Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Саморегулирование: от неизвестного к реальному | Издательский дом

Саморегулирование: от неизвестного к реальному

 

Генеральный директор СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонид Хвоинский

 

В Москве состоялось собрание саморегулируемой организации НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ», объединяющей предприятия дорожного и транспортного строительства из всех федеральных округов Российской Федерации. Участники собрания и приглашенные почетные гости из Правительства России, Государственной думы Российской федерации и отраслевых общественных и учебных организаций в выступлениях говорили о важности и эффективности работы, выполняемой партнерством в рамках института саморегулирования.

 

 

Взгляд со стороны

 

Главным итогом общего собрания стало единодушное признание позитивной работы СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» в отчетном периоде. Участники собрания в четвертый раз избрали президентом партнерства Альберта Александровича Кошкина и переизбрали членов коллегиального органа управления – Совета партнерства на очередные два года.

Вместе с тем отчетный доклад и выступления на собрании в очередной раз дали повод к размышлению о развитии саморегулирования в целом и роли, которую играет в этом процессе СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ».

Введение саморегулирования стало важной частью административной реформы в Российской Федерации. Государство предоставило бизнесу свободу предпринимательства и конкуренции, переложив ответственность за профессиональную пригодность строительных предприятий на общественные организации. Но, как любое новое дело, развитие саморегулирования не обошлось без применения метода проб и ошибок. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» создал правовую основу института саморегулирования, определил порядок создания и основные принципы функционирования саморегулируемых организаций. После этого законодательство дополнилось рядом других нормативных правовых актов, но в целом концепция института саморегулирования осталась в определенной степени размытой, и действующее законодательство позволяет широко варьировать требования к предприятиям, объединенным в СРО.

 

Вдобавок к этому предпринимательские структуры не были готовы к развитию саморегулируемой системы управления, повышению эффективности собственной деятельности за счет увеличения требований. Стратегические интересы большинства предпринимателей ограничивались выбором оптимального приспособления к текущим условиям с ориентиром на извлечение максимально возможной прибыли в краткосрочной перспективе. Задачи по обеспечению высокого качества и безопасности работ, которые ставит институт саморегулирования, для большинства предприятий, особенно мелкого и среднего бизнеса, отходили на второй план.

В таких непростых условиях руководители предприятий, вошедших в саморегулируемую организацию НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ», сумели найти общий язык и взяли курс на стратегическое обеспечение качества и безопасности строительных работ. На это, в частности, обратил внимание участников общего собрания председатель комитета Государственной думы по строительству и земельным отношениям Алексей Русских.

 

– Ваша организация является одним из примеров в системе института саморегулирования, – сказал он. – В этом огромная заслуга ваших руководителей, с которыми наш комитет плотно взаимодействует. Мы видим, что СРО проводит активную работу в области законодательных инициатив, принимает участие в парламентских мероприятиях, в том числе и в мероприятиях нашего комитета. Как видно из отчетного доклада, по всем направлениям проводится большая и эффективная работа…

 

Роль саморегулируемой организации в функционировании дорожной отрасли была подчеркнута и в выступлении заместителя руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Министерства транспорта Российской Федерации Дмитрия Прончатова, который, рассказав о сложной ситуации в дорожном строительстве, выразил готовность напрямую контактировать с СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» в решении общих вопросов.

Благодарность партнерству за сотрудничество в вопросах разработки межгосударственных стандартов выразил Евгений Носов, заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации.

 

– В рамках выполнения мероприятий по реализации технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», вступившего в действие с 15 февраля этого года, – сказал он, – Министерством транспорта, и в целом дорожным сообществом Российской Федерации, было разработано порядка ста пятидесяти одного межгосударственного стандарта, в разработке которых большое участие принимали коллективы, входящие в состав СРО.

 

Об активном участии СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» в деятельности Межправительственного совета дорожников (МСД) сообщил Бури Каримов, руководитель секретариата МСД. Работа в рамках этой организации, объединяющей дорожников разных стран, позволяет получать информацию об опыте работы зарубежных коллег, о их достижениях в применении техники и технологий, в техническом регулировании.

О совместной разработке стандартов на выполнение дорожно-строительных работ и профессиональных стандартов, о предпринимаемых действиях по улучшению подготовки и переподготовки кадров, о совместном проведении семинаров рассказал проректор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) по учебно-воспитательной работе Виктор Ушаков.

Про контакты и взаимодействие с партнерством в вопросах социальной защиты трудящихся говорил председатель общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Владимир Ломакин.

 

 

Стандарты и поклонники

 

Подобные позитивные результаты деятельности саморегулируемой организации озвучиваются на каждом общем собрании партнерства, причем на них не просто констатируются достижения за год, но и ставятся новые задачи по участию в законодательных процессах и техническом регулировании, по разработке стандартов организации, позволяющих совершенствовать технологию выполнения строительных работ, по улучшению системы переподготовки и подготовки кадров, способствующей повышению качества и безопасности строительных работ, и по другим направлениям деятельности института саморегулирования.

 

Так было и в этом году. Участники очередного собрания СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» приняли пять стандартов организации на правила выполнения строительных работ. В 2015 году планируется разработка еще трех. Кому-то может показаться, что это немного, но, во-первых, надо учесть сделанное в прошлые годы (всего партнерством совместно с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) разработано  49 СТО), а во-вторых, надо сравнить объем выполненного с общим количеством. Из более чем 200 стандартов, намеченных к разработке Планом Национального объединения строителей, разработан 181 стандарт. После несложного арифметического действия получается, что около трети стандартов разработано с участием одной саморегулируемой организации – НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» (всего таких СРО в строительном комплексе 275). И в этом нет ничего удивительного. Активность объясняется не столько пониманием необходимости работы по техническому регулированию, сколько единством профессиональных интересов предприятий – членов партнерства, объединенных в СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». В основном все они заняты в сфере дорожно-транспортного строительства. А из опыта зарубежных стран известно, что саморегулирование эффективно работает именно в узкоспециализированной, профессиональной среде.

 

Потребность в разработке новых стандартов организации остается на высоком уровне, но на этом пути возникли определенные проблемы, связанные в первую очередь с законодательным обеспечением. Согласно части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, «саморегулируемая организация вправе разработать и утвердить стандарты саморегулируемых организаций – документы, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании правила выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, требования к результатам указанных работ, системе контроля за выполнением указанных работ».Слабое место этого положения закона определяется словом «вправе». Необязательность исполнения приводит к отсутствию действенных стимулов как для разработки саморегулируемыми организациями собственных стандартов, так и для последующего их применения. И только большая разъяснительная работа и контроль предприятий – членов партнерства, а также действия Национального объединения строителей по заключению Соглашений о применении разработанных документов с регионами и ведомствами России позволяют видеть определенные позитивные результаты. В частности, стандарты СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» сейчас применяются уже на 237 объектах дорожно-транспортного строительства.

 

О важности разработки и практическом применении стандартов говорилось в выступлениях заместителя директора ООО «Севзапдорстрой» Александра Морозова и заместителя директора ЗАО «Аэродромы, мосты, дороги» Алексея Ефанова. Разработанные по заявкам этих предприятий стандарты «Автомобильные дороги и ремонт асфальтобетонных покрытий. Часть 3. Восстановление изношенных покрытий» (ООО «Севзапдорстрой»), «Мостовые сооружения, устройства и конструкции деформационных швов мостовых сооружений» и«Устройство металлических пролетных строений автодорожных мостов» (ЗАО «Аэродромы, мосты, дороги») нашли применение на автодорогах России и приносят реальную пользу.

 

Опыт, накопленный в ходе разработки стандартов для дорожно-транспортного строительства, позволил партнерству предложить решение проблемы с систематическим, плановым обновлением нормативно-технической документации. Схема общеотраслевой структуры стандартизации,позволяющей легко вести учет каждого разрабатываемого документа, заложена в стандарте «Структура системы нормативных документов НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». Часть 1. Дорожное хозяйство. Правила построения, изложения, оформления и обозначения стандарта организации».

Этот стандарт получил одобрение Федерального дорожного агентства Минтранса России, Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и Комитета по транспортному строительству Национального объединения строителей. Его взяли за основу разработчики технических документов в области строительства железных дорог и других сферах строительной деятельности.

 

 

Кадры решают все

 

Системность подходов к работе прослеживается в любом деле, которым занимается СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». Широкий спектр интересов института саморегулирования связан с обеспечением подготовки и переподготовки кадров. Об этом также говорилось в отчетном докладе. Выдача свидетельства о допуске предполагает наличие на конкретном предприятии заданного количества специалистов в определенных сферах деятельности. Причем, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации они обязаны проходить повышение квалификации с последующей аттестацией не реже одного раза в пять лет. В принципе, саморегулируемая организация может ограничиться лишь контрольными функциями и предъявлением требований к предприятиям о прохождении обучения сотрудников. В СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» пошли другим путем. Начали с создания базы данных по специалистам, заявленным при получении свидетельства о допуске. (По состоянию на начало 2015 года она составляет 8520 инженерно-технических работников.) Затем, после тщательного анализа ситуации, были отобраны 39 профильных высших учебных заведений (МАДИ, СибАДИ и др.), с которыми заключены договоры о сотрудничестве. Повышение квалификации в них проводится по специально разработанным программам, согласованным с СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». За прошлый год через такую систему обучения с последующей аттестацией прошли 1230 человек. В том числе 132 специалиста с помощью партнерства прошли бесплатное обучение и аттестацию в рамках Программы поддержки предприятий малого бизнеса, осуществляемой Национальным объединением строителей.

 

Казалось бы, задача выполняется, но Совет партнерства и общее собрание постоянно усиливают внимание как к повышению квалификации, так и к качественной первичной подготовке кадров. Например, во многих вузах представители саморегулируемой организации вошли в состав государственных экзаменационных комиссий. Еще одним направлением деятельности партнерства стала подготовка высококвалифицированных рабочих, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками работы с современными технологиями и материалами. Саморегулируемая организация уже несколько лет ведет работу по взаимодействию с Центрами по подготовке рабочих кадров по всей России. Среди них, после тщательного обследования, проведен отбор. С 29 учебными заведениями (из обследованных 50) заключены договоры о сотрудничестве в области подготовки рабочих кадров для организаций – членов СРО НП «МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ».

 

Деятельность партнерства в сфере подготовки кадров не осталась незамеченной в дорожной отрасли. Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации поручило СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» создать рабочую группу по формированию системы непрерывного профессионального образования. В нее вошли представители подрядных, научных и общественных организаций дорожной отрасли России. Они определили необходимость решения ряда вопросов, среди которых:

– разработка профессиональных стандартов для дорожной отрасли,

– разработка отраслевой рамки квалификаций дорожной отрасли,

– создание отраслевой системы оценки и сертификации профессиональных компетенций работников дорожного хозяйства,

– разработка программы социальной адаптации и закрепления молодых специалистов на предприятиях дорожного хозяйства.

 

В отчетном докладе на общем собрании приводились конкретные сведения по участию саморегулируемой организации в осуществлении этих задач. Так, на основании предложений от предприятий – членов партнерства был подготовлен перечень из 89 дорожно-строительных специальностей, по которым необходимо разработать профессиональные стандарты. Из этого списка 8 документов уже утверждены Министерством труда и социальной защиты РФ, причем 5 стандартов разработал Московский государственный технический университет (МАДИ) при активном участии саморегулируемой организации НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ». Высокопрофессиональные специалисты из предприятий – членов партнерства участвовали в обсуждении и экспертизе разрабатываемых документов.

 

Кроме профессиональных стандартов по рабочим специальностям, партнерство совместно с Национальным объединением строителей участвовало в разработке 8 проектов профессиональных стандартов по инженерно-техническим работникам и руководителям строительных организаций. Из них 6 проектов рассмотрены Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и рекомендованы к утверждению Министерством труда и социальной защиты РФ.

Выполняемая работа очень важна для координации системы образования с требованиями работодателя. Национальные профессиональные стандарты должны установить современный уровень знаний, умений и навыков работника, позволяющий ему качественно выполнять конкретную трудовую функцию. Аналогичные требования должны быть заложены в образовательные стандарты, чтобы выпускник или специалист, прошедший переподготовку, в точности соответствовал занимаемой должности. Актуальность этой работы подчеркнул проректор МАДИ по учебно-воспитательной работе Виктор Ушаков, который рассказал, что в 2015 году заканчивается выпуск дипломированных специалистов и осуществляется окончательный переход на подготовку магистров и бакалавров. В связи с реорганизацией высшей школы предстоит работа по совершенствованию качества подготовки специалистов, в том числе и для дорожного хозяйства. И в этом деле необходима помощь саморегулируемой организации.

 

 

Обмен опытом

 

Кроме разработки стандартов на производство строительных работ, профессиональных стандартов и подготовки кадров, еще одним важным направлением совместной работы с МАДИ стало проведение и организация научно-практических семинаров и конференций. В прошедшем году упор был сделан на пропаганду современных методов строительства автомобильных дорог из цементобетона и устройство тонкослойных макрошероховатых поверхностных обработок. Семинары подробно освещались в средствах массовой информации и на сайте СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ», где не только изложена информация о результатах, но и представлены презентации докладчиков.

Кроме проведения семинаров, в саморегулируемой организации практикуется обмен опытом работы в ходе выездных Советов партнерства. Так, в Архангельске сотрудники ООО «Севзапдорстрой» демонстрировали технологию термопрофилирования асфальтобетонных покрытий. На Алтае опытом работы делились руководители ОАО «Сибмост» и ООО «Стройсервис». Во Владимирской области, на базе Колокшанского агрегатного завода, участники выездного совета партнерства изучили опыт изготовления российских асфальтосмесительных установок и наладили контакты с ведущими производителями дорожного машиностроения в России. Собранный опыт обобщается и доводится как до предприятий – членов партнерства, так и до всей отрасли через Интернет и публикации в прессе.

 

Печатные средства массовой информации, освещающие дорожную отрасль, с большим вниманием относятся к работе СРО НП МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» во всех областях, связанных с участием в законодательной деятельности, с подготовкой кадров, разработкой стандартов, поиском новых технических, технологических и организационных направлений развития дорожной отрасли. Всего за 2014 год было опубликовано более 100 материалов о работе СРО НП «МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» в 17 печатных средствах массовой информации. Ни одного сколь-нибудь заметного и значимого события в транспортной отрасли и сфере саморегулирования не прошло без участия СРО НП «МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» и предприятий, входящих в саморегулируемую организацию. На страницах отраслевой прессы регулярно освещалось участие аппарата саморегулируемой организации НП «МОД «СОЮЗДОРСТРОЙ» и компаний – членов партнерства в общественном совете Росавтодора, в экспертном совете Минтранса России по повышению инновационности государственных закупок в транспортном комплексе, в научно-техническом совете Минтранса России, в заседаниях Комитета по транспорту и Комитета по земельным отношениям и строительству Государственной думы ФС РФ, в совете Национального объединения строителей, в комитетах НОСТРОЙ.

 

Кроме того, СМИ отражали участие партнерства в форумах, совещаниях, выставках, автопробегах и других мероприятиях, связанных с самыми актуальными вопросами современного развития и касающихся всех направлений деятельности: законотворчества, технического регулирования, подготовки кадров, развития инновационных технологий, общественно значимых событий и спорта.

Активность в работе и результаты, достигнутые Некоммерческим партнерством «Межрегиональное объединение дорожников «СОЮЗДОРСТРОЙ», наглядно демонстрируют широкие возможности института саморегулирования в строительстве и создают предпосылки для профессионального, качественного и безопасного выполнения работ в сфере дорожно-транспортного строительства.

 

 

 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика