Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Как остаться на плаву? Деловой опыт и творческий подход | Издательский дом

Как остаться на плаву? Деловой опыт и творческий подход

 

Председатель правления российского международного логистического альянса ACEX(AssociatedCargoExperts) Мирослав Золотарев

 

2014 год стал непростым для всех отраслей российской экономики. Рост геополитической напряженности, снижение потребительского и инвестиционного спроса, удорожание финансовых ресурсов – те факторы, которые повлияли в том числе и на рынок транспортно-логистических услуг.

 

         Несмотря на то что российские компании пострадали больше всего в кризисный период, ухудшение состояния отрасли транспортно-логистических услуг прослеживается на всем евразийском пространстве.

 

 

В поисках решений

 

 В настоящее время на российском рынке логистики сформировалось несколько основных тенденций, которые отмечают как эксперты, так и сами участники рынка.

 Мы выделили основные из них и предложили членам российского международного логистического альянса AssociatedCargoExperts(ACEX) поделиться основными проблемами, с которыми они столкнулись в 2014 году и в начале 2015-го, и назвать пути решения, которые они используют.

Одной из серьезных сложностей, с которыми все чаще встречаются транспортные компании в нынешних условиях рынка, является снижение платежеспособности клиентов.

 

«Проблема отсрочки платежа стоит очень остро, – комментирует Александр Лисин, исполнительный директор АНО Русская интермодальная логистическая ассоциация. – Заказчики, отодвигая сроки оплаты за транспортно-экспедиторские услуги и вводя предвзятые требования, например по ведению документооборота, ставят экспедиторов в сложное положение, – заключает Александр Лисин. – Банки же предлагают запредельные ставки на короткие кредиты на оборотные средства, около 25–35%, что для малого и среднего бизнеса может быть губительно».

 

Михаил Емельянов, коммерческий директор «Форвард-Транс НН»(Нижний Новгород), член ACEXальянса, также отмечает высокий процент должников среди клиентов компании. «Основная проблема сейчас возникает с заказчиками, находящимися на бюджетном финансировании, – комментирует М.Емельянов. – Для решения такого рода проблем принимаются различные меры, от выезда на встречи с клиентами до судебных разбирательств, что случается в исключительных случаях», – резюмирует М.Емельянов.

 

 

Оптимизация процессов

 

Вступая в альянс, компании-участники получают определенные бонусы, облегчающие операционную деятельность и оптимизирующие систему взаиморасчетов. Все финансовые операции между членами альянса и его зарубежными партнерами проводятся в режиме «одного окна» через клиринговый центр альянса. Это означает наличие одного финансового контрагента вне зависимости от страны и компании-партнера, фактически оказывающей или заказывающей услуги. Такая схема позволяет значительно экономить на банковских комиссиях и комиссиях за обменные операции, которые в России могут достигать до 4–5% от суммы платежа, минимум 50–100 евро за транзакцию, делая неэффективной оплату каждого счета отдельно.

Кроме того, клиринговый центр является лицом европейской юрисдикции, а значит имеет больший кредит доверия со стороны зарубежных агентов, имеет возможность предоставлять членам альянса кредитный период расчетов до 30–60 дней, что повышает конкурентоспособность ставки для конечного заказчика перевозки и дает дополнительный временной лаг в обороте средств между получением оплаты от клиента и расчетом с партнером.

 

Второй отличительной чертой логистического рынка последнего времени является стремление его участников оптимизировать логистические процессы и связанные с ними расходы.

Руководители и директора компаний, входящих в альянс ACEX, поделились своими действиями, направленными на сокращение издержек. Понимая современные реалии рынка, представители малого и среднего бизнеса находят выход из сложившейся ситуации в кооперации. Компании – члены альянса, пользуясь ресурсами друг друга, имеют уникальную возможность оказать услуги полного цикла.

Например, компании Optima Freight, Финляндия, и компания Streloy, Санкт-Петербург, имеют налаженную схему по предоставлению клиентам сквозного сервиса перевозки грузов по технологии «от двери до двери». Зная тонкости различных видов перевозок, особенности складских услуг в Финляндии, Optima Freight обеспечивает перевозку со своей стороны от двери отправителя, далее передает груз не стороннему экспедитору, а партнеру по альянсу, компании Streloy, для таможенного оформления в Санкт-Петербурге, где сохранность груза с помощью современных технологий штрихкодирования можно отследить на всем пути следования до двери получателя. Такая же схема возможна и между другими участниками ассоциации при необходимости доставки груза в другие города и страны.

Еще одним существенным изменением на логистическом рынке, согласно комментариям руководителей транспортных компаний, является тенденция переориентации транспортных маршрутов.

 

Происходит определенная трансформация транспортно-логистических схем, их переориентация на регионы юга России и Дальнего Востока. Так, по данным Минтранса РФ, за 9 месяцев 2014 года грузоперевозки, осуществляемые крупными и средними логистическими операторами, выросли только в трех федеральных округах: Центральном (почти на 4% относительно января – сентября 2013 года), Дальневосточном (на 15%), Сибирском (на 0,5%). Во всех остальных округах объем перевозок сократился. Согласно данным РЖД, к концу прошлого года грузопоток на Дальний Восток, где сосредоточены основные морские порты РФ, вырос относительно 2013 года примерно на 12%.

 

 «Для авиаперевозок маршруты почти не изменились, – комментирует Александра Чагина, начальник авиаотдела ACEXGroup, Химки. –В процентном отношении вырисовывается следующая картина: 50% Азия (экспорт/импорт), 5% (СНГ, Прибалтика),15–20% Европа и 20% Азия. Другой тенденцией явилось то, что авиакомпании меняют тип самолета на более маленький, так как пассажиров стало мало, особенно по туристическим направлениям. Использовать большой борт не представляется рентабельным. Это влияет на грузовые провозные мощности авиакомпаний. Соответственно, если у нас по этим направлениям идет трафик, мы вынуждены искать другие возможности и маршруты».

Еще одной тенденцией географического перераспределения рынка ТЛУ является спад объема региональной логистики. Вадим Марданов, руководитель компании VST Logistic,Екатеринбург, описывая последние явления в транспортной сфере, говорит о переориентации большинства потоков в столицу: «Крупные производители, имея руководителей из столицы, все чаще отдают предпочтения транспортным компаниям Москвы и Санкт-Петербурга».

Согласно исследованиям РБК, развитие мировой экономики в 2015 году будет проходить на фоне геополитических изменений. Среди прочих тенденций стоит отметить формирование экономических мегаблоков, изменение конфигурации мировой торговли и глобальных цепей поставок. 70% мирового производства и глобальной торговли приходятся на формирующиеся мегаблоки.

 

На практике не всегда локальные региональные компании в России рады такой глобальной консолидации. В начале 2015 года в ЕАЭС появился новый член – Армения, что для компании «Бюро перевозок», Ростов, члена альянса ACEX, стало заметным ударом по прибыли.

 

«Ростовская область исторически имеет тесные торговые отношения с Арменией, основные ввозимые товары – продукты питания, – рассказывает Мария Москвичева, руководитель компании. – С вступлением Армении с 1 января в ЕАЭС выиграли покупатели за счет снижения расходов на таможенную очистку, но брокеры, имеющие доход от составления деклараций по контрактам с Арменией, понесли убытки».

 

В условиях нестабильности рынка специалисты альянса отмечают постоянные колебания ставок поставщиков услуг в зависимости от скачков курса валюты.

«С учетом курса валюты ставка выросла в два раза, но компании дают скидку в размере 10%. А в результате ставка в валюте стала меньше, но из-за курса рублевый эквивалент повышается», – делится своим опытом Алексей Липатов, руководитель мультимодального отдела «Карго-Экспресс», Москва.

 

Клиент всегда прав. Поэтому, невзирая на проблемы в отношениях с заказчиками, главной составляющей успешной работы компании является наличие последних. Какие же существуют приемы и хитрости у специалистов транспортных компаний по удержанию своих клиентов?

В данном вопросе многие партнеры альянса были единодушны – важно всё: сервис, цена, быстрая обработка заявки, мониторинг, документооборот без задержек.

«Мы идем навстречу своим клиентам, – делится опытом Алексей Липатов. –В сложившихся условиях плавающего курса валюты мы, при наличии такой возможности, готовы выставить счет по меньшему курсу на день оплаты. Наша задача – оказать сервис и получить за него определенную сумму, а не играть на курсахвалюты. Заказчики ценят такой подход и остаются с нами в нелегкое время».

 

Мария Москвичева, руководитель «Бюро перевозок», Ростов, готова поспорить со своими коллегами: «В сложившейся ситуации «весомые ценности» в виде дружеских многолетних отношений теряют актуальность. Сервис имеет значение, не поспоришь, но сейчас решающее слово за ценой».

«К сожалению, при нашей специфике работы наиболее популярными приемами являются максимально низкие ставки и длительный период кредитования, что негативно сказывается на общем состоянии компании», – комментирует Эдуард Кяснапуу, ACEXЭстония.

Уход с рынка слабых игроков в условиях падения спроса и перенасыщения транспортно-логистического рынка предложениями услуг является основной тенденцией ближайших лет.

 

Эксперты называют комплексный 3-4PLлогистический аутсорсинг той стратегией компании в условиях рецессии, которая поможет поставщикам услуг остаться на плаву. Под такой стратегией подразумевается клиентоориентированность, взаимодействие на основе партнерства, комплексные логистические решения, максимальное покрытие рисков при снижении стоимости услуг, распространение современных технологий и практик в логистике.

 

 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика