Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: На передовых рубежах | Издательский дом
#

На передовых рубежах

 

Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) Борис Лёвин

 

Прошедший в г. Пензе форум Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» подтвердил высокий авторитет и обнадеживающие перспективы дальнейшего развития системы отраслевого транспортного образования. Его интересы представлял президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) Борис Левин.

 

 

Борис Алексеевич, судя по всему, высшая транспортная школа вышла на пензенский форум ОНФ с солидным багажом успехов и высокой репутацией. Какие новые ориентиры появились перед вузами транспорта?
 

Их определил в своем выступлении Президент России – лидер ОНФ Владимир Владимирович Путин, подчеркнувший, что новые технологии в экономике, обуславливающие появление новых профессий, требуют повышения качества подготовки специалистов, отвечающей вызовам времени.

Что же касается престижа и традиций транспортного образования, то оно всегда работало в опережающем режиме. Несколько примеров.

Государство взяло курс на формирование крупных интегрированных научно-образовательных комплексов несколько лет назад. А в системе Минтранса подобные интегрированные структуры начали формироваться еще в 2005 году.

Государство настойчиво добивается, чтобы работодатель «не выпадал» из образовательного процесса, декларирует актуальность формирования целевого обучения. В то же время целевая подготовка кадров на железнодорожном транспорте существует с 1978 года и сегодня представляет уникальную по масштабам и эффективности систему, которая неоднократно получала высокую оценку Президента и правительства страны.

 

Кстати, эта система вызывает восхищение и желание ее тиражировать и за рубежом. Об этом свидетельствуют и недавний рабочий визит представителей МИИТ во Францию, и встречи с руководством Французских железных дорог и ведущих технических университетов страны.

На пензенском форуме проблема тесного взаимодействия работодателей и вузов для многих отраслей обозначилась очень выпукло, поэтому готовы передать коллегам наш опыт работы.

И еще один показательный пример. Несколько лет назад Минтранс России, подведомственные ему вузы, ведущие предприятия транспорта выдержали, без преувеличения, битву за сохранение специалитета по инженерным специальностям.

Многие отрасли экономики специалитет потеряли. И производственники, и вузы уже несколько лет бьют тревогу: недостаток квалифицированных инженеров – это уже не ведомственная, а национальная проблема. Об этом с тревогой говорили в Пензе представители ректорского корпуса. Реакция Владимира Владимировича Путина обнадеживает. Он заявил: «Я не понимаю, почему Болонский процесс мешает восстановлению специалитета по инженерным специальностям».

 

– Потенциал и престиж вузов транспорта общепризнаны. Казалось бы – и это в русле федеральной политики – государство должно с готовностью подставить им плечо для дальнейшего развития. А на деле постоянны разговоры об отсутствии федеральной поддержки отраслевых вузов.

 

– Более того, еще недавно активно вели себя реформаторы, предлагавшие упразднить высшую транспортную школу, передать ее функции техническим и технологическим вузам общего профиля. Поэтому при поддержке Минтранса России пришлось вести «разъяснительную» работу с учетом уникальности отраслевого образования и негативного исторического опыта подобных реформ.

Вузы транспорта научились работать в современных экономических условиях: внебюджетные доходы – до 75%, объемы НИР – на сотни миллионов, учебно-лабораторная база – на должном уровне и т. д.

Но возможности и потенциал отраслевых вузов не беспредельны. Поэтому постоянно говорим: федеральная поддержка транспортного образования – важное условие инновационного развития транспорта, всей экономики страны.

 

– Борис Алексеевич, насколько нам известно, проблемы отраслевого образования и пути их решения были в очередной раз концентрированно сформулированы накануне форума в Пензе.

 

– Это произошло в стенах МИИТ в ходе работы общероссийской конференции, посвященной укреплению партнерства государства, бизнеса и вузов транспорта. Это мероприятие – также под эгидой ОНФ – собрало весьма авторитетный состав: представителей администрации Президента РФ, руководства Минтранса России, комитетов Государственной думы РФ по транспорту и по образованию, ведущих транспортных предприятий, общественных организаций, ректоров, проректоров и ведущих ученых всех вузов транспорта.

 

Участники конференции отметили, что система транспортного образования постоянно совершенствуется, признана одной из передовых в России и отличается:

·        надежной связью с реальным сектором экономики;

·        наличием уникальной по масштабам и эффективности системы целевой подготовки кадров;

·        действенной системой дополнительного профессионального образования;

·        высоким уровнем фундаментальной, профессиональной и практической подготовки кадров;

·        эффективным использованием результатов научных разработок в образовательном процессе.

 

Были определены и ключевые проблемы высшей транспортной школы и пути их решения.

Главная проблема – отсутствие государственного финансирования программ развития вузов транспорта.

«Больной» вопрос – критерии мониторинга эффективности вузов, не учитывающие специфику отраслевого образования.

Следующая проблема – невозможность участия отраслевых вузов в конкурсах Минобрнауки России, направленных на поддержку вузов, развитие их учебно-научной и материально-технической базы.

Вновь говорилось и об отсутствии достаточной мотивации бизнеса для участия в модернизации учебной базы вузов, поставки новых образцов техники, оборудования и др. Основное препятствие – двойное налогообложение.

 

Серьезной является и проблема прогнозирования отраслями потребности в кадровом обеспечении отдельных видов транспорта, отсутствие трудового баланса страны и транспортного комплекса.

Среди новых проблем – законодательная отмена целевого приема на программы СПО. Честно говоря, это удивляет, с учетом того, что специалисты-техники составляют основное и самое многочисленное звено персонала транспорта.

В итоговой резолюции были определены федеральные уровни решения рассмотренных проблем, основные из которых были доложены на форуме в Пензе.

 

– Прошу вас несколько подробнее остановиться на вопросах, обсуждавшихся на форуме ОНФ.

 

– Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы закрепляет за всеми вузами (независимо от их ведомственной принадлежности) равные возможности для развития. Однако отраслевые вузы транспорта не получают государственное финансирование для развития учебно-научной и материально-технической базы, проведения НИОКР, повышения квалификации ППС и др.

Учитывая, что вузы транспорта являются базовыми центрами кадрового обеспечения и научного сопровождения программ и проектов в рамках «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года», считали бы возможным наделить Минтранс России правом направлять средства в размере до 1% от общего объема финансирования программ и проектов на модернизацию учебной и научной базы вузов, внедрение новых технологий в образовательный процесс, проведение НИОКР и т. д.

Работодатели постоянно сетуют на отсутствие механизмов более эффективного участия бизнеса в образовательном процессе, связанное с тем, что при передаче образцов новой техники, действующих моделей, тренажеров от компаний вузам практически существует двойное налогообложение. То есть предприятие выплачивает налоги и при приобретении техники, и при ее передаче вузам для использования в образовательном процессе.

 

Для того чтобы преодолеть это препятствие, необходимо внесение соответствующих изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающих в данном случае освобождение предприятий от налогообложения.

В соответствии с действующим законодательством целевой прием применяется только в системе высшего образования и не распространяется на систему подготовки специалистов со средним профессиональным образованием, которые, как уже упоминалось, являются самой многочисленной кадровой составляющей в транспортном комплексе.

Поэтому считаем очень важным восстановить целевую подготовку кадров по программам СПО, для чего необходимо распространение законодательства о целевом приеме и обучении на среднее профессиональное образование.

 

Еще одна общая проблема – отсутствие долгосрочного и среднесрочного прогноза потребностей России в кадрах, столь необходимого для формирования баланса трудовых ресурсов для Российской Федерации и, соответственно, транспортного комплекса.

Поэтому весьма актуальным является внесение в действующее законодательство изменений, предусматривающих представление субъектами РФ, а также организациями различных форм собственности данных о прогнозе потребностей в подготовке кадров различной квалификации, а также о фактическом трудоустройстве выпускников образовательных организаций. Добавлю, что решение этой задачи определено Перечнем поручений Владимира Владимировича Путина по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 23 июня 2014 года.

Предложения по дальнейшему развитию системы транспортного образования были озвучены на пензенском форуме как общее мнение ректорского корпуса вузов транспорта для включения в Перечень поручений Президента РФ Владимира Владимировича Путина.

 

– Борис Алексеевич, можно ли говорить, что форум ОНФ в Пензе стал событием, от которого начался новый отсчет в истории отечественного образования?

 

– На эмоциональном уровне исключительность, знаковость этого события очевидна. Глава государства определил развитие российского образования историческим приоритетом для нынешней России, объединил на этом поприще помыслы и действия федеральных структур, бизнеса, учебных заведений.

На уровне профессиональном пензенский форум – важный шаг к повышению качества инженерного образования. Начиная с 1809 года вузы транспорта в этом плане всегда находились в лидерах. Форум ОНФ подтвердил, что и сегодня мы на передовых позициях.

Приятно, что наш потенциал и перспективы развития в очередной раз получили высокую оценку. Но главное в том, что вузы транспорта готовы к достойному продолжению выполнения своей исторической миссии по кадровому обеспечению и научному сопровождению поступательного развития транспортного комплекса государства.

 

 


 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика