Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Современное состояние и перспективы развития портовой инфраструктуры России | Издательский дом

Современное состояние и перспективы развития портовой инфраструктуры России

 

Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Андрей Тарасенко

 

Морское портовое хозяйство России насчитывает свыше 850 портовых комплексов мощностью более 890 млн тонн, расположенных в 67 морских портах с грузооборотом более 620 млн тонн различных грузов.

 

 

На сегодняшний день российские порты перерабатывают свыше 80% грузов российской внешней торговли, оставляя на долю иностранных портов только менее 20%, в то время как еще в 2000 году этот показатель был 46 и 54% соответственно.

Рост грузооборота морских портов связан в первую очередь с развитием портовых мощностей. Транспортной стратегией РФ на период до 2030 года, проектом Стратегии развития портовой инфраструктуры до 2030 года поставлены амбициозные задачи по повышению конкурентоспособности российских портов за счет роста грузооборота до 1,1 млрд тонн к 2030 году и роста портовых мощностей свыше 1,4 млрд тонн.

 

 

Повышение конкурентоспособности

 

Важная роль в создании условий для повышения конкурентоспособности морских портов отводится ФГУП «Росморпорт» – созданной 10 лет назад крупнейшей инфраструктурной компании, в хозяйственном ведении которой находится более 60% всех причальных сооружений морских портов страны, располагающей самой большой ледокольной группировкой в мире (29 дизельных ледоколов), с 16 филиалами в 19 субъектах Российской Федерации, работающими в 57 из 67 морских портов России. Устойчивый рост грузооборота в морских портах России на протяжении последних 10 лет сопровождается поэтапным развитием портовой инфраструктуры, предусмотренным отраслевыми стратегическими документами и федеральными целевыми программами. Практически во всех крупных морских портах России проводятся модернизация и реконструкция причалов, выполняются дноуглубительные работы, вводятся в эксплуатацию системы обеспечения безопасности мореплавания, пополняется и обновляется флот.

 

В 2013–2014 годах для успешной подготовки и проведения XXII зимних Олимпийских игр в Сочи была реализована инвестиционная программа с участием ФГУП «Росморпорт» по реконструкции морского порта Сочи с береговой инфраструктурой, был создан грузовой район порта Сочи в устье р. Мзымты, восстановлены семь пассажирских терминалов вдоль побережья Большого Сочи (Адлер, Кургородок, Хоста, Мацеста, Дагомыс, Лоо, Лазаревское). ФГУП «Росморпорт» реализует в рамках поручений Правительства и Президента России важнейшие проекты по строительству ледокольного флота, портов Усть-Луга, Сабетта, Тамань, Большого порта Санкт-Петербург, реализации дальневосточных проектов, развитию паромного сообщения, в том числе на стратегическом направлении Крым – Кавказ. В 2014 году ФГУП «Росморпорт» приняты от судостроительных заводов 13 новых судов служебно-вспомогательного флота для морских портов Новороссийск, Сочи, Астрахань, Калининград, Владивосток Восточный.

 

В 2013–2014 годах завершено строительство второго этапа СУДС залива Анива; завершена реконструкция СУДС порта Высоцк; выполнены строительные работы по реконструкции объектов морских районов А1, А2 ГМССБ на подходах к порту Ванино; завершены работы по реконструкции СУДС порта Приморск, и выполняются работы по реконструкции Кандалакшского залива. Ведется проектирование 2-го этапа реконструкции Региональной СУДС Финского залива; завершено проектирование реконструкции СУДС порта Новороссийск. Завершены строительные работы по реконструкции объектов морских районов А1, А2 ГМССБ на подходах к порту Архангельск.

В 2014 году Росморпортом обеспечена бесперебойная работа средств навигационного оборудования (СНО) в акваториях морских портов и на подходах к ним. Сегодня в хозяйственном ведении предприятия находятся 2260 (64,3%) из 3512 единиц СНО.

 

В рамках реализации ФЗ «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации» передаче в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт» от воинских частей Минобороны России до 2015 года подлежат 707 единиц СНО, в том числе 392 плавучих предостерегательных знака (ППЗ), передача которых от ВМФ завершена в октябре 2014 года, и 315 береговых объектов.

 

 

Стратегически значимые проекты

 

 Развитию отрасли во многом способствует деятельность ФГУП «Росморпорт» в части не только строительства судоходных гидротехнических сооружений морских портов, но и содержания их в надлежащем техническом состоянии. На балансе предприятия имеются 32 подходных канала суммарной длиной 1500 км и 53 акватории, общая площадь которых составляет более 70 млн кв. м. По итогам 2014 года объем ремонтного черпания по сравнению с 2007 годом вырос в 1,5 раза и составил 6,8 млн куб. м. В ближайшей перспективе прогнозируется рост объемов строительного дноуглубления до 40 млн куб. м и ремонтного – свыше 10 млн куб. м в год. Без добросовестного содержания судоходных путей невозможно обеспечить безопасность мореплавания и поддерживать грузооборот на достигнутом уровне. При этом дноуглубительные работы являются весьма ресурсоемким видом производственной деятельности предприятия. Они требуют больших финансовых затрат, а также значительных трудовых, технических и временных ресурсов.

 

В 2014 году объем перевалки грузов в морских портах, по прогнозам, превысил 620 млн тонн, а портовые мощности увеличатся еще на 22,5 млн тонн. В 2015–2016 годах ввод мощностей составит еще порядка 62 млн тонн, а на период до 2020 года – более 390 млн тонн (по сравнению с 2011 годом). Будут продолжены работы в портах Усть-Луга, Санкт-Петербург, Бронка, Мурманск, Сабетта, Геленджик, начнется развитие портовой инфраструктуры портов Крыма. Особое внимание будет уделено развитию дальневосточных проектов. Стратегической задачей является развитие портов-хабов на основных бассейнах страны. Такими портами являются: Усть-Луга – на Балтике, Тамань – на Черном море, Ванино – Совгавань – на Дальнем Востоке. Эти проекты направлены на то, чтобы в максимально сжатые сроки ликвидировать дефицит пропускной способности морских портов, создать необходимый ее запас на пиковые нагрузки, что позволит России активно включиться в обслуживание международных грузопотоков транзита и трансшипмента. В соответствии с представленными планами потенциальных инвесторов по развитию портовой инфраструктуры до 2020 года предусмотрено строительство (реконструкция) портовых гидротехнических сооружений с приростом мощностей порядка 400 млн тонн, в том числе в портах Балтийского бассейна – свыше 70 млн тонн, портах Южного бассейна – свыше 120 млн тонн, портах Арктики – свыше 30 млн тонн и Дальневосточных портах – порядка 170 млн тонн. Наиболее крупные инвестиционные проекты, реализуемые в портах Балтики:

 

·        в Большом порту Санкт-Петербург: развитие контейнерного терминала ОАО «Петролеспорт» (+10 млн тонн), реконструкция территории контейнерного терминала ЗАО «ПКТ» со строительством причала № 88 (+3 млн тонн), строительство 2-й очереди контейнерного терминала Санкт-Петербург на 4-м грузовом районе (+6 млн тонн), создание многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» (+19 млн тонн);

·        в порту Усть-Луга: дальнейшее развитие контейнерного терминала (+22,6 млн тонн), строительство терминала минеральных удобрений (+7 млн тонн);

·                 строительство контейнерного терминала в п. Балтийск (+1,5 млн тонн) и международного морского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский (+3 млн тонн) в Калининградской области. К 2030 году планируется, что Балтийский бассейн станет основным по экспорту российской нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений, а также крупнейшим российским морским бассейном по обороту рефгрузов и грузов в контейнерах;

 

в Южном бассейне наиболее крупными и стратегически значимыми проектами развития портовой инфраструктуры являются:

·                   реконструкция объектов федеральной собственности в порту Новороссийск по объектам группы компаний НМТП (+29 млн тонн);

·                   строительство комплекса береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик (+0,8 млн тонн);

·                   строительство 1-й очереди сухогрузного района морского порта Тамань (+45 млн тонн);

·        дальнейшее развитие терминальных комплексов морского порта Тамань: Таманский терминал навалочных грузов (+35 млн тонн), Таманский зерновой терминал (+14,5 млн тонн);

·        дальнейшее развитие морского порта Оля (+3 млн тонн), в портах Арктического бассейна ведется строительство морского порта по перевалке СПГ и ГК в районе пос. Сабетта (+16,5 млн тонн), строительство арктического терминала круглогодичной отгрузки нефти Новопокровского месторождения на полуострове Ямал (+8,5 млн тонн), реконструкция объектов Мурманского морского торгового порта (+2 млн тонн), комплексное развитие Мурманского транспортного узла (+6 млн тонн). Особое внимание уделяется реализации инвестиционных проектов строительства в морских портах Дальнего Востока и Сибири:

·        строительство и реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Ванино – в бухте Мучке (+24 млн тонн);

·        строительство угольного терминала в районе мыса Бурный (+15 млн тонн);

·        строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса (СУПК) общего пользования в районе м. Открытый (+20 млн тонн);

·        строительство нового специализированного порта для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий (+20 млн тонн);

·        строительство 3-й очереди угольного комплекса (ППК-3) в порту Восточный (+23 млн тонн);

·        создание объектов федеральной собственности спецнефтепорта «Козьмино», Приморский край (+15 млн тонн);

·        строительство морского терминала по перевалке СПГ в морском порту Владивосток (+10 млн тонн);

·        строительство нефтехимического комплекса в районе пади Елизарова Приморского края (+10 млн тонн);

·        развитие морского порта Зарубино (+10 млн тонн);

·        развитие морского порта Петропавловск-Камчатский (+1 млн тонн);

·        развитие порта Посьет (+2 млн тонн);

·        развитие контейнерного терминала в порту Восточный (+6 млн тонн);

·        строительство специализированного угольного терминала в бухте Аринай (+10 млн тонн). Эффективная работа морского транспорта в портах и на подходах к ним невозможна без современного флота, включающего в себя служебно-вспомогательные суда различного назначения, дноуглубительные суда и ледоколы.

 

Этот флот призван обеспечить в портах высокий уровень грузовых операций, экологическую безопасность и безопасность мореплавания. Данному направлению с учетом решения стратегической задачи по снижению среднего возраста портового флота придает особое значение ФГУП «Росморпорт». Строительство такого флота осуществляется за счет различных источников: строительство линейных ледоколов – преимущественно за счет средств федерального бюджета, строительство прочих судов технического флота – за счет средств ФГУП «Росморпорт». В декабре 2012 года с ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» подписаны четыре государственных контракта на строительство линейных дизельных ледоколов, окончание которого запланировано на 2015 год. ФГУП «Росморпорт» совместно с Федеральным агентством морского и речного транспорта подготовлены предложения о проектировании в 2014 году и строительстве в 2015–2017 годах четырех мелкосидящих ледоколов мощностью около 4,5 МВт для Каспийского и Азовского морей.

 

За счет собственных средств ФГУП «Росморпорт» предусмотрены аренда или приобретение на вторичном рынке судов различного назначения, в том числе дноуглубительных с возрастом не старше 7–10 лет; строительство буксиров, лоцмейстерских, лоцманских судов, многоцелевых катеров, в том числе ледового класса новых проектов, а также с функцией обеспечения лоцманской деятельности.

 

Следует подчеркнуть, что развитие портовой инфраструктуры создает привлекательные условия для захода судов в отечественные порты, способствует реализации транзитного потенциала страны. В морских портах растет грузооборот, снижается количество аварийных происшествий, существенно повышается качество оказываемых услуг и реализуется значительное количество крупных инфраструктурных проектов, в которых активно участвует ФГУП «Росморпорт».

 

 

 

 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 

Яндекс.Метрика