Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Транспортные вузы России: твердый курс на интернационализацию образования | Издательский дом
#

Транспортные вузы России: твердый курс на интернационализацию образования

 

Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), д.т.н., профессор Борис Лёвин

 

Россия активно включилась в построение единого экономического и транспортного пространства и, несмотря на существующие на сегодняшний день некоторые разногласия с европейскими и североамериканскими партнерами, является наиболее активным движителем процесса глобальной экономической интеграции, вовлекая в него все больше европейских, азиатских, африканских, южноамериканских и центральноамериканских стран.

 

 

В русле государственной политики вузы транспорта выглядят достаточно убедительно, и в непростой внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации отраслевое транспортное образование расширяет масштабы международного партнерства.

При этом есть все основания говорить, что отраслевые вузы твердо идут курсом интернационализации образования.

В организационном, идеологическом и методическом обеспечении кооперации деятельности транспортных вузов и НИИ евроазиатского континента особая роль принадлежит системе транспортного образования России. Уникальность отраслевого образования РФ, его базовые ценности, не имеющая аналогов система целевой подготовки кадров, прочная связь с приоритетами государственной политики и производством вызывают высокую оценку зарубежных партнеров. Их мнение едино – ни в одной стране мира не существует столь высокоэффективной системы подготовки специалистов и научных кадров для транспорта, как в России.

 

 

Международное партнерство

 

С момента своего создания российские вузы успешно готовили национальные кадры и возглавляли процесс формирования и функционирования единого международного транспортного пространства. Эта традиция сохраняется и преумножается и в наши дни: созданные в начале века Международная ассоциация транспортных вузов и Совет по образованию и науке при КТС СНГ, которые не без основания можно считать системными интеграторами международной кооперации деятельности высших учебных и научных заведений транспорта, сформированы по инициативе России и действуют на базе крупнейшего вуза транспорта Европы – МИИТ. На примере университета можно с уверенностью говорить, что международное партнерство транспортных вузов продолжает расширяться и укрепляться и в наше непростое время. Считаю это еще одним подтверждением эффективности базовых ценностей отраслевого образования, его живучести и высокой степени интеграции во внешнюю среду.

 «Географические» векторы международного партнерства МИИТ охватывают весь евроазиатский континент, страны Африки, Северной и Южной Америки. Университет является одним из лидеров в реализации государственной доктрины по подготовке национальных кадров (специалистов и ученых) и в будущем году отметит 70-летие международной деятельности. Отметим, что сегодня университет осуществляет многоплановое сотрудничество со 118 вузами и фирмами-партнерами из 41 страны мира.

 

Среди стратегических партнеров вуза – Немецкие, Испанские, Китайские, Финские, Французские железные дороги; компании «Альстом», «Бомбардье», «Сименс», Международный союз железных дорог (МСЖД), Организация сотрудничества железных дорог (ОСЖД), ведущие транспортные и технические университеты Европы и Азии.

За последнее время МИИТ посетили и выступили с лекциями послы из Вьетнама, Дании, Ирана, Китайской Народной Республики, Мьянмы, Уругвая, Швейцарии, Южной Кореи, Эстонии. С лекциями перед студентами, аспирантами и преподавателями вуза также выступали эксперты МСЖД, представители зарубежных университетов и транспортных компаний Германии, Испании, Франции, Южной Кореи и других стран.

 

 

Стратегическое сотрудничество

 

Особая тема – сотрудничество МИИТ с партнерами из стран – лидеров Евросоюза. Показательно, что оно стало более масштабным именно за последний год. Наши партнеры из Германии и Франции не ориентируются на политическую конъюнктуру, а наращивают масштабы взаимодействия с вузом на базе конструктивной интеграции и взаимной выгоды. Подписанные договоры и соглашения о сотрудничестве – это и бизнес-проекты, в выполнении которых заинтересованы обе стороны. Ориентация крупнейших европейских компаний и вузов на МИИТ – это признание нас как выгодных, надежных и перспективных партнеров.

Десять лет университет продуктивно сотрудничает с компанией «Сименс», и это сотрудничество идет с нарастающими темпами.

 

В июне 2014 года было подписано очередное Соглашение о стратегическом сотрудничестве, предусматривающее совместную разработку новых технологий для железнодорожного транспорта.

«Сименс» и МИИТ договорились о совместной работе по подготовке и повышению квалификации профильных специалистов. Существующие учебные программы вуза проходят адаптацию в соответствии с требуемым уровнем компетенций сотрудников компании «Сименс». Концерн будет осуществлять подготовку соответствующих кадров на собственных предприятиях.

Упомянутое Соглашение о сотрудничестве также предусматривает: чтение лекций ведущими специалистами компании «Сименс» для студентов и преподавателей профильных специальностей; организацию технических визитов для студентов и преподавателей университета на совместные предприятия компании «Сименс» на территории Российской Федерации; организацию производственной практики для студентов МИИТ на предприятиях компании «Сименс» в Германии и совместных предприятиях в РФ; направление сотрудников компании «Сименс» в МИИТ на подготовку и повышение квалификации.

 

 

Высокоскоростное движение

 

В конце прошлого года в МИИТ состоялся первый научный коллоквиум, посвященный высокоскоростным поездам с участием ученых МИИТ, экспертов «Сименс», а также представителей ВНИИЖТ, ОАО «РЖД», ОАО «Скоростные магистрали».

Президент компании «Сименс» в России и Центральной Азии Дитрих Мёллер прочел для преподавателей, студентов и аспирантов университета цикл лекций по вопросам высокоскоростного движения. По окончании лекций студенты и преподаватели вуза посетили депо по обслуживанию высокоскоростных поездов «Сапсан» в г. Санкт-Петербурге.

Практику проведения регулярных лекций в МИИТ ввела и всемирно известная компания «Альстом». Лекторами по вопросам высокоскоростного движения, реализуемого компанией, являются руководители компании «Альстом Транспорт Рус».

 

 

Особое партнерство

 

Прогресс в отношениях МИИТ с ведущими вузами и транспортными предприятиями Франции надо отметить особо.

В 2013 году на базе университета создан Международный центр высокоскоростных железнодорожных и скоростных транспортных систем. Инициаторами создания центра являются: с французской стороны – Французские железные дороги, Национальная школа мостов и дорог, Национальный университет наук, технологий и менеджмента; с российской стороны – ОАО «РЖД» и МИИТ.

В числе задач центра – ведение прикладных научных исследований и внедрение инновационных разработок, связанных с организацией высокоскоростного движения в Российской Федерации.

Знаковым событием надо считать и Международную конференцию университетов Российской Федерации и Франции, занимающихся подготовкой кадров для железнодорожного транспорта, состоявшуюся в МИИТ в апреле 2014 года. Конференция прошла при поддержке Рабочей группы по транспорту Российско-Французского совета по экономическим, финансовым, промышленным и торговым вопросам (СЕФИК), содействии Посольства Франции в России, Министерств транспорта России и Франции.

В конференции приняли участие ведущие ученые, руководители железнодорожных компаний, ученые и преподаватели девяти российских и девяти французских вузов.

 

Во время конференции были проведены дискуссии по следующей тематике: железнодорожное образование в России и во Франции в условиях интернационализации образования; вопросы академической мобильности. Сетевые (совместные) образовательные программы (в том числе для получения двух дипломов российских и французских вузов); партнерство вузов с работодателями (предприятиями железнодорожного транспорта в России и во Франции) в реализации учебного процесса; роль вузов России и Франции в научном сопровождении и подготовке кадров для высокоскоростного движения; участие вузов в научных исследованиях.

Параллельно с конференцией в МИИТ прошли франко-российские деловые встречи французских и российских компаний, занятых в сфере железнодорожного транспорта, организованные торговой миссией Посольства Франции в России Ubifrance.

Результаты конференции показательны: французская сторона, заинтересованная в наращивании партнерства с Россией, инициировала проведение второй франко-российской конференции в Париже. Бурные события последних месяцев не повлияли на позицию наших европейских партнеров: конференция успешно прошла, как и планировалось, в конце марта – начале апреля этого года в столице Франции на базе ведущего транспортного вуза этой страны – Национальной школы мостов и дорог.

 

Отметим также подписание договора о сотрудничестве между МИИТ и российским подразделением «Альстом Транспорт Рус» в областях науки, техники и технологий, связанных с железнодорожным транспортом. Предметом договора является обмен опытом в области инноваций, исследований и развития систем железнодорожного транспорта, включая инфраструктуру и подвижной состав, а также в других сферах, представляющих взаимный интерес.

 

 

Двойной диплом – это актуально

 

Необходимо остановиться и на развитии партнерства МИИТ еще с одной всемирно известной фирмой – «Бомбардье» из Канады. Компанией предложены следующие направления сотрудничества в научно-инновационной сфере: обеспечение надежности вагонов; дистанционная диагностика; сертификация запасных частей.

В университете сегодня реализуются совместные образовательные программы по получению двойных дипломов с ведущими вузами Германии, Китая, Финляндии, Франции.

 

 

Умное пространство

 

В рамках развития международной академической мобильности молодых ученых, преподавателей и студентов МИИТ и других высших учебных заведений транспорта согласованы материалы по совместным стипендиальным программам с Посольствами Германии и Франции в РФ.

Целью данных программ является дальнейшее развитие и расширение академических и научных обменов, упрочение связей между образованием, наукой и деятельностью транспортных компаний, участвующих в данных программах, получение ими подготовленных высококвалифицированных специалистов со знанием зарубежного опыта.

Необходимо также отметить, что МИИТ – инициатор и место проведения одной из крупнейших ежегодных Международных научных студенческих конференций TRANSMECH-ART-CHEM. Цель конференции – развитие научной и инновационной деятельности студентов и молодых ученых, повышение масштабов международной мобильности и научно-технических обменов, углубление связей между наукой, образованием и промышленностью.

В мае 2014 года в МИИТ состоялась Х юбилейная конференция. В ней приняло участие более 200 человек, которые представляли ведущие высшие учебные заведения транспорта Беларуси, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Германии, Казахстана, Китая, Республики Корея, Латвии, Молдовы, Польши, России, Сербии, Словакии, Украины, Узбекистана, Финляндии, Чехии, Эстонии.

По инициативе МИИТ в 2014 году Ассоциацией вузов транспорта подписаны: договор о получении статуса присоединенного предприятия в Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД); договор о получении статуса ассоциированного члена Международной ассоциации «Координационный совет по Транссибирским перевозкам».

 

Подписанные документы позволят вузам транспорта активно участвовать в деятельности этих международных организаций, а молодым ученым и преподавателям – в реализации и научном и организационном сопровождении международных транспортных проектов.

В мае 2014 года в университете прошел международный учебный семинар под эгидой МСЖД «Логистические цепи на железнодорожном транспорте и государственно-частное партнерство». Участниками семинара были руководящие работники и ведущие специалисты железных дорог и транспортных ведомств стран Азиатско-Тихоокеанского региона, входящих в азиатскую региональную ассамблею МСЖД.

 

 

Практическая деятельность

 

С учетом задач, стоящих перед МСЖД, студенты МИИТ изучают принципы построения международного транспортного права на Евразийском пространстве: от Бернской конвенции 1890 года, принятой при активном участии России, до действующей Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) в редакции Вильнюсского протокола, с одной стороны, и Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) – с другой.

Выпускники университета в области международных перевозок обладают высоким уровнем профессиональных компетенций, необходимых для осуществления практической деятельности, связанной с международными перевозками грузов и пассажиров.

 

 
 

 

 
 
 

Варшава. 6 .11. 2014 г. Ассоциация вузов транспорта – член ОСЖД
Договор подписали: Председатель  Комитета ОСЖД Тадеуш Шозда и Президент Ассоциации вузов транспорта Борис Лёвин

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика