Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Нормативное правовое регулирование в сфере транспортной безопасности: состояние и перспективы | Издательский дом

Нормативное правовое регулирование в сфере транспортной безопасности: состояние и перспективы

 


Директор Департамента транспортной безопасности и специальных программ Минтранса России Александр Корниенко

 

 

Обеспечение транспортной безопасности во многом зависит от деятельности государственных органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях.

 

 

Значимость совершенствования нормативной правовой базы в сфере обеспечения транспортной безопасности была отмечена не раз. В развитие этой темы целесообразно остановиться на ключевых моментах, относящихся к реализации положений основного на сегодняшний день документа (Федеральный закон от 03 февраля 2014 года № 15-ФЗ), в котором сформулированы те изменения, которые необходимо внести в законодательные акты РФ по вопросам обеспечения транспортной безопасности.

 

Минтрансу России как головному исполнителю совместно с ФСБ, МВД России, а также иными ФОИВ в соответствии с графиком, утвержденным Правительством Российской Федерации, необходимо было внести в Правительство 16 проектов ППРФ и в Минюст России 10 приказов. Причем ряд из указанных документов структурно состоит из двух и более документов, имеющих самостоятельное значение.

Задача исполнения этого графика носила безусловный характер, что и определило ход подготовки проектов документов. В настоящее время на площадке Правительства ведется работа по доработке 11 ППРФ, 5 ППРФ принято.

 

Вместе с тем, уже на этапе подготовки проекта 15-ФЗ было понятно, что его реализация будет иметь значительные трудности. Это, прежде всего, касается той масштабности, которая заложена в его основе.

Также была очевидна реакция на вводимые им новации не только транспортного сообщества, субъектов транспортной инфраструктуры, но и рядовых граждан, которые ежедневно пользуются услугами транспортного комплекса.

Кроме того, мы были одними из первых, кто проходил процедуры, предусмотренные ППРФ от 17 декабря 2012 года № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

 

 

Баланс интересов

 

Мы получали и продолжаем получать предложения по внесению изменений не только в проекты документов, но и в уже принятые Правительством и утвержденные Минтрансом акты.

В связи с этим, с целью необходимости соблюдения баланса интересов, мы продолжаем работу над ключевыми документами, запускающими механизм обеспечения транспортной безопасности (ОТБ), прежде всего это Требования по ОТБ по видам транспорта.

 

Они имеют как общие черты, так и специфические, характерные для конкретного вида транспорта. К общим положениям можно отнести обязанности субъекта транспортной инфраструктуры (СТИ) по назначению лиц, ответственных за ОТБ на объекте транспортной инфраструктуры (ОТИ) и/или транспортном средстве (ТС), предоставлении достоверной информации в компетентные органы для категорирования, по обеспечению проведения оценки уязвимости, разработке Планов ОТБ, их реализации и т.д. Однако, несмотря на общую схожесть, эти документы имеют очень много отличий.

Например, при разработке Требований по ОТБ для различных категорий ОТИ и ТС воздушного транспорта закладывалась необходимость их гармонизации с действующими требованиями по авиационной безопасности. Для Требований по железнодорожному транспорту вызвали трудности критерии определения зоны транспортной безопасности, выделение в ней секторов. Для Требований по морскому и внутреннему водному транспорту имеется неоднозначность трактования термина «перевозчик». И так далее.

 

Для всех Требований много общего и одновременно особенного при их трансформировании в зависимости от категории ОТИ и ТС при различных уровнях безопасности. То же касается и механизма запуска досмотровых мероприятий. На настоящий момент основная часть Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра практически готова.

Мы отмечаем объективную заинтересованность транспортного сообщества, СТИ и в освещении проблемы технического оснащения сил обеспечения транспортной безопасности при реализации ими своих полномочий, в том числе в ходе досмотровой работы; защиты ОТИ и ТС с помощью технических средств ОТБ, их сертификации; реализации статьи 11 16-ФЗ, касающейся информационного обеспечения в области транспортной безопасности.

 

 

Обеспечение транспортной безопасности

 

Значительное количество вопросов и предложений, высказываемых как в письмах от граждан и организаций, так и в выступлениях на конференциях, совещаниях, иных публичных встречах, касается подготовки сил ОТБ, их аттестации, аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности. Надо отметить, что сама тематика, касающаяся формирования института подразделений транспортной безопасности, породила острый интерес у определенной части предпринимателей, прежде всего связанных с частной охранной деятельностью. Этот вопрос, например, являлся предметом обсуждения одного из заседаний Общественной палаты, периодически поднимается на иных публичных мероприятиях.

 

Также необходимо акцентировать внимание на том, что деятельность по совершенствованию нормативной правовой базы в области ОТБ не ограничивается лишь реализацией положений 15-ФЗ. Предполагается работа по внесению изменений в Порядок оценки уязвимости (приказ Минтранса России от 26 июля 2011 года № 87), Порядок разработки планов ОТБ (приказ Минтранса России от 11 февраля 2010 года № 34), Порядок установления количества категорий и критериев категорирования ОТИ и ТС (приказ Минтранса России от 21 февраля 2011 года № 62).

Более того, уже в ходе работы над проектами актов формируются дополнительные списки актов, которые понадобится разрабатывать. Например, мы столкнулись с необходимостью внесения в 16-ФЗ понятия дополнительной оценки уязвимости. Востребована необходимость разработки Положения о подразделении транспортной безопасности и критериев определения зоны транспортной безопасности, о чем было упомянуто выше, и т.д.

 

Хочу особо подчеркнуть, что, на мой взгляд, нам удалось на площадке Минтранса создать деловую рабочую обстановку по разработке нормативных правовых актов в рамках функционирования межведомственной рабочей группы. Вклад, который внесли и продолжают вносить сотрудники ФСБ и МВД России, наши коллеги из подведомственных агентств и службы, весьма ощутим. Без их компетентного мнения, подкрепленного практическим знанием проблем ОТБ, решить их не представляется возможным.

 

 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика