Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Железнодорожный колледж № 52 и Московский метрополитен: взгляд в будущее | Издательский дом

Железнодорожный колледж № 52 и Московский метрополитен: взгляд в будущее

 

Директор ГБОУ СПО Железнодорожный колледж № 52 Михаил Запорожченко

 

15 мая 2015 года исполняется ровно 80 лет со дня открытия Московского метрополитена. Сегодня невозможно представить жизнь нашей столицы без метро, а огромный, слаженный коллектив столичного метрополитена – без выпускников Железнодорожного колледжа № 52.

 

 

Ордена Трудового Красного Знамени, лауреат премии Ленинского комсомола Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Железнодорожный колледж № 52 ведет свою славную историю с 21 января 1921 года.

 В колледже по всем его четырем подразделениям обучается около 3 тысяч студентов. За 90 лет из стен учебного заведения выпущено и трудоустроено свыше 95 тысяч высококвалифицированных специалистов. Трое из них удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда. Среди выпускников Железнодорожного колледжа № 52 – бывший заместитель начальника Московского метрополитена В.В. Титов, многие талантливые инженеры, руководители подразделений, начальники служб. Железнодорожный колледж № 52 является победителем конкурса «Национальный проект «Образование».

 

 

Эффективное взаимодействие

 

История учебного заведения тесно связана со столичным метрополитеном. Уже в годы первых советских пятилеток (1929–1941 годы) учебным заведением были подготовлены первые группы машинистов и электромонтеров для электрифицированных участков Московского железнодорожного узла и первой линии Московского метрополитена «Сокольники – Парк культуры», открытой в мае 1935 года.

 

 Особенно плодотворное сотрудничество метрополитена и колледжа началось в 1978 году, когда руководство Московского метрополитена обратилось в Государственный комитет профессионального образования с просьбой о закреплении его в качестве базового предприятия за учебным заведением, и длится уже многие годы.

Учитывая то, что город Москва является уникальным промышленным центром России и одним из главных ее регионов, на территории которого реализуются новые методы формирования эффективных инновационных процессов в различных отраслях экономики, в том числе и на предприятиях столичного метрополитена, огромную помощь Железнодорожному колледжу № 52 оказывают правительство Москвы и Департамент образования, уделяющие большое внимание подготовке квалифицированных кадров для городского комплекса.

 

 

Образование для метрополитена

 

 Как свидетельствуют данные мониторинга пассажироперевозок, московское метро ежедневно перевозит свыше 8 млн человек.

 Одной из самых важных профессий для метро, безусловно, является профессия машиниста электропоезда. Именно выпускники Железнодорожного колледжа № 52, обладая практическими навыками и теоретическими знаниями, уверенно управляют экспрессами, следующими по подземным магистралям Москвы, обеспечивая комфортабельное перемещение в любую точку города жителей и гостей столицы. Помимо машинистов электропоездов, для предприятий столичного метрополитена колледж готовит техников, слесарей по ремонту подвижного состава, а с 2010 года по просьбе метрополитена начата подготовка электромонтеров.

 В 1982 году руководство метрополитена создало для колледжа лабораторию подвижного состава, оснащенную действующим оборудованием вагона 81-717, которую и по сей день помогает поддерживать в рабочем состоянии. Многие работники метрополитена – выпускники колледжа начинали знакомство с подвижным составом именно в этой лаборатории. В 2012 году была проведена большая совместная работа по установке в колледже тренажера «Машинист электропоезда метрополитена». В настоящее время руководство метрополитена помогает колледжу в создании современныхлабораторий.

 

 Главный акцент в деятельности колледжа соотнесен с повышением уровня профессиональной и личностной компетентности каждого выпускника, исходя из содержания современного профессионального образования и требований работодателей.

Образовательная деятельность колледжа строится таким образом, чтобы каждый студент, получающий практико-ориентированное образование, обладал качественной теоретической подготовкой, имел широкий технический кругозор, владел профессиональными компетенциями в соответствии с полученной профессией и специальностью и проявлял инновационную активность и высокую жизненную позицию.

 

 По мнению всего педагогического коллектива колледжа,экономические преобразования, происходящие в нашей стране в последнее десятилетие, коренным образом изменили условия развития профессионального образования. Оно все в большей степени ориентируется на удовлетворение конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения социально-экономических проблем общества. Происходящие на рынке труда перемены связаны с ускорением темпов социально-экономического развития в регионах страны, диверсификацией производства, развитием наукоемких отраслей. В условиях интеграции с высокими технологиями производства всей транспортной отрасли возникает проблема формирования новых подходов к социальному партнерству как взаимодействию, способному стать действенным фактором ускоренной и общесистемной модернизации образовательных услуг на всех уровнях профессионального образования.

Для устойчивого развития социального партнерства в системе профобразования необходимо и в дальнейшем решать задачи, связанные с проблемами нормативной согласованности требований рынка труда и образовательных услуг, дефицитом квалифицированных рабочих, особенно в высокотехнологичных и инновационных областях, проблемами партнерских отношений между системами профессионального образования, производства и бизнес-сообщества и т.д.

 

С развитием в нашей стране научно-технического прогресса и внедрением новейшей техники в настоящее время однимиз главных направлений деятельности колледжа является подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена для трудовой деятельности на новом поколении скоростных электропоездов и строящихся линий столичного метрополитена.

По мере увеличения сложности технологических процессов на предприятиях метрополитена растет и уровень требований работодателей к квалификации своих потенциальных работников.

С учетом реалий сегодняшнего дня профессионально-квалификационные характеристики выпускников колледжа должны соответствовать актуальному уровню технического, технологического и организационного обеспечения функционирования транспортной системы Московского метрополитена и опережать возникновение проблем, обусловленных постоянным обновлением процессов труда в этой отрасли.

 Наряду с этим в колледже повышенное внимание уделяется и формированию всесторонне развитого человека при создании максимально благоприятных условий развития его наклонностей, воспитанию достойного гражданина, способного к активной жизнедеятельности, труду, творчеству, толерантности.

И это действительно так, потому что столичный метрополитен – отрасль, где дисциплина, высокие моральные и деловые качества, квалифицированный труд, ответственность за порученное дело – суть каждого, кто собирается здесь работать.

 

 

Устойчивое развитие

 

Следует отметить, что для устойчивого развития дальнейших инновационных преобразований на основе взаимовыгодных отношений колледжа с развивающимися отраслями экономики регионов в системе профобразования необходимо решить целый ряд следующих неотложных задач, связанных с:

·                    совершенствованием законодательной базы, которая на данный момент значительно снижает мотивацию руководителей предприятий на сотрудничество с образовательными учреждениями;

·                    разработкой правового и финансово-экономического механизма осуществления договорных отношений между образовательными учреждениями и предприятиями;

·                    налоговым и иным стимулированием работодателей в вопросах трудоустройства и закрепления выпускников колледжей на предприятиях;

·                    расширением возможностей образовательных учреждений для гибкой и мобильной корректировки профессиональных стандартов и программ с учетом требований рынка труда и квалификации выпускников колледжа.

 

 

Активное движение вперед

 

 В январе 2016 года колледж отметит 95-летний юбилей со дня своего образования. Юбилеи метрополитена и колледжа – это не выдох, который делаешь, когда знаешь, что все самое сложное позади. Это глубокий вдох – время анализа пройденного пути и активного движения вперед. Сегодня, в период подготовки к юбилеям метрополитена и учебного заведения, как никогда обстановка требует от сотрудников и всего педагогического коллектива слаженной, профессиональной работы с полной отдачей сил, инициативы и творческого подхода к делу.

 

 В целом всё, что связано с колледжем и перспективами сотрудничества с Московским метрополитеном, как раз и есть примета времени. Вся нынешняя деятельность учебного заведения обращена к завтрашним горизонтам. Здесь нужны новые подходы, поиск, чувство нового и передового.

 Сегодня все сотрудники колледжа, готовя специалистов для Московского метрополитена, постоянно чувствуют поддержку своих социальных партнеров и с оптимизмом смотрят в будущее.

 

 

 

 

 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика