Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Архангельская область: прогнозы развития | Издательский дом

Архангельская область: прогнозы развития

 

Губернатор Архангельской области Игорь Орлов

 

О комплексном развитии Архангельской области журналу «Транспортная стратегия – XXI век» рассказал губернатор Архангельской области Игорь Орлов.

 

 

– Что самое сложное в работе главы региона? С этого вопроса мы начали интервью с губернатором Архангельской области Игорем Орловым о перспективах развития Поморья.

 

– Самое сложное – когда возникают ситуации, в которых сталкиваются противоположные интересы и задачи. Поиск разумного баланса между ними заставляет мобилизовать свои силы. Так, несмотря на трудности при формировании региональной казны в следующем году, мы не оставим социально незащищенных северян. Но при этом добьемся того, чтобы наш бюджет стал бюджетом развития: по-другому нельзя, ведь будущее региона, благополучие жителей области определяет бизнес.

Отстаивать его интересы, разрушать барьеры, препятствующие движению вперед, – тоже наша работа. Но помощь должна заключаться не в прямых инвестициях, а в создании условий для развития: это могут быть комфортные инфраструктурные решения, налоговые льготы.

 

– Для кого они были созданы в 2014-м?

 

– К примеру, мы обеспечили инвестиционной лесосекой «Илим» – значит, компания будет стабильно работать, платить налоги в региональную казну, зарплату тысячам северян. Поддержали создание современного агропромышленного комплекса Александра Фиалковского в Устьянском районе, вместе с тем его открытие – заслуга самого предпринимателя.

То же самое можно сказать про запуск алмазных месторождений «Лукойла» и «Алроса»: продвижение этих проектов на федеральном уровне, отстаивание интересов компаний, весь комплекс разрешительных процедур – это была наша работа. Таким образом, 2014 год стал началом промышленной добычи алмазов Поморья: «алмазные» поступления в бюджет региона составили около 1 млрд рублей, в следующем ждем до 1,7 млрд.

Лучшая награда для губернатора – когда видишь результат.

 

– Назовите и другие результаты.

 

– Разве это не праздник, когда в нашей области открываются новые животноводческие комплексы? Не только у Фиалковского. Возьмите «Важское» в Вельском районе, которое сегодня входит в агрохолдинг Владимира Петрова. Приезжаешь туда и своими глазами видишь, как зона рискованного земледелия становится зоной «уверенного животноводства». Недавно вельчане открыли в Благовещенском уже третью по счету роботоферму. Не успели перерезать ленточку – начали строить четвертую, на тысячу голов.

 

Можно сказать, в архангельскую деревню пришли «космические» технологии: доярки на роботофермах «Важского» больше не прикасаются к коровам, всю работу за них выполняют машины. В Благовещенском слово «доярка» исчезло из обихода: есть оператор, который следит за процессом дойки.

Таким успешным хозяйствам область сегодня помогает дотациями на молоко. Но в нашей помощи нуждается не только крупный агробизнес: самую дальнюю северную глубинку «держат» небольшие фермерские хозяйства. Как, например, ферма в деревне Лядины Каргопольского района: ее владельцы основательно и серьезно хозяйствуют в глухой архангельской деревушке.

 

Сегодня бюджетную поддержку могут получить даже маленькие животноводческие хозяйства. Пример – замечательная многодетная семья Коломеец из Котласского района, у которой весной сгорела изба. Мы им выделили 500 тысяч на новое жилье, помогли оформить фермерский статус. Недавно узнал, что новый большой дом семья построила всего лишь за пару месяцев, для пятерых сыновей и дочек – раздолье. А не так давно супруги приняли участие в фермерском конкурсе грантов и выиграли 1,5 млн рублей на развитие хозяйства.

 

– Как вы оцениваете запас внутренней прочности региона?

 

– Он очень высокий. Так, в переработке леса наши возможности бесконечны: от лесного богатства мы сегодня используем в лучшем случае процентов сорок-пятьдесят. Все остальное уходит либо в отвалы, либо в сжигание...

Заставить бизнес углубить переработку леса, открыть новое лесное производство, ограничить вывоз лесных ресурсов за пределы региона, «подключить» отходы к энергетике, чтобы в перспективе полностью отказаться от привозного топлива… Только тогда лес начнет отдавать совсем другие деньги, перестанет быть инструментом вывоза за рубеж нашего «зеленого золота» в виде распиленной доски.

Возвращаюсь к примеру Устьянского района. Вначале там, на предприятии Владимира Буторина, просто делалась доска и вывозилась на экспорт. Дальше – шаг за шагом: доски начали по-другому сушить, добиваться другого качества, расширять рынки, вовлекать отходы древесины в теплоэнергетику… Это новое качество, инвестиции в новые рабочие места. Если будем подталкивать весь лесной бизнес региона в этом направлении – добьемся выхода из дотационности.

 

Что для этого нужно? Прежде всего, научиться делать полезный товар из лесного сырья, скажем, второго или даже третьего уровней: выстроить взаимодействие между муниципальной и региональной властью, разными уровнями бизнеса: малым, средним и большим, создать региональную биржу продуктов лесопереработки, своеобразный ресурсный центр. Только тогда лес в полной мере начнет приносить региону доход.

 

В этом году, кстати, мы стали свидетелями новых идей в лесном кластере. Недавно, к примеру, с удивлением узнал, что отходы лесопереработки можно использовать в производстве асфальтобетона для автомобильных дорог и даже аэродромов. Оказывается, лес улучшает свойства дорожного покрытия. А чего стоит создание опытного образца машины, которая будет перерабатывать лесные отходы в топливные брикеты прямо на лесосеке.

 

– Какие транспортные проекты для региона в приоритете?

 

– Важен комплексный подход – нельзя автомобильному транспорту уделять больше внимания, чем железнодорожному, или говорить, что водным транспортом мы заниматься не будем, потому что есть авиация.

Не так давно сдан железнодорожный мост в Северодвинске, строится дорога, соединяющая центр атомного судостроения с областным центром, продолжается масштабная реконструкция федеральной трассы М-8 и ряда транспортных развязок в крупных городах региона. Восстанавливаем авиасообщение с южными территориями области и водные пути: к примеру, в августе модернизированный паром связал два берега Двины в районе Березника.

 

– До многих архангельских сел можно только самолетом добраться…

 

– Наша область по размерам примерно равна Франции, но архангельскую глубинку от областного центра могут отделять сотни километров лесов и болот, десятки рек и речушек. Поэтому, если мы говорим сегодня о развитии транспортной инфраструктуры, к примеру, в Мезенском и Лешуконском районах, в первую очередь, конечно, это относится к авиации. 

Для таких территорий авиация – безальтернативное решение, поэтому область продолжит поддерживать и субсидировать внутренние перелеты. Это экономически оправданно. Так, автодорога из Архангельска до Мезени может обойтись бюджету в 20 млрд рублей, а в перспективе придется тратить сотни миллионов на поддержание мезенской трассы в нормальном состоянии.

 

За эти средства летать из Архангельска в Мезень и обратно довольно долго смогут большинство жителей самого северного района нашей области. Тем более что самолетом до Мезени – меньше часа, тогда как на автобусе – восемь часов. Осенью, когда на реках снимают понтонные переправы и машины перевозят на катерах, время в пути увеличивается до полусуток. Это особенно сложные периоды: когда понтонные переправы уже закрыты, а зимники еще не накатаны, авиация, по сути, становится для многих северян дорогой жизни.

 

– Что нужно для развития авиации?

 

Проблемы у малой авиации примерно одинаковы в большинстве регионов Севера и Сибири. Старый авиапарк приходит в негодное состояние, а новая техника практически не производится. К примеру, самолет Л-410, который мы продолжаем эксплуатировать, во-первых, технически устарел, во-вторых, далеко не всегда соответствует возможностям наших взлетных полос. Не в лучшем состоянии находится и авиационная инфраструктура: аэропорты, «взлетки».

Об этих проблемах я докладывал Владимиру Путину во время июньского визита президента в Архангельскую область. Вопросы развития малой авиации мы начинаем решать вместе федеральным центром. Сегодня ведем переговоры по созданию единого комплекса региональной и межрегиональной авиации на базе аэропортов «Архангельск» и «Васьково», частью этого комплекса станет вся малая авиация нашей области.

 

Как складывается ситуация вокруг Котласского аэропорта?

 

– Мы добились того, чтобы аэропорт в Котласе начал нормально работать. В сентябре не только вернули авиасообщение между Котласом и Архангельском, но также продлили его до столицы Республики Коми – Сыктывкара: прямого регулярного сообщения между двумя субъектами РФ не было более 20 лет. Кстати, незадолго до этого провели в Котласе полную реконструкцию площади трех вокзалов, сделав еще один шаг по созданию в регионе южного транспортного узла.

Почему пришлось закрыть авиарейсы в Котлас в прошлом году? Собственник аэропорта пытался извлечь из этого актива личную выгоду, практически не вкладывая средства в развитие авиаперевозок. Результатов удалось добиться только после того, как котласский аэропорт стал частью архангельского. Сегодня работаем над тем, чтобы создать авиаузел в Вельске.

 

Архангельская область – ворота в Арктику. Насколько широко они сегодня открыты?

 

ПоСеверному морскому пути мы двигаемся вперед. Знаковое событие – открытие в прошедшем году в Архангельске филиала администрации Севморпути. Недавно в Архангельске открыт Арктический аварийно-спасательный центр.Северное управление гидрометслужбы, работающее в столице Поморья, объединяет метеостанции от Белого моря до Таймыра. Северный (Арктический) университет – это научно-технический и кадровый потенциал всей арктической зоны России. Нельзя забывать, что в столице Поморья действует и одно из старейших морских пароходств с огромным опытом эксплуатации судов в северных широтах.

 

России нужен наш арктический вектор. И мы уже не в отправной точке, первые шаги сделаны. Сегодня мы работаем на перспективу: добиваемся, чтобы в Архангельске был открыт федеральный научный центр по изучению Арктики. Все это – глобальный вызов: Архангельск станет, уже становится опорной точкой по освоению высоких широт, он вернет свои ведущие позиции, это очевидно.

В Арктике стремятся работать разные регионы России. Так, сжиженный газ пойдет через ямальский порт Сабетта, перевалка основных «тяжелых» грузов – через Мурманск. У нас сегодня достаточно ресурсов для того, чтобы заниматься обслуживанием Северного морского пути и Арктического побережья России. Мы не собираемся противопоставлять себя другим регионам: в Арктике работы хватит всем.

 

– Удалось ли вам сделать Архангельский порт более доступным?

 

– Результат нашей совместной работы с Правительством России – снижение ставки портовых сборов за услуги «Росморпорта» начиная с 2014 года. ВАрхангельском морском порту для судов заграничного плавания они уменьшены на 20%, для каботажных судов – на 10%. На 20% сокращен ледокольный сбор. Это решение открывает новые перспективы перевалки грузов с учетом развития не только морского торгового порта в Архангельске, но и Северного морского пути в целом.

 

– Какую нишу в обслуживании арктических проектов займет архангельский порт?

 

Из-за внешнеэкономических причин объемы перевалки в морском порту Архангельска в последние месяцы не растут. Но для нас важно, чтобы эта временная пауза была заполнена формированием новых условий, технологий и организационных решений по развитию морских перевозок.

Так, в Архангельске на левом берегу Северной Двины строится опорная база Межрегионтрубопроводстроя. В будущем этот транспортный узел сможет объединить хранение и перевалку грузов, оборудования, ремонт флота, производство металлоконструкций. В перспективе база позволит ежегодно переваливать до 0,5 млн тонн генеральных грузов, спускать на воду новые суда технического флота. Для региона это около тысячи новых рабочих мест и налоговые отчисления в бюджет.

 

Проект глубоководного района «Северный» Архангельского морского порта объединяет строительство подходного канала, семнадцати грузовых причалов, создание надежных систем безопасности мореплавания. Грузовой район – это четыре терминала с грузооборотом около 30 млн тонн в год.

Строиться порт будет в формате государственно-частного партнерства. Предполагаемый объем инвестиций – от 36,5 млрд рублей. Проект одобрен Федеральным агентством морского и речного транспорта. Получено положительное заключение Дирекции государственного заказчика программ развития морского транспорта. Между дирекцией, «Росморпортом» и управляющей компанией глубоководного порта подписано соглашение о взаимодействии. Кроме того, есть соглашение с инвестиционным бюро «Финист» о привлечении инвесторов, а также о проработке технико-экономического обоснования проекта.

 

– Как вы относитесь к механизму государственно-частного партнерства в реализации крупномасштабных проектов в транспортной сфере?

 

– В транспортной сфере без ГЧП ничего не решить. Наши стратегические проекты с участием бизнеса – глубоководный порт и «Белкомур», модернизация аэропорта «Архангельск».

Мы сегодня изучаем опыт Республики Коми по строительству автомобильных магистралей с привлечением частных инвестиций: собираемся использовать его при строительстве дороги из Архангельска в Котлас. А в целом союз государства и бизнеса – главный двигатель наших общих транспортных проектов, будь то дорога в котласский аэропорт, мосты и дороги в архангельской глубинке или же паромные и понтонные переправы через северные реки.

 

– В каком состоянии находится морское сообщение с Соловецким архипелагом? Насколько транспортная инфраструктура позволяет развиваться туризму в регионе в целом?

 

– Надеемся, будет наоборот: туризм даст импульс развитию новых транспортных маршрутов. Так, за последние два года четыре крупных туристических проекта Архангельской области вошли в федеральную программу по развитию внутреннего и въездного туризма России. Общий объем инвестиций из бюджета и внебюджетных источников – девять миллиардов рублей. Частью этих проектов станет создание в Архангельской области новой транспортной инфраструктуры – строительство дорог.

 

Морское сообщение между Соловками и Архангельском будет также создаваться в рамках наших туристических проектов, но не за счет бюджета, а с привлечением частного бизнеса.

 

– За три года вы хорошо узнали всю Архангельскую область: культуру, историю. Поморский характер раскусили...

 

– У нас есть деревни, которые можно назвать культурным достоянием не только области, но и всей страны. Живые свидетели истории – Веркола, Сура, Норинская, Вершинино, Ненокса. Душа России – наши Соловки.

Многовековая история, в которой сплетены взлеты и падения, – это Архангельск. Как сохранить чувства, настроение, характер города? Банковский переулок, Гостиные дворы... А Соломбала с ее совершенно особым сопряжением культур: лодочной Кемской стороны, англиканской церкви, судостроительных верфей, заложенных Петром.

Каждый из районов имеет свой внутренний стержень, свои корни. А в целом это Архангельск. Осталась в нем и глубинная поморская суть – ее сохраняют жители города, доброжелательные, спокойные.

 

– И мировые угрозы не помешают?

 

– Мировые угрозы я позиционирую исходя из человеческих принципов. Самые страшные угрозы – предательство, нечестность, беспринципность.

Угроза – это потеря ценностей семьи, или, к примеру, попытка сформировать общественное мнение таким образом, чтобы подрастающее поколение думало: нетрадиционная семья – это правильно.

 

У каждого человека есть внутренний стержень, в основе которого любовь к Родине, к семье, стремление стать профессионалом в своем деле. И никакие угрозы – ни внутренние, ни внешние – сломать этот стержень не в силах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика