президент Союза директоров ССУЗ России, директор Красногорского колледжа Виктор Демин

 

ЦИТАТА:Д. Медведев: «Важнейшей задачей остается – приведение содержания, форм и технологий подготовки рабочих кадров в соответствие с запросами рынка труда».

 

Развитие новых технологий, современное состояние рынка труда требуют определенных изменений и в сфере профессионального образования. В связи с этим появляется потребность в принципиально новом качестве рабочей силы. Возникает проблема: каким образом учреждения среднего профессионального образования могут ответить на те вызовы, которые диктует экономика?

 

 

Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена является неотъемлемой частью сферы образования и обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие РФ в целом. Совокупность всех уровней профессионального образования позволяет гражданам РФ выбирать различные пути получения профессионального образования. Принятие нового Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и государственной программы РФ «Развитие образования на 2013–2020 годы» задало новые векторы развития системы профессионального образования и профессионального обучения.

 

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов назаседании президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике отметил: «Уровень подготовки высококвалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, обеспечение соответствия их квалификации требованиям работодателей имеют сегодня ключевое значение для развития экономики. Масштабы нашей системы подготовки рабочих сегодня такие: у нас действует около 4,4 тысячи образовательных организаций НПО/СПО, выпуск годовой составляет примерно 1 млн человек, затраты различных уровней бюджетной системы на эту подготовку – около 200 млрд рублей в год. Для сравнения: предприятия, по нашим оценкам, тратят на обучение и переобучение персонала около 100 млрд рублей ежегодно. Годовой прогноз в специалистах рабочих профессий на 2015 год составляет около 2 млн человек. Таким образом, наша система образования готовит примерно 50% от этой потребности. В целом это отвечает и ситуации в других странах, где примерно 50% готовит система образования, 50% готовится в результате переобучения и получения новых профессий. Сегодня создание современной системы профессиональной подготовки – это зона совместной ответственности партнерства государства, бизнес-сообщества и образовательных организаций».

 

 

ПРОБЛЕМЫ системы профессионального образования и пути их решения

 

За последние 5–7 лет в государственной системе подготовки рабочих кадров наблюдается тенденция ежегодного сокращения числа учреждений, сокращения приема и численности выпускников профессиональных образовательных организаций. На ситуацию влияет как неблагоприятный демографический тренд, обусловленный снижением рождаемости в 1990-х годах, так и смещение общественных предпочтений в пользу высшего образования. К 2016 году по сравнению с уровнем 2010 года прогнозируется снижение численности молодежи в возрасте 17–25 лет на 12–15%. Это означает необходимость формирования предложения высокопроизводительных рабочих мест и радикального повышения качества подготовки кадров для работы с высокой производительностью. В 2013 году консолидированный бюджет системы профессионального образования составил 198 105,2 млн. рублей, что на 5% больше аналогичного показателя в 2012 году.

 

Среднестатистическая структура бюджета профессиональной образовательнойорганизации распределяется следующим образом: 70–90% – бюджет субъекта РФ, 10–20% – средства работодателей, 5–10% – собственные средства. Основную нагрузку по финансированию СПО продолжают нести региональные бюджеты. Потенциал внебюджетного финансирования, в том числе за счет средств работодателей, используется недостаточно.

 

В настоящее время в профессиональных образовательных организациях работает около 400 тысяч штатных работников. Средняя заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения СПО по итогам 2013 года установилась на уровне 29,96 тысячи рублей в месяц. Прирост по отношению к 2012 году составил 11,7%. В 80 субъектах РФ заработная плата преподавателей и мастеров производственного обучения достигла 75% от средней заработной платы. Одной из проблем кадрового обеспечения профессионального образования является старение педагогических кадров. В учреждениях СПО основную долю составляют преподаватели в возрасте от 40 до 59 лет (49,2%), 6,6% преподавателей находятся в возрасте старше 65 лет, доля молодых работников (до 30 лет) составляет 13,8 %. Приток молодых преподавателей, в том числе из сферы производства, существенно сдерживается из-за невысокого уровня заработной платы. Необходимо отметить относительно высокий уровень занятости выпускников, как по профессиям, так и по специальностям СПО. В 2013 году устроились на работу около 56% выпускников СПО, по сравнению с 2009 годом этот показатель практически не изменился.

Следует отметить, что в существенном улучшении и обновлении нуждаются учебное оборудование, материально-техническая база образовательных организаций и состояние студенческих общежитий. По состоянию на конец 2013 года находились в аварийном состоянии или требовали капитального ремонта около 23,0% от общего числа зданий, используемых образовательными учреждениями системы профессионального образования.

 

Серьезными негативными факторами также являются недостаточная привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций специалистов среднего звена, недостаточно эффективная современная система профессиональной ориентации и консультирования и невысокий уровень оплаты труда.

Совокупность вышеперечисленных факторов является вызовом для существующей системы профессионального образования и ставит задачи развития и модернизации в разряд приоритетных.

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ

 

На сегодняшний день перспективы профессионального образования определяются потребностями экономики и общества. Для обеспечения удовлетворения этих потребностей в 2013 году Министерством образования РФ была утверждена Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций.

 

в РФ на период до 2020 года, целью которой является создание в РФ современной системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций. Для достижения цели стратегии предполагается решение комплекса основных задач:

·         обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики;

·         консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций в целях развития региональной системы профессионального образования;

·         создание и обеспечение широких возможностей для различных категорий населения в приобретении необходимых прикладных квалификаций на протяжении всей трудовой деятельности;

·         создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся.

 

 

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

 

Управление реализацией стратегии осуществляется Министерством образования и науки РФ во взаимодействии с федеральными и региональными органами исполнительной власти, общественными и профессиональными организациями. Общую координацию реализации стратегии осуществляет Межведомственный совет по среднему профессиональному образованию Минобрнауки РФ.

Для обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям экономики необходимо, прежде всего, развитие механизмов оценки качества образования, повышение гибкости в планировании потребностей в кадрах, эффективность процесса обучения, а также адаптивность в формировании и обновлении программ. С целью повышения гибкости в прогнозировании и планировании потребностей в кадрах предполагается дальнейшее развитие инфраструктуры и технологий количественного и качественного прогноза актуального и перспективного спроса на квалификации. Формирование государственного заказа и государственного задания на подготовку кадров будет осуществляться на основе этих прогнозов. Также планируется осуществление дальнейшего развития законодательства и практики в сфере нормативного подушевого финансирования образовательных программ.

 

Интенсивность обучения будет связана с расширением объема практико-ориентированных методов обучения и с поддержкой проведения международных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций. В соответствии с требованиями рынка труда и практикоориентированности образовательных технологий получат дальнейшее развитие механизмы ГЧП. Предполагается создание условий, способствующих повышению степени соответствия профессиональных квалификаций выпускников требованиям международного рынка труда. В частности, будут активно развиваться международные партнерские связи профессиональных образовательных организаций в части создания и реализации совместных образовательных программ, электронных образовательных ресурсов, тренажеров, учебного оборудования, участия в международных исследованиях.

 

Также будет создан информационный портал для размещения нормативных, методических, аналитических материалов и ресурсов по тематике подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций. Развитие системы аттестации и оплаты труда педагогических работников будет ориентировано на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие. Совершенствование оплаты труда педагогических работников и мастеров производственного обучения организаций будет осуществляться на основе реализации принципа «эффективного контракта». Одним из ключевых механизмов развития системы подготовки кадров с прикладными квалификациями является консолидация усилий бизнеса, образования и государства в решении задач ее управления и финансирования. Одной из ведущих форм координации усилий бизнеса, образования и государства в подготовке квалифицированных кадров станут территориальные образовательные кластеры, объединяющие организации реального сектора экономики и организации профессионального образования. Важным моментом развития системы профессионального образования является создание условий для повышения финансово-хозяйственной самостоятельности профессиональных образовательных организаций, в том числе путем реализации новых принципов финансирования на основе государственных (муниципальных) заданий, путем обеспечения равного доступа к бюджетным средствам для образовательных организаций различных организационно-правовых форм. Также запланировано расширение практики использования образовательными организациями, являющимися бюджетными учреждениями, права быть учредителями и участниками хозяйственных обществ (в том числе учебных полигонов, учебно-тренировочных центров, малых молодежных предприятий).

Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов также будет реализовываться за счет целевой концентрации уникальных образовательных ресурсов на базе ресурсных центров (региональных и межрегиональных), развитии на их базе сетевых форм реализации образовательного процесса. Будет сформирована сеть многофункциональных центров прикладных квалификаций и создан базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. Планируется реализация мероприятий по повышению квалификации и переподготовке управленческих кадров профессиональных образовательных организаций, включая формирование кадрового резерва руководителей, подготовку управленческих команд профессиональных образовательных организаций.

 

Для обеспечения доступа граждан к качественной информации и консультациям относительно возможности получения профессионального образования и признания квалификаций будет сформирована современная система профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры и ее нормативные, методические, информационные и институциональные механизмы. Предполагается организация PR-кампании на федеральном и региональном уровнях, в том числе тематические передачи (публикации) в федеральных и региональных СМИ о рабочих профессиях, рабочих династиях, победителях конкурсов профессионального мастерства, будет обеспечиваться информационная поддержка мероприятий, имеющих профориентационное значение. Для сельского населения, женщин, имеющих детей, лиц с ограниченными возможностями здоровья будут поддержаны меры по расширению доступа к профессиональному образованию и обучению на основе разработки и внедрения дистанционных образовательных технологий с применением электронного обучения.

На уровне профессиональных образовательных организаций будут реализованы меры по развитию инклюзивного обучения лиц с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями. Предполагается реализация комплекса мер по повышению квалификации преподавателей профессиональных образовательных организаций по работе с различными категориями граждан. С целью повышения мотивации к трудовой деятельности по прикладным профессиям, востребованным на рынке труда, продвижения инновационных стандартов, форматов и ценностей профессионализма и предпринимательства в молодежных аудиториях будет поддержано развитие олимпиадного движения (системы конкурсов) в сфере профессионального мастерства, в том числе на основе формата World Skills, развитие научно-технического творчества детей и молодежи и национальные чемпионаты предпринимательских идей. Физическое совершенствование и поддержание здорового образа жизни молодежи будут обеспечиваться путем активного включения в образовательный процесс воспитательных, физкультурно-оздоровительных мероприятий. Также будут созданы условия для военно-патриотического воспитания обучающихся допризывной подготовки.

 

 

ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Создание благоприятных условий для развития профессионального образования позволило в последние два года не только повысить интерес со стороны регионов и бизнеса к вопросам подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, но и повысить престиж обучения рабочим профессиям.

В течение последних двух лет более чем в 50% субъектах РФ были созданы координационные (межведомственные, отраслевые) советы по вопросам развития профессионального образования. Во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 до 2018 года в субъектах РФ должно быть создано 250 многофункциональных центров прикладных квалификаций. Центры будут оснащены передовым оборудованием и технологиями по реализации практико-ориентированных образовательных программ, разработанных на основе профессиональных стандартов, согласованных с работодателями и обеспечивающих освоение квалификации, востребованной на рынке труда. В 45 субъектах РФ уже создано около 150 многофункциональных центров прикладных квалификаций. По поручению Президента РФ в апреле 2014 года Министерством образования и науки РФ разработан, Правительством РФ утвержден Комплекс мер, направленных на развитие системы среднего профессионального образования, с учетом совмещения теоретической подготовки с практическим обучением на предприятии.

 

 

СОЮЗ ДИРЕКТОРОВ ССУЗ РОССИИ

 

 «Союз директоров средних специальных учебных заведений России» (Союз директоров ССУЗ России) – общероссийская общественная организация, осуществляющая свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим Уставом, была образована 23 июня 1998 года на форуме председателей региональных советов директоров средних специальных учебных заведений, где был принят Устав и выбраны руководящие органы.

Союз директоров является добровольным объединением руководителей профессиональных образовательных организаций, расположенных на территории субъектов Российской Федерации, независимо от организационно-правовой формы, типа и вида, ведомственной подчиненности, профиля подготовки специалистов. В настоящее время отделения Союза директоров созданы и проводят работу во всех федеральных округах и 82 субъектах Российской Федерации и призваны объединить руководителей всех образовательных организаций страны. В состав Союза директоров входят руководители отраслевых образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования (СПО).

 

Через своих представителей Союз директоров представляет и отстаивает интересы среднего профобразования в комитетах, комиссиях и экспертных советах по профессиональному образованию, проводимых Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством РФ, Советом Федерации и Государственной думой Федерального собрания РФ, Торгово-промышленной палатой РФ, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Министерством образования и науки РФ. Выносят на рассмотрение актуальные вопросы и проблемы развития профессионального образования в Российской Федерации. При подготовке поправок и формировании предложений в действующие законы проводят экспертные оценки, системный анализ современных процессов в образовании. Для этого привлекают ведущих высококвалифицированных специалистов: юристов, экономистов, ученых. Члены Союза директоров принимали активное участие в разработке нового Закона «Об образовании в Российской Федерации». Министерство образования и науки РФ направляет документы, которые разрабатывает, на обсуждение членам президиума, председателям федеральных и региональных округов Союза директоров.

 

Союз директоров является инициатором и основным исполнителем проведения ежегодного конкурса «Лидер СПО России», направленного на распространение передового опыта лучших директоров ССУЗ России, изучение концептуальных подходов к развитию образования в разных регионах России.

Также Союз директоров активно принимает участие в развитии международного сотрудничества с ассоциациями профессионального образования стран Европы: Германии, Голландии, Финляндии, Франции, Эстонии и др., а такжеКитая и США.Союз директоров ССУЗ России в 2004 году принят в члены Европейского форума профессионального образования EFVET. В рамках методической помощи и внедрения передового опыта в области профессионального образования Союз проводит ежегодные международные семинары для руководителей образовательных организаций России.

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика