Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Человек Севера: главный капитал Арктики | Издательский дом

Человек Севера: главный капитал Арктики

 

Директор по морскому дивизиону Группы «Транзас» Андрей Белентьев

 

Освоение Арктики – это многовековой подвиг всего человечества, отмеченный многими победами и испытаниями. Достаточно взглянуть на карту этого сурового региона, чтобы понять, сколько великих людей разных национальностей посвятили жизнь делу освоения этой части Земли и мирно соседствуют в названиях мысов, островов и акваторий.

 

 

Сегодня в мире уже накоплен серьезный опыт разработки и применения решений на основе передовых технологий для обеспечения безопасности добычи и переработки полезных ископаемых, функционирования транспортных систем и сохранения окружающей среды в Арктической и Приарктической зонах. При работе в этом географическом регионе не может быть альтернативы внедрению самых передовых и экологически чистых методов хозяйствования на основе международного сотрудничества.

 

 

Что нужно для безопасного освоения Арктики?

 

Самым важным вопросом всегда была и остается подготовка профессиональных кадров для эффективного и безопасного ведения деятельности в условиях Арктической зоны. Применение даже самых современных технологических решений не принесет ожидаемого результата без масштабного и целенаправленного развития системы обучения, профессиональной подготовки и (или) переподготовки квалифицированных специалистов. При этом необходимо использовать самые современные и эффективные образовательные технологии, в том числе комплексные тренажерные системы, предоставляющие уникальные возможности моделирования всего спектра внештатных ситуаций и отработки навыков персонала по их предупреждению и минимизации последствий.

 

  Сегодня очевидно, что только слаженная работа государственных органов власти и компаний с высоким техническим и технологическим потенциалом может обеспечить безопасное освоение Арктического региона и высокий уровень обеспечения жизнедеятельности. При этом такое сотрудничество должно в равной степени охватывать как собственно технологии производства, транспорта, навигации и связи, так и сферу формирования кадрового потенциала.

 

 

Цели и задачи Группы «Транзас»

 

Российская Группа «Транзас», основанная в 1990 году в Санкт-Петербурге, на протяжении 25 лет работает в сфере разработки и производства высокотехнологичного оборудования для обеспечения безопасности на производстве и на транспорте, а также для подготовки специалистов для авиационного, морского и речного транспорта; сферы добычи и переработки полезных ископаемых, предотвращения и ликвидации ЧС.

К примеру, навигационный тренажер NTPRO5000 для обучения судовождению, функциональность и высокое качество которого признаны во всем мире, имеет ледовый модуль, разработанный совместно с НИИ Арктики и Антарктики. Модуль позволяет проводить обучение плаванию в ледовых условиях и отрабатывать действия экипажа при движении судна в сплошном льду, движении за ледоколом, различных портовых операциях в замерзающих портах, швартовке к комплексу для танкеров. Кроме того, на тренажере проводится обучение работе с картами ледовой обстановки и использованию радиолокационной информации при плавании в ледовых условиях.

 

На основе навигационного тренажера нашей компанией разработан тренажер шельфовых операций, позволяющий проводить обучение работе с якорем, системой динамического позиционирования (ДП), а также крановым операциям на нефтегазодобывающей платформе. Необходимость в специалистах, обладающих навыками безопасного проведения операций по добыче и перегрузке нефти в Арктической зоне, сегодня неуклонно растет. Тренажеры грузобалластных операций Группы «Транзас» предназначены для обучения и аттестации членов команд танкеров, перевозящих жидкие грузы, и танкеров-газовозов, а также прочего персонала, отвечающего за безопасность погрузочно-разгрузочных работ и эксплуатацию вспомогательного оборудования.

Тренажер морской ледостойкой стационарной платформы SHELF6000 предназначен для подготовки персонала морских стационарных технологических платформ, ответственного за добычу нефтяных запасов, подготовку нефти для транспортировки, хранение нефти и отгрузку ее на танкеры. В качестве прототипа тренажера выбрана реальная морская ледостойкая стационарная платформа «Приразломная».

 

Отрадно, что степень востребованности подобных современных образовательных технологий неуклонно растет. Так, в 2012 году в Санкт-Петербурге был открыт тренажерный центр компании «Совкомфлот», оборудованный тренажерами «Транзаса», для подготовки специалистов для текущих и будущих проектов «Совкомфлота» в сложных климатических условиях Арктической зоны.

В Крыловском ГНЦ (Санкт-Петербург) установлены специально разработанные тренажеры «Универсал» (для обучения персонала судов при проведении морских операций буксировки платформ и других офшорных сооружений, постановки платформ в море) и «Взаимодействие» (для обучения персонала танкеров и платформ операциям отгрузки нефти в условиях замерзающих морей арктического шельфа России).

 

Тренажеры «Транзаса» в настоящее время широко применяются в приарктических государствах: более 150 учебных центров стран Арктического совета оборудованы тренажерными системами компании. Навигационные тренажеры установлены в GeorgianCollegeв Канаде, центре SkagenSkipperskole(Дания), учебных центрах компании Maersk(Дания), Технологическом университете Чалмерс (Швеция). Тренажерный центр (навигационный тренажер и тренажер шельфовых операций) функционирует в MåløyCollege(Норвегия).

 

 

Готовность № 1

 

Особые надежды связаны с созданием и развитием Северного (Арктического) федерального университета (САФУ) – учебного заведения, способного занять достойное место одной из главных кузниц высококвалифицированных, востребованных на международном уровне кадров, обладающих специальными навыками и знаниями для работы в Арктическом регионе. Сочетание мощного, многопрофильного университета федерального уровня с суперсовременными отечественными тренажерными и обучающими системами станет не только однозначным свидетельством серьезности намерений России в освоении Арктики, но и лучшим подтверждением ее готовности работать эффективно, профессионально и безопасно в этом суровом, но прекрасном крае.

 

Внедрение инновационных высокоэффективных технологий, технических средств и процессов, а также систем подготовки кадров и обеспечения их безопасной жизнедеятельности должно стать стержнем технической политики государств при развитии Арктического региона. Применение новейших решений обеспечит повышение безопасности и эффективности судоходства, реализацию задач освоения арктического шельфа и повышения транзитного потенциала Северного морского пути.

 

 

Арктический капитал

 

Сегодня Россия располагает значительным и во многом уникальным технологическим опытом в области развития Арктической зоны и освоения Северного морского пути. Имеющиеся наработки и решения позволяют говорить о серьезной роли нашей страны в развитии технологического обеспечения Арктического региона. Но главное – Россия обладает, пожалуй, самым главным «арктическим капиталом» – людьми, живущими в этом регионе, искренне любящими этот суровый край, готовыми стать настоящими арктическими профессионалами и эффективно работать на благо его развития и процветания. Стать настоящими Людьми Севера – с большой буквы!

 

 

 
Лаборатория моделирования процессов предупреждения и ликвидации ЧС, установленная в Северном (Арктическом) федеральном университете (САФУ) в г. Архангельске 
 
 

Комплексный навигационный тренажер TRANSASNTPRO 5000,  установленный в тренажерном центре ПАО «Совкомфлот» в г. Санкт – Петербург
 
 

Комплексный навигационный тренажер TRANSASNTPRO 5000,  установленный в ФГУП «Крыловский ГНЦ» в г. Санкт - Петербурге
 
 
 

 

Яндекс.Метрика