Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Развитая инфраструктура – надежный фундамент экономики | Издательский дом

Развитая инфраструктура – надежный фундамент экономики

 

И.о. министра развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова

 

 

Калининградская область – единственный субъект России, полностью отделенный от остальной территории страны иностранными государствами: Польшей и Литвой. Протяженность дорог общего пользования Калининградской области составляет 4614,4 км, в том числе дорог федерального значения – 203,8 км, регионального – 4410,6 км.

 

 

Дорожная сеть Калининградской области имеет давнюю и особенную историю. 70 лет назад регион был частью Восточной Пруссии. Немецкое наследие еще присутствует на дорогах края в виде брусчатки.

Первые дорожные организации появились в области сразу после ее образования в 1946 году, тогда же пришлось создавать сеть практически с нуля. Новые переселенцы восстанавливали нарушенное войной транспортное сообщение. После войны у дорожных рабочих в арсенале были только самые простые инструменты для восстановления и налаживания мирной жизни.

За прошедшие десятилетия интенсивность движения и подходы к строительству существенно изменились. Безопасность движения на автодорогах и комфорт передвижения стали приоритетами дорожных строителей. Особенно это важно в связи с предстоящим чемпионатом мира по футболу в 2018 году, ведь в Калининградскую область поедут болельщики не только со всей страны, но и из-за рубежа. Сейчас в регионе разворачивается масштабное дорожное строительство. Один из важных объектов – Приморское кольцо, завершено строительство 1-й и 4-й очередей современной скоростной четырехполосной автотрассы, соединяющей крупные населенные пункты рекреационной зоны, скорость движения по которой составляет до 110 км/ч.

 

 

Европейские стандарты

 

С учетом географического положения региона важное место в экономическом и культурном развитии области занимает развитие международного сотрудничества. В первую очередь, это развитие трансъевропейских транспортных коридоров 1-А и 9-Д, проходящих по территории Калининградской области, а также строительство обходов городов, автодорог, ведущих к курортам федерального значения и погранпереходам.

В прошлом году состоялось открытие реконструированного участка дороги Калининград – Черняховск – Нестеров до границы с Литовской Республикой (на Вильнюс, Минск, магистраль «Беларусь»). Это стало знаковым событием для Калининградской области, так как автодорога снимает инфраструктурные ограничения на пути из Калининграда в сторону государственной границы России. Дорога на всем протяжении имеет 4 полосы, расчетная скорость движения – 120 км/ч. Федеральная автодорога Калининград – Черняховск – Нестеров является основой сети автомобильных дорог не только района непосредственного тяготения, но и всей Калининградской области, так как она пересекает всю ее территорию с запада на восток и обеспечивает связь области с основной частью России, а также связывает большую часть административных районов области с областным центром.

 

Открытие автодороги обхода г. Советска стало первым этапом развития ответвления трансъевропейского транспортного коридора Рига – Калининград – Гданьск. Транспортная развязка и более 10 км современной дороги позволяют перенаправить поток грузовых автомобилей и дают возможность, минуя центр города, ехать на действующий пункт пропуска.

Еще одно событие стоит отметить: в конце прошлого года после реконструкции сдан в эксплуатацию участок автодороги Калининград – Мамоново-2, и на этой трассе построен мост, который калининградцы больше знают как Чертов мост. Он построен (рядом со старым) в кратчайшие сроки. Его возведение и ремонт участка трассы Калининград – Мамоново-2 финансировались большей частью из средств Евросоюза, вклад Калининградской области – 10% от общей суммы. Дорожное строительство на этом участке будет продолжаться. В конце 2014 года по итогам конкурса начались работы по реконструкции оставшегося 13-километрового участка до границы с Польшей. Новая дорога позволит без проблем и с комфортом добираться до пункта пропуска. Следующий этап – это возможность расширения дороги внутри пункта пропуска с двух до четырех полос.

 

 

Подводя итоги

 

По программе «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» с 2011 по 2014 год выполнены работы на 170 км автодорог на сумму порядка 1 млрд рублей, большая часть этих денег, 64%, выделена из областного бюджета.

 В 2014 году в программе участвовали 6 муниципалитетов, на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения определено бюджетных ассигнований в сумме 48,8 млн рублей, в том числе: из областного бюджета 43,5 млн рублей, из бюджетов муниципальных образований 5 млн рублей.

Объем выполненных в 2014 году работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к собственности Калининградской области, составляет 32,4 км.

 

Не остаются без внимания и муниципалитеты. В Калининградской области существует программа «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог центральной части городских поселений Калининградской области на 2012–2021 годы». Она на 100% финансируется из областного бюджета. По поручению губернатора Калининградской области на ее реализацию ежегодно выделяются средства в размере 200 млн рублей. В первый год работы программы ее участниками стали 7 муниципалитетов, в 2013 году – 8. В 2014 году отремонтировано 12 объектов в 9 муниципалитетах. В г. Гвардейске – центральная улица города Горная выложена брусчаткой, отремонтирована ул. Советская в Гурьевске, в Гусеве – мост через реку Писсу и ул. Школьная, в Черняховске выложена плиткой ул. Ленина и так далее.

Также хорошим подспорьем для муниципалитетов стали муниципальные дорожные фонды. С 1 января 2014 года их финансирование осуществляется за счет отчислений из областного бюджета от уплаты акцизов на автомобильное топливо в сумме около 270 млн рублей. Эти средства муниципальные образования направляют на содержание и ремонт автодорог, разработку проектно-сметной документации, приобретение дорожной техники, а также погашение задолженности перед подрядными организациями.

 

            Отдельно стоит остановиться на крупном объекте, сданном в эксплуатацию в 2014 году, – путепроводе, соединяющем микрорайон Сельма с Советским проспектом, а также транспортную развязку ул. Гайдара – ул. Челнокова – ул. Согласия. Здесь были построены путепровод через железнодорожные пути и самая длинная в городе велодорожка. Улица Челнокова была продлена до выхода на Северный обход Калининграда, где был сооружен путепровод тоннельного типа и устроена автомобильная развязка. Это один из важнейших объектов городской инфраструктуры, который позволяет существенно снизить транспортную нагрузку на этот микрорайон.

 

 

Эффективность и качество

 

Особое внимание уделяется качеству ремонта и строительства дорог. За последние годы Центральная лаборатория Управления дорожного хозяйства Калининградской области была модернизирована. Приобретено новое оборудование: прибор для определения сцепления дорожного покрытия; ретрорефлектометры для дорожной разметки и дорожных знаков; анализатор асфальта для определения зернового состава асфальтобетонной смеси и так далее. Введено в эксплуатацию оборудование для контроля дорожной разметки и знаков, система контроля за зерновым составом асфальтобетонной смеси, выпускаемой на асфальтобетонном заводе подрядных предприятий. Также были приобретены приборы и аппараты, расширяющие возможности уже существующих приборов для испытания материалов.

 

Лаборатория осуществляет контроль качества дорожно-строительных материалов, используемых при строительстве, капитальном ремонте и реконструкции автомобильных дорог. В частности, специалистами лаборатории контролируются следующие показатели:

·         плотность грунта земляного полотна в насыпи, физико-механических свойств грунта, применяемых в насыпи;

·         физико-механические свойства щебеночно-песчаной смеси;

·         дорожно-строительные материалы, входящие в состав асфальтобетонных смесей, состав которых подбирается и согласовывается в соответствии с проектными значениями.

 

Спустя 1–3 дня после укладки асфальтобетонной смеси с целью определения качества покрытия производится отбор образцов (вырубка кернов) в трех местах на площади в 7000 кв. м. Затем в лаборатории образцы подвергаются испытаниям и делаются расчеты на компьютере: плотности асфальтобетона; водонасыщения асфальтобетона; коэффициента уплотнения асфальтобетона; прочностных характеристик асфальтобетонной смеси.

В целях повышения качества и эффективности зимнего содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения внедрен программно-аппаратный комплекс «АвтоГРАФ», в основе которого лежит технология определения местоположения транспортного средства с помощью сигналов навигационных спутников системы глобального позиционирования ГЛОНАСС, позволяющий в реальном времени осуществлять контроль за передвижением дорожной техники и работой таких механизмов, как плужный снегоочиститель и разбрасыватель противогололедных материалов.

 

Информация о работе техники и механизмов, содержащаяся в бортовых контроллерах, передается по беспроводным каналам связи на сервер системы «АвтоГРАФ» и формирует единую базу данных. Накопленные данные используются в целях анализа эффективности зимнего содержания автомобильных дорог и подтверждения объемов выполненных работ подрядными организациями.

            Современный высокий темп жизни при реконструкции и ремонте автодорог диктует необходимость применения новой дорожной техники и материалов. Сейчас важно не только повысить пропускную способность и комфорт дорог. На первом месте, конечно же, обеспечение безопасности движения транспортных средств, поскольку ценность человеческой жизни – превыше всего.

 

 

 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика