#

Километры судьбы Василия Гришенкова

 

Человек-эпоха – именно так с уважением и теплом говорят коллеги о заслуженном строителе РСФСР, почетном дорожнике и замечательном человеке Василии Федоровиче Гришенкове, отдавшем отрасли без малого 55 лет. Он является не только носителем бесценного профессионального опыта, но и примером бесконечной любви к жизни, к труду, к природе. По-другому и быть не может, ведь Василий Федорович – представитель военного поколения, а люди, заставшие это страшное время, особенно чутко относятся к происходящему вокруг. Для них всегда настоящее как дар.

 

 

Начало пути

 

Василий Гришенков родился в деревне Евахново Старорусского района Новгородской области в 1931 году. Его родителям Федору Павловичу и Александре Сергеевне приходилось много работать, чтобы обеспечивать семью, в которой, помимо Василия, было еще трое детей. Но они никогда не жаловались, жили дружно и во всем друг друга поддерживали. Детей воспитывали в любви к труду и знаниям. Но Василия воспитывать было и не нужно. Он с раннего детства был ответственным и прилежным. Без родительского наказа брался за любую крестьянскую работу, чтобы хоть как-то помочь своей семье. Уроки учил без помощи старших, одинаково легко ему давались и точные, и гуманитарные науки. Вставал всегда рано, чтобы не опоздать на занятия – школа находилась в 6,5 километрах от дома. Каждый день семилетний мальчик преодолевал расстояние в 13 километров, и ни дождь, ни снег, ни метель не могли заставить его пропустить уроки.

Когда Василий окончил два класса, началась Великая Отечественная война. Отец ушел на фронт. Мать вместе с детьми оказалась на оккупированной территории.

 

Мама и другие женщины рыли окопы под Сольцами, – рассказывает Василий Федорович, – и с воздуха, как она говорила, фашисты кидали листовки с примерно таким текстом: «Не копайте, русские, ямки, пройдут наши танки, закопают ваши ямки».

 

Так немцы пытались морально подавить тех, кто трудился в тылу.

 

А вот что сегодня вспоминает Василий Федорович о своей первой «встрече» с врагом, которого он, будучи ребенком, представлял себе едва ли не с рогами и копытами:

 

Помню, как однажды летом увидел каких-то парней, грузящих сено в телеги. С виду совершенно обычные, но переговаривались они между собой на непонятном языке. Это были немцы. Они готовили наше сено для своих лошадей. Тогда я впервые увидел тех, с кем мы воевали.

 

В 1943 году немцы отправили Гришенковых в Германию, но оказались они в литовском концлагере (позднее Василий Федорович получит статус малолетнего узника фашистских лагерей. – Прим. авт.). Через год они вернулись домой и увидели, что родная деревня превращена в пепелище. Надеяться было не на что – отец не вернулся с фронта и числился пропавшим без вести. Вместе с матерью 13-летний Василий рубил лес, возил его на санках и строил новый дом. Он вновь начал учиться и все годы до окончания семилетки был одним из лучших в школе. Получив аттестат с одними пятерками, Василий решил, что теперь непременно должна исполниться его мечта – стать танкистом. Но, продержав документы практически до сентября, руководство военного училища ответило отказом, сославшись на отсутствие мест в казармах. Скорее всего, это случилось по другой причине. Из-за отца. Детей, чьи отцы пропали без вести, в те годы не жаловали. Василий, конечно, расстроился. Но потом понял, что раз не вышло с одним, надо пробовать свои силы в чем-то другом – в строительстве дорог. Время послевоенное, и профессия дорожника крайне востребована. Василий поступил в Боровический дорожно-механический техникум, который окончил с отличием, а затем – гидротехнический факультет Ленинградского политехнического института. О своем выборе Василий Федорович ни разу не пожалел. Говорят, от судьбы не уйдешь, а судьбой нашего героя стали дороги.

 

 

Дорогой длинною

 

В 1956 году Василий Гришенков приехал в Алма-Ату, в институт «Казгипроводэлектро». Проектная работа была интересной, но Василия она все же не устраивала. Ему хотелось строить и видеть результат своих трудов. Поэтому через два с половиной года молодой инженер уехал на родину в город Шимск Новгородской области, где устроился инженером в ДЭУ-58 дирекции федеральной дороги Москва – Ленинград. Спустя два года его назначили начальником участка, а затем главным инженером. В 1963 году Василий Федорович возглавил ДЭУ-12, а затем ДЭУ-120. На всех постах он проявил себя как знающий специалист, а поэтому совсем неудивительно, что в 1967 году Василию Федоровичу доверяют сложную и ответственную должность главного инженера дирекции дороги Москва – Ленинград.

 

 Это было непростое время. Тогда не собирали комиссий и не вызывали МЧС – все трудности необходимо было решать самим, причем в сжатые сроки. Однажды в начале 70-х годов, когда под Ленинградом велась реконструкция дороги с двух до четырех полос движения, дорожники столкнулись с проблемой. Дело в том, что во время войны магистральные кабели связи располагались в правой обочине, и теперь это мешало уширению дороги. Вопрос казался неразрешимым. И тогда Василий Федорович вместе с начальником управления автодороги Москва – Ленинград Евгением Самцовым отправились на прием к министру автомобильных дорог России Алексею Александровичу Николаеву.

 

– Можно решить эту проблему? – спросил министр.

 

Можно, – ответил Василий Федорович. – Оставить кабели в обочине, а дорогу расширить в одну сторону. Но для этого придется изменить ось.

 

А что, это выход, – сказал министр.

 

 За две минуты проблема была решена, и так во всем. Не зря говорят, что дорожники того времени могли за сутки построить стометровый мост. Надо – так надо.

 

 Василий Федорович не только строил дороги и искусственные сооружения, но и предлагал множество рационализаторских идей в области применения дорожно-строительных материалов, за которые был отмечен золотой медалью ВДНХ. При строительстве Новгородской окружной дороги Василий Гришенков предложил улучшить вариант транспортной развязки. Его решение позволило тогда сэкономить 1,5 млн рублей. По окончании работ Василию Гришенкову было присвоено звание заслуженного строителя Российской Федерации. Но это отнюдь не единственное его звание. Почетный работник транспорта России, почетный дорожник России, орден «Знак почета», медаль «Ветеран труда», юбилейная медаль «За доблестный труд», памятный знак «Почетный дорожник Минавтодора РФ»… Недаром коллеги называют Василия Федоровича «человек-эпоха». Свою трудовую деятельность Гришенков продолжал и до сравнительно недавнего времени, работая на должностях главного технолога, начальника отдела дорожных сооружений ФКУ Упрдор «Россия». И только в канун своего 80-летия решил уйти на заслуженный отдых.

 

 Сегодня Василий Федорович является ветераном Росавтодора и ФКУ Упрдор «Россия», бессменным участником круглых столов и встреч с молодежью, проводимых Управлением. Хотя специальных мероприятий для диалога с молодыми коллегами-дорожниками Василию Федоровичу не нужно. Так, узнав, что о нем готовится публикация, он сам захотел приехать в Управление и сразу же после нашего разговора отправился к своим сослуживцам.

 

Как продвигается работа по второй очереди моста через Волгу? – спрашивает Василий Федорович, зайдя в отдел искусственных сооружений.

 

Все по плану, Василий Федорович, весной приступим к разборке старого моста, а там уже и строительство второй очереди начнем, – отвечают коллеги.

 

 Это был не вопрос «для галочки», а искренний интерес. Любая работа, пусть даже высокооплачиваемая, превращается в изнурительное испытание, если к ней не лежит душа. Наш герой до сих пор внимательно следит за тем, что происходит на федеральных трассах М-10 «Россия», М-9 «Балтия», Р-56 Великий Новгород – Псков. Но, наверное, одного интереса для того, чтобы работать в дорожной отрасли, мало, необходимо что-то еще.

 

Что же? – интересуюсь у Василия Федоровича.

 

Нужен надежный тыл – любимая семья. За свою жизнь я построил немало дорог, но все-таки главная моя дорога – дорога домой. Если в семье у человека все ладится, то и на работе у него полный порядок.

 

 

 

Уважаемый Василий Федорович!

 

 

В канун 70-летней годовщины Великой Победы от всей души поздравляем Вас с этим прекрасным праздником! Желаем сибирского здоровья, активного долголетия, счастья и бодрости духа.

 

Коллектив ФКУ Упрдор «Россия».

 

Текст подготовлен пресс-службой ФКУ Упрдор «Россия».

 

 

 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика