Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Специфика водотранспортного комплекса Тюменской области. Ключевые направления развития | Издательский дом
#

Специфика водотранспортного комплекса Тюменской области. Ключевые направления развития

 

Генеральный директор ООО «Межрегионфлот» – Управляющая организация АО «ОИРП» Евгений Кормышов

 

Обь-Иртышское пароходство существует более 30 лет, в течение которых сохраняет и преумножает лучшие традиции речного и морского флота.

 

 

Тюменская область в рекордные сроки стала нефтегазовой энергетической базой страны. К концу 1980-х годов область ежегодно давала стране 400 млн тонн нефти и 574,2 млрд куб. метров газа. В обеспечение такого мощного прорыва в области возникла сильная строительная промышленность, машиностроение, стали появляться научно-исследовательские и проектные институты.

 

Тюменская область, особенно ее северная часть, имеет недостаточно развитую инфраструктуру, сеть автомобильных и железных дорог. Поэтому основная часть всех грузов перевозилась водным транспортом.По­становлением Совета министров РСФСР в 1982 году было образовано Обь-Иртышское объединенное речное пароходство (ОИРП), одно из крупнейших предприятий водного транспорта в Западной и Восточной Сибири и в Уральском федеральном округе. Необходимость создания пред­приятия была вызвана активным освоением недр Тюменской области и, как следствие, возрастающим объемом грузоперевозок. Суда доставляли добываемую на месторож­дениях региона нефть танкерами и нефтена­ливными баржами на Омский нефтеперера­батывающий завод, а также строительные грузы для сооружения нефте- и газопроводов на север региона.

 

В настоящее время собственный самоходный и несамоходный флот ОИРП насчитывает более 250 судов. В составе транспортного флота пароходства имеются:

·    буксиры-толкачи различных проектов (мощностью от 300 до 2400 л.с.) в количестве 70 единиц;

·    баржи-площадки и аппарельные баржи(грузоподъемностью от 1000 до 2800 тонн), в том числе суда смешанного река – море класса, из них:

·    проект 942М – 50 единиц общей грузоподъемностью 59 500 тонн, в том числе в разряде плавания М-СП – 32 единицы общей грузоподъемностью 16 704 тонны;

·    проект Р-56 – 64 единицы общей грузоподъемностью 179 200 тонн;

·    проект 16801, Р-29 – 67 единиц общей грузоподъемностью 201 000 тонн в разряде плавания Р, 152 035 тонн в разряде плавания М-СП.

 

Кроме того, пароходство ежегодно проводит модернизацию флота: на судах, построенных в 1980-е годы, производится замена корпусов, устанавливаются новые двигатели и современное радионавигационное оборудование, только за последние 8 лет для более сотни судов расширен район плавания.

 

 

Знаковые проекты

 

Созданное для нужд ТЭКа, пароходство продолжает выстраивать плодотворные отношения с лидерами отрасли. Заказчиками предприятия на протяжении многих лет являются организации, входя­щие в структуру ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «НОВАТЭК» и других вер­тикально интегрированных компаний ТЭКа.

Следуя своему предназначению, флот ОИРП осуществляет транспортировку генеральных грузов от причалов Архангельска, Северодвинска, портов на реке Оби до поселков Харасавэй, Бованенково, Сабетта, а также на необору­дованный берег полуострова Ямал.

 Обь-Иртышское речное пароходство прини­мает активное участие в реализации про­ектов освоения залежей углеводородного сырья в Западной Сибири. Нефтегазовые месторождения в основном находятся в труднодоступных местах, где нет дорог, и транспортное сообщение с ними в летний период можно было осуществлять только по воде. Флот пароходства доставляет грузы, необхо­димые для бурения нефтяных и газовых скважин, обустройства месторождений, строительства промышленных, жилых и со­циальных объектов, дорог.

 

В частности, Обь-Иртышское пароходство обеспечило доставку в рай­оны строек труб большого диаметра, что позволило ввести в эксплуатацию строя­щиеся в регионе магистральные газопро­воды раньше намеченных сроков. Иными словами, в ускоренном развитии Западно-Сибирского нефтегазового комплекса есть большая заслуга речников предприятия.

Кроме того, пароходство участвовало в освоении Ямбургского газоконденсатного месторождения, а именно осуществляло перевозки суперблоков весом от 100 до 400 тонн. Груз доставлялся из Тюмени с при­менением ледоколов.

 Особенно значимым был вклад пароход­ства в реализацию Бованенковского место­рождения голубого топлива, на которое пе­реправлялись различные грузы, в том числе буровые установки.

Флотом пароходства обеспечена транс­портировка импортного тяжеловесного крупногабаритного оборудования для неф­теперерабатывающих заводов в Омске, То­больске, Томске и других городах Западной Сибири.

 

Речники ОИРП выполнили уникальную работу по транспортировке и установке трех пролетов моста через реку Иртыш в Ханты-Мансийске общей длиной 450 ми весом более восьми тысяч тонн, который соединил автомобильную дорогу от Ниж­невартовска с границей Свердловской об­ласти.

В 2012 году Обь-Иртышское речное пароходство принимало активное участие в реализации проекта по доставке тяжеловесного, негабаритного транспортного модуля «Генератор» для Серовской ГРЭС. Доставка осуществлялась в два этапа: из Гамбурга с перевалкой груза с морского судна на суда пароходства на рейде Нового порта, далее доставка осуществлялась до Сергино с перевалкой на ж/д транспорт. Выгрузка на причал производилась с баржи аппарельного типа РО-РО способом.

 

 

Объемы перевозок

 

Начиная с 1992 года речники Обь-Иртышского пароходства на баржах осуществили завоз более двух миллионов тонн грузов в Харасавэй, Бованенково.

В 2008 году на Бованенковское место­рождение судами пароходства было доставлено в Харасавэй 420 тысяч тонн груза, в 2010 году груз в объеме 120 тысяч тонн доставлялся напрямую без перевалки в пути следования до Бованенково.

В 2014 году, как и в 2013 году основными пунктами перевозки грузов на полуострове Ямал стали пункты Обской и Тазовской губы, в частности пункт Сабетта, куда было завезено 349,8 тысячи тонн генеральных грузов флотом пароходства (179 барж). Щебня в Сабетту было доставлено в количестве 114,6 тысячи тонн.

 

Всего по итогам 6-месячной работы в навигацию 2014 года судами АО «Обь-Иртышское речное пароходство» было перевезено 1028, 81 тысячи тонн грузов, в том числе:

·     генеральные грузы – 637,02 тысячи тонн;

·     щебень (с учетом поставки) – 367,71 тысячи тонн щебня;

·     песок собственной добычи на Сурей-Юганском месторождении из пункта Остров Пугор – 24 тысячи тонн.

 

 

Дополнительные сферы деятельности

 

Область деятельности пароходства не ограничивается перевозкой генеральных грузов по внутренним речным и морским путям. Предприятие занимается активной добычей и перевозкой инертных материалов (песка, щебня) на собственных баржах на юг Тюменской области, в Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, удовлетворяя растущие по­требности строительных и дорожных компаний региона.

ОИРП также предлагает услуги по проектированию, изготовлению, установке и обслуживанию зимних и круглогодичных разводных технологических переправ для обеспечения проезда через водные преграды.

 

В настоящее время в целях доставки грузов от места их вы­грузки с судов к месту производства работ пароходством построены и поддерживают­ся в рабочем состоянии технологические переправы: одна на Бованенковском нефтегазоконденсатном месторождении в районе реки Се-Яха и семь на Приобских месторождениях углеводо­родов в районе Средней Оби.

Эффективно используются суда ОИРП на паромной переправе по маршруту посе­лок Сергино – Салехард – поселок Сергино протяженностью 614 км. Статистика показывает, что ежегодно количество перевозимой техники растет: в 2011 году было перевезено 4030 единиц, в 2013 и 2014 годах уже ориентировочно по 5570 единиц в год.

 

Наряду с доставкой грузов коммерческим организациям компания участвует в соци­ально значимых проектах на территории Югры, таких как организация пассажирских перевозок в населенные пункты, не имею­щие круглогодичного автомобильного со­общения с окружной столицей, завоз угля в труднодоступные населенные пункты округа. Пароходством организовано регу­лярное сообщение по очень важным для жителей столицы округа пригородным маршрутам:

·        Октябрьское – Приобье – Октябрьское,

·        Перегребное – Приобье – Перегребное,

·        Ханты-Мансийск – Дачи – Ханты-Мансийск,

·        Октябрьское – Большой Камень – Октябрьское.

 

 Пере­возка пассажиров осуществля­ется комфортабельными скоростными теплоходами типа «Заря», «Ракета», «Москва».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика