Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Архангельский речной порт: порт северных морей | Издательский дом

Архангельский речной порт: порт северных морей

 

Генеральный директор ОАО «Архангельский речной порт» Андрей Разговоров

Руководитель группы компаний «Экотэк» Константин Кузнецов

 

 

Архангельский речной порт всегда имел особое значение для Архангельска.

 

 

Благодаря деятельности порта острова областного центра имеют связь с центром: ежедневно по Северной Двине курсируют речные теплоходы. В советские годы порт добывал около 10 млн тонн песка в год под строительство города. В 70-х Архангельск рос стремительными темпами. В центральном грузовом районе Жаровиха шла круглосуточная погрузка и разгрузка судов.

 

Порт и сегодня производит впечатление успешно развивающегося предприятия. Причалы заставлены судами. Склады наполнены строительными материалами и техникой. На Северной Двине шумят земснаряды – идет добыча песка. Не спеша везут пассажиров речные трамвайчики. Объемы, конечно, не те, что сорок лет назад. Но общий грузооборот в 4 млн тонн в год на предприятие считают достойными показателями. И неудивительно: всего два года назад Архангельск мог лишиться крупного предприятия. Порт находился на грани выживания. Неэффективное управление. Незагруженные мощности. Грузооборот, приближенный к нулю. Коллектив не получал зарплаты. Порт доживал последние месяцы. Архангельск ожидал логического завершения. Однако исчезнуть из списка действующих предприятий речному порту было не суждено. Контрольный пакет акций выкупили местные судовладельцы. Успешные собственники уже 10 лет занимались морскими грузоперевозками. За это время смогли приобрести и реанимировать Лайский судоремонтный завод. Он стал строительно-ремонтной базой для флота судоходной компании «Экотэк». В доке завода развернули строительство мелкосидящих буксиров ледового класса, которые на тот момент были нужны для работы на Крайнем Севере. Покупка речного порта позволила новому владельцу избавиться от необходимости арендовать причалы. Правда, наследство досталось весьма тяжелое: многомиллионные долги, незагруженные мощности, недоверие клиентов.

 

«Сегодня первые шаги по восстановлению предприятия уже не кажутся такими тяжелыми, – говорит директор Архангельского речного порта Андрей Разговоров. – Мы хотели, чтобы порт встал на ноги и влился в структуру наших компаний. Нам нужно было сильное предприятие, которое замкнуло бы цикл по обработке и перевозке грузов по реке и морем. Я считаю, нам это удалось».

 

Спустя два года Архангельский речной порт вышел на новый уровень. Ежегодно добывает около 2 млн тонн песка. Он востребован у предприятий ЖБИ, его используют дорожники для реконструкции федеральной трассы М-8. В следующем году объемы по добыче песка планируют увеличить до 3 млн. Для этих целей построен новый земснаряд. На реку он выйдет уже в июне 2015 года. Обновлению парка спецтехники и судам в порту уделяют особое внимание. Здесь понимают: не вкладываясь в инфраструктуру сегодня, двигаться вперед завтра будет невозможно.

 

«Мы ежегодно обновляем флот, – говорит руководитель группы компаний «Экотэк» Константин Кузнецов. За 2012–2013 годы приобрели два сухогруза вместимостью до 3 тысяч тонн. В этом году на них легла почти вся нагрузка по доставке грузов в НАО. За навигацию судоходная компания перевезла в районы Крайнего Севера свыше 90 тысяч тонн генерального груза. За последние три года наши объемы по перевозке грузов морем выросли в три раза. А общий грузооборот по группе компаний достигает 4 млн тонн в год. В следующем году после реновации на линию выйдет танкер вместимостью 3000 тонн. Он позволит увеличить объемы по перевозке топлива в районах Крайнего Севера».

 

За 10 лет работы компании группы «Экотэк» смогли заслужить доверие крупнейших предприятий, активно развивается сотрудничество с госструктурами. Свои грузы «Экотэку» доверяет Министерство обороны РФ. Ежегодно техника, продовольствие, стройматериалы и прочие грузы доставляются в воинские части Архангельской области и НАО. По контракту с ОАО «МРСК Северо-Запада» осуществляется завоз топлива в самые отдаленные поселки региона. С ОАО «МРТС» ведутся работы по доставке грузов в Байдарацкую губу для обеспечения работ по трубоукладке для газодобывающей отрасли. В Баренцевом и Карском морях обеспечиваются научно-исследовательские экспедиции ОАО «МАГЭ» и ОАО «ТИСиЗ». По заказу структур «Газпрома» осуществляется доставка грузов в строящийся порт Сабетта. Флот «Экотэка» непрерывно в течение навигации осуществляет поставку грузов в НАО по заказу компании «Полартранс». Для строительной компании «Леро» завозятся материалы под строительство двух школ в Заполярье: в поселке Красное и поселке Индига.

Сегодня предприятия «Экотэка» пошли дальше. В частности, Архангельский речной порт начал работу по обслуживанию иностранных судов.

 

«К этому мы шли несколько лет, – рассказывает Андрей Разговоров. – В 2012 году провели дноуглубительные работы, что позволило нам принимать суда с осадкой до 5,2 м. В 2013 году открыли экспортно-импортный участок. Приняли первые суда из Норвегии с евроцементом. Отправили суда с металлоломом в Европу. Но это были суда под флагом РФ. Под конец 2014 года мы включены в перечень пунктов пропусков через государственную границу, и теперь к нашим причалам могут швартоваться суда с иностранным флагом. Искать новые возможности нас заставляет сегодняшняя экономика. К сожалению, речные грузоперевозки сведены к минимуму. В регионе нет масштабных строек, позиции лесопромышленного комплекса пошатнулись. Но порт не может простаивать и ждать, когда предложат работу. Транспортная отрасль крайне зависимая. Нет заказов – нет работы. Чтобы сохранить предприятие и загрузить его мощности, надо искать альтернативу. Сегодня мы все чаще смотрим в сторону моря. И это логично. Надо уметь быть гибким и встраиваться в сегодняшние условия. На экспортно-импортный участок мы возлагаем большие надежды. Сегодня мы предлагаем своим клиентам еще один вид услуг – доставку груза непосредственно к борту судна, стоящего на рейде. Заказчик данной услуги экономит свое время, поскольку уже не надо ожидать своей очереди для постановки к причалу. Мы загружаем груз на баржи, доставляем его на рейд и собственными плавкранами загружаем судно. Поставка песка производится непосредственно с карьера».

 

Большой плюс Архангельского речного порта – работа в связке с другими предприятиями группы «Экотэк». Одноименная судоходная компания благодаря своим заказчикам загружает причалы порта. Порт же, в свою очередь, предлагает клиентам полный комплекс по обработке и доставке груза. К тому же собственные железнодорожные пути позволяют получить груз из любой точки страны и, обработав его, отправить в пункт назначения морем.

 

Сегодня на предприятиях группы «Экотэк» трудится около 1000 человек. Это большая ответственность. Вопросам кадровой политики в компаниях группы «Экотэк» уделяют особое внимание. На протяжении многих лет идет активная работа с профильными учебными заведениями. Ежегодно здесь на практику принимают до 30 курсантов мореходного училища имени капитана В.И. Воронина и техникума водных магистралей имени С.Н. Орешкова. После окончания учебного заведения ребята возвращаются на стажировку с последующим трудоустройством. Разрабатывает порт учебные программы и для работающих сотрудников. На базе техникума водных магистралей была открыта программа по переподготовке матросов-мотористов на капитанов-механиков речных судов. Таким образом решается кадровый вопрос с командным составом судов. «Особое внимание мы уделяем развитию инфраструктуры, – говорит Андрей Разговоров. – Уже три года мы пытаемся начать строительство собственного речного вокзала. Значительное количество времени нам мешали бюрократические проволочки, которые не позволяли согласовать земельный участок. Сегодня вокзал крайне необходим для нормального функционирования пассажирских линий. Старое здание еще при прежних руководителях сгорело. А земельный участок был продан. Но нам нужны комфортные и безопасные условия для работы на пассажирских линиях. Сейчас ведется проектирование здания вокзала, а в следующем году рассчитываем приступить к строительству».

 

«Предприятия в группе компаний «Экотэк» благодаря замкнутому циклу морских и речных грузоперевозок тесно взаимосвязаны, – рассказывает Константин Кузнецов. – Это помогает нам справляться с самыми трудными задачами. Взаимовыручка, понимание дают хорошие результаты, когда надо выполнить сложный проект. Несмотря на экономические кризисы, скачки курса валют, мы продолжаем строить собственный флот. Из дока Лайского завода в этом году вышли два буксира ледового класса. Мы развиваем линии грузоперевозок в НАО. В Архангельской области нет потребности в речных грузоперевозках, значит, мы переориентируемся на морские линии. В этом году Архангельский речной порт вошел в перечень пунктов пропуска через государственную границу. Для нас как для группы компаний это открывает новые перспективы: мы теперь сможем принимать в порту суда под иностранными флагами. С оптимизмом смотрим на колебания курса валют. Чтобы начать принимать иностранные суда, мы проделали огромную работу. Углубили причальную линию порта и смогли обрабатывать суда с осадкой до 5,2 м. Открыли экспортно-импортный участок. И останавливаться не собираемся. Сегодня мы ставим цель увеличить грузооборот, повысить объемы добычи песка, развивать инфраструктуру. Нам есть куда развиваться. У Крайнего Севера есть перспективы, а значит, они есть и у нас».

 

Татьяна Третьякова

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика