Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Профессионалы выбирают цементобетон | Издательский дом

Профессионалы выбирают цементобетон

 

Российские дороги – одна из самых обсуждаемых тем на всех уровнях общества. Их состоянием и перспективами развития озабочены как граждане страны, так и Правительство Российской Федерации. Поискам достойного лекарства от бездорожья был посвящен очередной семинар, проведенный некоммерческим партнерством «Межрегиональное объединение дорожников «Союздорстрой» совместно с Ассоциацией дорожников Москвы, МАДИ и ООО «Виртген Интернациональ сервис». Речь шла о современных технологиях строительства цементобетонных покрытий и об устройстве ультратонких защитных слоев с применением модуля типа Spray-Jet.

 

 

На семинар, проходивший в актовом зале МАДИ, собрались не только руководители и сотрудники подрядных дорожно-строительных предприятий и научных объединений, но и представители Федерального дорожного агентства Минтранса России, государственной компании «Российские автомобильные дороги» и других организаций, разрабатывающих решения о приоритете тех или иных направлений развития дорожной отрасли.

 

На правах принимающей стороны участников заседания тепло приветствовал проректор МАДИ Виктор Ушаков. Он рассказал о научной деятельности Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета и о проблемах обучения специалистов для дорожной отрасли. На современном этапе МАДИ обеспечивает подготовку и последующее практически 100-процентное трудоустройство выпускников на отраслевых предприятиях. Перемены в учебном процессе идут постоянно, совершенствуется база, интенсифицируются учебные программы, завершается проведение образовательной реформы.

 

Акцентируя внимание собравшихся на теме семинара, Виктор Ушаков отметил, что в последние годы Минтранс России, Росавтодор, государственная компания «Автодор» и другие организации все чаще возвращаются к идее возрождения и широкого использования цементобетонных технологий. Это заметно уже из того, что МАДИ после многолетнего перерыва вновь получает заказы на проведение научных исследований в этом направлении и разработку нормативной документации. «Знаковыми» материалами Виктор Ушаков назвал разработанные МАДИ по заказу Росавтодора «Рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог», а также стандарт по устройству цементобетонных покрытий, разработанный СРО НП МОД «Союздорстрой» совместно с Национальным объединением строителей. В подтверждение своих слов о возвращении цементобетонных технологий выступающий привел несколько примеров недавно введенных автодорог с цементобетонным покрытием. В их числе головной участок автомагистрали «Дон» и обход Новосибирска.

 

В своем выступлении генеральный директор СРО НП МОД «Союздорстрой» Леонид Хвоинский напомнил о советском опыте строительства цементобетонных дорог, когда их вводилось не менее 10% от общего объема, и рассказал о мерах по пропаганде и развитию цементобетонных технологий. К примеру, в числе 48 стандартов, разработанных партнерством совместно с Национальным объединением строителей и МАДИ, есть документы, регламентирующие строительство дорог с цементобетонным покрытием. Работа над стандартами продолжается во взаимодействии с Росавтодором и ГК «Автодор».

Кроме разработки документов, регламентирующих строительство, саморегулируемая организация сформулировала ряд предложений по развитию строительства дорог с цементобетонными покрытиями. Эти предложения озвучиваются на различных отраслевых форумах и мероприятиях органов государственной власти. В частности, они были представлены на заседании рабочей группы по подготовке Президиума Госсовета России в Новосибирске.

 

Леонид Хвоинский отметил, что развитие сети дорог с цементобетонным покрытием позволит осуществить другую идею, предлагаемую СРО НП МОД «Союздорстрой». Она заключается в строительстве сети скоростных автомагистралей России, которая дополнит существующую сеть, во многом исчерпавшую свои возможности и с каждым годом требующую все больших затрат на ремонт и реконструкцию. Преимущества нового строительства автодорог из цементобетона хорошо известны. Расчетный срок службы цементобетонного покрытия составляет 20–25 лет, что в несколько раз выше срока службы асфальтобетонных покрытий. Плюс к этому затраты на эксплуатацию цементобетонных дорог меньше. Прежде их строительство сдерживалось высокой ценой на этапе применения, необходимостью соблюдения строгой технологической дисциплины и отсутствием эффективных ремонтных технологий. Теперь все изменилось. По оценкам специалистов СРО НП МОД «Союздорстрой», стоимость цементобетона на дорогах со сравнимой интенсивностью движения практически сравнялась с ценой асфальтобетона, а в ряде случаев оказывалась дешевле. Причем цемент, определяющий компонент смеси, на современном этапе становится более доступным, чем качественный битум.

 

Трудности, связанные с необходимостью строгой технологической дисциплины, в современных условиях нивелируется совершенством предлагаемой техники. В частности, бетоноукладчик, представленный в докладе представителя ООО «Виртген Интернациональ сервис» Юрия Жукова, оснащен самыми современными опциями, которые позволяют, к примеру, одновременно проводить двуслойную укладку цементобетонных покрытий. Причем нижний слой может формироваться с применением низких марок цемента и щебня крупных фракций, а верхний – из высокомарочного цемента и мелких износостойких фракций щебня. Такой подход удешевляет стоимость и улучшает качество покрытия.

 

Многие функции нового бетоноукладчика доведены до технологического совершенства. Он снабжен устройством, позволяющим в автоматическом режиме укладывать стержни арматуры (дюбели) в предварительно уплотненный свежий бетон. После этого поперечная плита создает идеально гладкую поверхность, а выглаживающая лыжа обеспечивает отделку уложенного покрытия, удлиненные боковины предотвращают возможное опадание кромки при работе с жидким бетоном, а специальные щетки наносят поперечную шероховатость покрытия. При этом бетоноукладчик может работать с помощью 3D-систем управления, обеспечивающих исключительную ровность укладываемых слоев.

В числе других предлагаемых новинок были специальные машины для устройства монолитных бордюров, водотоков, лотков и других малых форм.

Особо докладчик остановился на свойствах современных бетонных смесей и технологий. В частности, цементобетон, набирающий прочность, не требуется, как прежде, укрывать и поливать водой. Вместо этого его поверхность обрабатывается специальным составом, препятствующим обезвоживанию.

Следующим выступлением стал доклад проректора МАДИ Виктора Ушакова, который с 90-х годов прошлого века ведет исследования по применению защитных слоев асфальтобетонных и цементобетонных покрытий на основе цементно-полимерных композиций, а также по использованию цементобетона для ремонта дорожных покрытий.

Об опыте выполнения подобных работ на автодороге Чита – Забайкальск рассказал заместитель начальника управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Андрей Чернигов. Кроме того, он сообщил о том, что Росавтодор при научном сопровождении МАДИ планирует заложить на автодороге Челябинск – Троицк опытные участки цементобетонного покрытия толщиной 10, 15, 20 см. Итоги наблюдений помогут в разработке новых нормативных документов для дорожного строительства.

 

Продолжился семинар докладом об использовании специальной технологии Spray Jet для устройства асфальтобетонных защитных слоев на автодорогах. По этой теме выступил представитель ООО «Виртген Интернациональ сервис» Евгений Шишковский. Эта технология применяется для обеспечения гидроизоляции покрытия, улучшает микроровность, увеличивает коэффициент сцепления, снижает эффект аквапланирования, уменьшает затраты на материалы и транспорт. Для выполнения подобных работ потребуется асфальтоукладчик, оснащенный соответствующим оборудованием. Нанесение тонких защитных слоев по этой технологии осуществляется на слой вяжущего при толщине укладки до 3 см и расходе вяжущего до одного килограмма на квадратный метр. В отдельных случаях возможны варианты. Докладчик приводил примеры различных работ. В том числе тонкослойную укладку шумопоглощающего асфальтобетона (по данным докладчика, при толщине укладки 1,5 см расход вяжущего составлял 0,35 кг на квадратный метр).

 

О накопленном опыте применения технологии Spray Jet в России рассказал заместитель директора ООО «Стройсервис» (г. Омск) Глеб Старков, пояснивший, что, в принципе, в профессиональной среде российских дорожников эта технология более известна под названием «Новочип». В отличие от прочих видов поверхностной обработки, в данном варианте обеспечивается повышенная долговечность слоя за счет применения в составе битумоминеральной смеси до 80% высокопрочного, износостойкого кубовидного щебня, фракций 5–10, 5–15. Приготавливали смесь омские дорожники на асфальтосмесительной установке АMMANN. Укладывали на мембранный слой из битумно-латексной эмульсии за один проход специальным асфальтоукладчиком с использованием модуля Spray Jet, асфальтового перегружателя и системы нивелирования ровности. Подрядчики дали гарантию своей работе сроком на пять лет. По их наблюдениям, на автодороге первой технической категории после двух лет службы покрытия, выполненного из плотной асфальтобетонной смеси, следов износа практически незаметно.

Все доклады по применению техники и технологий сопровождались выступлениями специалистов по вопросам нормативно-технического обеспечения. О действующей и разрабатываемой документации по регламентации строительства автомобильных дорог рассказали участникам семинара Андрей Фотиади из МАДИ и Михаил Мелик-Багдасаров из ООО «Асфальттехмаш».

 

После обмена мнениями по всем затронутым темам участники семинара лишний раз подтвердили необходимость дальнейшего развития и широкого применения цементобетонных технологий и методов защиты дорожных покрытий. При этом выступающие не раз отмечали, что ни одну зарубежную технологию нельзя слепо копировать для применения. Прежде чем рекомендовать ее к внедрению, необходимо провести научно-исследовательские, опытно-конструкторские разработки и последующие практические испытания. В современных условиях это вполне реально благодаря создаваемой сети испытательных центров Росавтодора, и наличию у МАДИ исследовательского полигона с кольцевым стендом («карусель»). По единодушному мнению участников семинара, на стенде в первую очередь следует провести сравнительные испытания различных видов поверхностной обработки. Предлагались и другие направления исследований, испытаний различных материалов и технологий и последующего обсуждения их в профессиональном кругу.

 

Подводя итог семинара, ведущие поблагодарили участников семинара за продуктивную работу и выразили надежду на новые встречи профессионалов дорожной отрасли, организованные СРО НП МОД «Союздорстрой».

 

 

 
 
 

 

Яндекс.Метрика