Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Транспортная и дорожная инфраструктура Республики | Издательский дом

Транспортная и дорожная инфраструктура Республики

 
 

Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин

 

Об актуальных вопросах развития транспортной и дорожной инфраструктуры Республики Татарстан журналу «Транспортная стратегия» рассказывает министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин

 

 

Республика Татарстан, выгодно располагаясь в центре России, имеет одну из наиболее развитых транспортных сетей всех видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного. Как известно, развитие дорожно-транспортной инфраструктуры любого субъекта или страны является показателем развития экономики.О некоторых моментах по развитию транспортной и дорожной инфраструктуры более подробно.

 

 

Перевод общественного транспорта Республики Татарстан на газомоторное топливо

 

Правительством Республики Татарстан утверждена государственная программа «Развитие рынка газомоторного топ­лива в Республике Татарстан на 2013–2023 годы». Согласно программе к 2023 году парк газо­мотор­ной техники должен достичь 15 тысяч единиц. Количество специальных заправочных станций (АГНКС) будет доведено до 60.

Планируется перевести на использование компримированного природного газа до 50% автобусов, 30% техники ЖКХ и 30% техники специального назначения.

 

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации (от 17 декабря 2012 года № 1315) и Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан (от 21 декабря 2012 года № 1115) в Татарстане реализована программа выделения субсидийв 2012 году из федерального и республиканского бюджетов на закупку автобусов, работающих на газомоторном топливе, трамваев и троллейбусов. В данной программе приняли участие 17 транспортных предприятий из 8 муниципальных образований: Азнакаевского, Альметьевского, Бугульминского, Буинского, Мамадышского, Нижнекамского, Казани и Набережных Челнов.

 

Согласно предоставленной квоте в республике приобретены 324 единицы транспортных средств, в том числе 262 автобуса, 22 трамвая и 40 троллейбусов. Общая сумма выделенных субсидий составила 1282,8 млн рублей, в том числе 885 млн рублей федеральных средств и 397,8 млн рублей – средства из республиканского бюджета.

В настоящее время в Республике Татарстан имеется 11 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Но для более динамичного развития рынка газомоторного топлива необходимо строительство новых и реконструкция существующих станций.

Для решения данного вопроса совместно с ОАО «Газпром газомоторное топливо» разработан и утвержден План-график синхро­низации работ на 2014 год по строительству объектов газозаправочной инфраструктуры природным газом и приобретению автомобильного транспорта, работающего на природном газе. Согласно данному графику в текущем году идет реконструкция 4 существующих АГНКС в городах Казани, Нижнекамске и Набережных Челнах. Также начато строительство 3 новых АГНКС в Зеленодольске, Нижнекамске и Бугульме.

 

В 2015 году планируется начать строительство еще 8 новых АГНКС.

8 октября 2014 года премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев подписал Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил предоставления субсидий на закупку автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на газомоторном топливе».

Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ подготовило и направило в адрес Минпромторга РФ заявку о потребности в приобретении предприятиями республики 408 автобусов и 296 единиц спецтехники для жилищно-коммунального хозяйства, работающих на компримированном природном газе в 16 муниципальных районах. В настоящее время заявка находится на рассмотрении.

 

 

Строительство транспортно-пересадочных узлов

 

Для повышения качества обслуживания пассажиров в Татарстане планируется реализовать 4 проекта «Транспортно-пересадочные узлы». На ул. Аграрной на базе проектируемой станции метрополитена «Агропарк» – ТПУ «Восточный», в районе станции метро Северный вокзал и железнодорожной станции Казань-2 – ТПУ «Казань-2», в районе железнодорожной платформы Компрессорная на ул. Сибирский тракт – ТПУ «Компрессорная», на базе платформы «Смарт Сити» и действующей линии аэроэкспресса – ТПУ «СМАРТ Сити Казань».

В настоящий момент в рамках реализации пересадочных узлов «Восточный» и «Компрессорная», ввод в эксплуатацию которых в плоскостном исполнении запланирован на 2015 год, ведется разработка эскизных предложений. Для дальнейшей их реализации с учетом строительства автовокзалов разрабатывается проект планировки территорий. Завершение капитального строительства пересадочных узлов «Восточный», «Казань-2», и «Компрессорная» запланировано на 2019 год, ТПУ «СМАРТ Сити Казань» – на 2020 год.

 

 

Организация кольцевого движения по железнодорожной ветке вокруг Казани

 

Одним из перспективных социально-значимых проектов в сфере железнодорожного транспорта является организация кольцевого движения по железнодорожной ветке вокруг Казани, которая будет охватывать большую зону пригорода, железнодорожные вокзалы и крупные транспортно-пересадочные узлы с метрополитеном.

На 1-м этапе планируется организовать строительство съезда в районе станции Новое Аракчино. Это позволит на начальном этапе продлить движение поездов аэроэкспресса от международного аэропорта «Казань» до железнодорожной станции Казань-2, что обеспечит доступную и комфортную связь пассажиров с транспортной системой города.

 

На последующих этапах строительства съездов в районе Дербышки даст возможность запустить кольцевое железнодорожное движение в Казани.

Общая протяженность кольца составит 48 км и соединит 16 остановочных пунктов. Время полного оборота одного поезда по кольцу составит 60 минут, со средней скоростью ориентировочно в 40 км/ч.

Под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.В. Михайлова с участием заинтересованных сторон 20 октября 2014 года проведено совещание по вопросу реализации проекта «Организация внутригородского кольцевого железнодорожного сообщения в г. Казани». По результатам данного совещания в настоящее время отдел технической политики Горьковской железной дороги совместно с ОАО «Институт экономики и развития транспорта (ИЭРТ)» разрабатывает технико-экономическое обоснование для поэтапной реализации проекта. Данный проект целесообразно реализовать до 2018 года – к чемпионату мира по футболу.

 

 

Воздушный транспорт

 

Гражданская авиация играет значительную роль в развитии экономики республики и решении социально-экономических задач.

В последние годы удалось значительно модернизировать аэропорт Казани, сегодня мы видим его в качестве крепкого регионального аэропорта с постепенно развивающейся сетью маршрутов.

В связи с интенсивным развитием промышленного производства в Камском кластере особую актуальность приобретают мероприятия по модернизации аэропорта «Бегишево», который является важнейшим транспортным узлом региона Закамье. При поддержке ОАО «КАМАЗ» ведется модернизация аэровокзального комплекса, за счет средств республиканского бюджета выполнены мероприятия по приведению в нормативное состояние автодороги от города Набережные Челны до аэропорта «Бегишево». С 2015 года за счет средств федерального бюджета планируется проведение модернизации объектов аэродромной инфраструктуры.

 

Основной задачей также является обеспечение доступности внутренних региональных авиаперевозок, укрепление авиасообщения между городами Республики Татарстан и регионами России. Республика Татарстан с 2013 года успешно участвует в реализации программы развития региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе. С начала текущего года из аэропортов Казань и Бегишево выполняются авиарейсы по 8 маршрутам: в Киров, Оренбург, Пензу, Пермь, Самару, Саранск, Нижний Новгород, Саратов. С 1 июля 2014 года увеличена частота выполнения рейсов в Киров, Самару и Саратов, вместе с тем в связи низким пассажиропотоком и убыточностью рейса с 1 октября 2014 года приостановлены полеты в Саранск.

 

 

Водный транспорт

 

Развитие пассажирских перевозок является приоритетным направлением в сфере внутреннего водного транспорта.

Республика Татарстан – один из немногих регионов России, который сохранил речные пассажирские перевозки в пригородном сообщении. Организованы социально значимые маршруты для доставки жителей городов к дачам, садовым участкам и местам отдыха. Пригородные пассажирские перевозки осуществляются вверх по реке Волге до Свияжска, вниз до Болгар, по реке Каме от Чистополя до Сухого Берсута, от Набережных Челнов до Соколок, а также паромной переправой Зеленодольск – Вязовые.

Республика Татарстан активно развивает свой туристический потенциал. Для обеспечения безопасного подхода 3- и 4-палубных круизных судов в 2014 году проведены дноуглубительные работы к пристани Тетюши, начаты работы по дноуглублению и расширению подходного канала к причальной стенке древнего города Болгара.

 

 

Строительство сельских дорог

 

На данный момент в Татарстане 3073 населенных пункта. Из них 748 не имеют подъездов с твердым покрытием. Для того чтобы связать их с внешним миром, потребуется построить более 1800 км дорог. В 2014 году соединены более 60 населенных пунктов с автомобильными дорогами с твердым покрытием.

Автодороги местного значения составляют важную часть транспортной инфраструктуры. Однако общее состояние автомобильных дорог местного значения в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень их развития достаточным. Поэтому в 2014 году были приведена в нормативное состояние дорожно-уличная сеть в населенных пунктах с устройством переходного типа покрытия из щебеночно-песчаной смеси на 1 млрд рублей; всего 425 улиц. Также отремонтирована существующая дорожно-уличная сеть с асфальтобетонным покрытием районных центров и городов Республики Татарстан на 990 млн рублей; всего 367 улиц.

 

Общая сумма финансирования на 2014 год по муниципальным дорожным фондам составляет 850 млн рублей. Предоставленные отчисления направлены на финансирование мероприятий, направляемых на реализацию муниципальных программ дорожных работ на дорогах общего пользования местного значения. Общее количество – 348 объектов.

На сегодняшний день по трем перечисленным программам строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме.

 

 

Инвестиционные проекты

 

Строительство платной автомагистрали Шали (М-7) – Бавлы (М-5) в развитие нового маршрута федеральной автомобильной дороги Казань – Оренбург в составе международного транспортного коридора Европа – Западный Китай.

Российская Федерация расположена между двумя динамично развивающимися мировыми центрами – Европой и Азией, что определяет ее особую роль в обеспечении евроазиатских связей.

 

Привлекательность автомобильного транспортного коридора Европа – Западный Китай» для грузовладельцев состоит в сокращении стоимости и сроков доставки грузов по сравнению с южным морским маршрутом, так как он проходит по традиционному пути торговых связей России и европейских стран, что подразумевает в том числе и возможность выхода на один из крупнейших портов Европы – Гамбург.

Создание коридора обеспечит развитие всесторонних связей европейских государств с Российской Федерацией, Казахстаном и другими странами Средней и Юго-Восточной Азии.

В рамках создания международного транспортного коридора Европа – Западный Китай в Республике Татарстан реализуется инвестиционный проект «Строительство платной автомагистрали Шали (М-7) – Бавлы (М-5) в развитие нового маршрута федеральной автомобильной дороги Казань – Оренбург».

Строительство скоростной автомагистрали позволит напрямую связать между собой две важнейшие автомагистрали страны (М-7 «Волга» и М-5 «Урал»), тем самым даст возможность максимально эффективно использовать транзитный потенциал региона и существенно сократить пробег автотранспорта по маршрутам Центр – Сибирь и Центр – Средняя Азия.

 

Протяженность автомагистрали составляет 297 км, она запроектирована по нормативам технической категории I-a – с 4 полосами движения. Максимальная скорость – 150 км/ч.

 

Строительство платной автомагистрали Шали (М-7) – Бавлы (М-5) условно разделено на четыре участка:

• Сорочьи Горы – Шали (М-7) – протяженность 40 км, ввод в эксплуатацию I очереди строительства состоялся в 2011 году.

• Мостовой переход через реку Кама у села Сорочьи Горы – протяженность 14 км, ввод в эксплуатацию 1-го пускового комплекса состоялся в 2002 году. Сейчас ведутся работы по 2-го пусковому комплексу.

• Алексеевское – Альметьевск – протяженность 145 км.

• Альметьевск – Бавлы (М-5) – протяженность 98 км. Ведутся проектно-изыскательские работы. По инициативе частного инвестора начаты работы на участке от Бавлов до границы с Республикой Башкортостан протяженностью 30 км.

 

 

Инвестиционный проект «Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан)».

 

В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» в рамках подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» на территории Республики Татарстан реализуется инвестиционный проект «Создание Свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (Республика Татарстан)».

Проект реализуется на основании государственно-частного партнерства, участниками которого являются ФКУ «Ространсмодернизация», Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан и частные инвесторы.

В настоящее время ведутся работы по строительству речного порта, путевому развитию станции Свияжск.

В рамках перспективного развития прилегающей территории зарезервирован участок площадью 1343 га, куда планируется вынести производственные предприятия из черты города Казани.

 
 

 

 


 

 
 

 

Яндекс.Метрика