Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Устойчивое развитие и социальная стабильность в 2015 году | Издательский дом

Устойчивое развитие и социальная стабильность в 2015 году

 

Министр транспорта РФ Максим Соколов

 

О мерах Министерства транспорта Российской Федерации по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в транспортном комплексе в 2015 году.

 

 

Правительством Российской Федерации разработан План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Данный план нацелен на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.

 В соответствии с Планом в 2015–2016 годах будут реализованы меры, направленные прежде всего на:

·       активизацию структурных изменений в российской экономике;

·       стабилизацию работы системообразующих организаций в ключевых отраслях и достижение сбалансированности рынка труда;

·       снижение инфляции;

·       достижение положительных темпов роста и макроэкономической стабильности в среднесрочной перспективе.

 

 В Антикризисный план вошли в том числе предложения Минтранса России.

 

 

Предварительный прогноз

 

В соответствии с предварительным прогнозом Минэкономразвития России в 2015 году экономика России будет функционировать в условиях сохранения сильных геополитических рисков и неблагоприятных тенденций на мировом нефтяном рынке.

 Прогнозом предполагается, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом ВВП снизится на 3%, промышленное производство – на 1,6%, инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования – на 13,7%, экспорт всех видов услуг, включая транспортные услуги, сократится на 31,3%. В отношении транспортных услуг сокращение экспорта прогнозируется на уровне 9%, в 2015 году экспорт транспортных услуг – 16,8 млрд долларов США. Сокращение реальных располагаемых доходов населения составит 6,3%.

 

 В условиях снижения спроса на услуги транспортного комплекса сокращение объема коммерческих перевозок грузов в 2015 году составит 2,8% к уровню 2014 года, грузооборот снизится на 1,8%, а пассажирооборот – на 6%.

 Основные факторы снижения спроса на транспортные услуги – это сокращение объема производства в основных грузообразующих секторах экономики и снижение реальных располагаемых доходов населения страны.

 

 

 Антикризисные меры

 

С учетом текущей ситуации усилия Минтранса в рамках реализации антикризисных мер сконцентрированы на решении следующих важнейших задач:

·       обеспечение доступности населения страны в социально значимом сегменте пассажирских перевозок;

·       поддержка организаций транспортного комплекса с целью повышения устойчивости их финансового состояния, а также повышение доступности кредитных ресурсов;

·       концентрация финансовых ресурсов государственной программы «Развитие транспортной системы» на приоритетных направлениях в условиях сокращения объемов финансирования как из федерального бюджета, так и из внебюджетных источников.

 

Задача № 1 – обеспечение доступности населения страны в социально значимом сегменте пассажирских перевозок.

 В целях сохранения ценовой доступности услуг железнодорожного транспорта для населения в 2015 году продолжится компенсация выпадающих доходов компаний при перевозке пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах, а также в направлении Калининграда.

 Сохранены льготные условия проезда для школьников и студентов. Продолжится субсидирование пригородных железнодорожных перевозок, и будут реализованы меры по снятию социальной напряженности на этом направлении.

 В 2015 году будет реализована господдержка авиаперевозок в рамках пяти программ субсидирования, направленных на развитие региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом, в рамках которых перевозки пассажиров осуществляются с применением специальных тарифов.

 Достигнутые в 2014 году темпы роста авиаперевозок свидетельствуют о востребованности мер государственной поддержки. Так, российские авиакомпании перевезли в 2014 году более 93 млн пассажиров, показав прирост на 10% по сравнению с 2013 годом. На внутренних авиаперевозках впервые достигнут рекордный прирост в размере 18%.

 

 Утвержденным Планом антикризисных мер в целях роста объема перевозок на внутренних воздушных линиях предусмотрено увеличение субсидирования организаций транспорта, осуществляющих региональные воздушные перевозки пассажиров на территории Российской Федерации, и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации в целях сохранения полетов по безальтернативным маршрутам в населенные пункты, где авиационный транспорт является единственным круглогодичным видом транспорта.

 С этой целью Минтрансом России подготовлен проект постановления о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года № 1242 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации».

 

 В настоящее время проект постановления направлен в заинтересованные органы исполнительной власти на согласование.

Кроме того, подготовлены предложения по выделению из Антикризисного фонда ассигнований на:

·       субсидирование региональных воздушных перевозок в целях сохранения полетов по безальтернативным маршрутам в объеме 960,0 млн рублей;

·       субсидирование авиационных перевозчиков для возмещения недополученных ими доходов в связи с обеспечением перевозки пассажиров, заключивших договор воздушной перевозки с авиакомпаниями, в отношении которых принято решение о приостановлении действия сертификата эксплуатанта, в объеме 886,0 млн рублей.

Планом также предусмотрено оказание дополнительной государственной поддержки осуществления внутренних воздушных перевозок и пригородного железнодорожного сообщения. Речь идет об установлении на 2015–2016 годы льготной ставки налога на добавленную стоимость в размере 10%.

Минтрансом России совместно с Минфином России и Минэкономразвития России подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

 Снижение ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 10% на услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, оказываемые до 1 января 2017 года, позволит поддержать спрос на авиаперевозки, стабилизировать финансовое состояние авиакомпаний, ликвидировать убыточность на внутренних воздушных линиях. Выпадающие доходы федерального бюджета в 2015 году оцениваются около 20 млрд рублей.

 

 В настоящее время услуги по перевозке пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении не подлежат налогообложению НДС.

 Установление ставки НДС на пассажирские пригородные железнодорожные перевозки позволит налогоплательщикам, оказывающим указанные услуги, возмещать из федерального бюджета суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретаемым для оказания данных услуг, и таким образом снизить их себестоимость.

 Сумма входящего НДС, по предварительной оценке, в 2015 году составит 8,4 млрд рублей. В результате на эту сумму сократятся убытки пригородных пассажирских компаний.

 Вместе с тем, по нашему мнению, ставка НДС 10% является недостаточной мерой для стабилизации ситуации в сфере пригородных железнодорожных пассажирских перевозок, в этой связи Минтранс России вышел с инициативой в Правительство Российской Федерации о введении нулевой ставки НДС для обеспечения финансовой сбалансированности пригородных железнодорожных компаний и удовлетворения потребности населения в перевозках.

 

 Также Правительством Российской Федерации принято решение о восстановлении с 1 января 2015 года ранее действовавшего коэффициента 0,01 на услуги ОАО «РЖД» по предоставлению инфраструктуры перевозчикам пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении. Проект соответствующего постановления внесен Минтрансом России в Правительство Российской Федерации и предусматривает выделение из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований на компенсацию потерь ОАО «РЖД» от установления льготного тарифа в размере 8,8 млрд рублей.

 В качестве дополнительной меры поддержки пригородного пассажирского комплекса в настоящее время прорабатывается вопрос об увеличении на 2,1 млрд рублей субсидий федерального бюджета на компенсацию Минтрудом России регионам расходов по предоставлению льготным категориям граждан проезда пригородным железнодорожным транспортом.

 

 Из системных решений считаю необходимым в ближайшее время принять Федеральный закон «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект внесен в Правительство Российской Федерации в 2013 году.

 Антикризисным планом также предусмотрено продление на 2015 год программы софинансирования из федерального бюджета закупок субъектами Российской Федерации автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, работающего на газомоторном топливе, что будет направлено на обновление парка автобусов, повышение качества услуг и эффективности перевозок.

 Кроме того, предусмотрена мера по субсидированию части затрат на уплату процентных ставок по кредитам, полученным в российских банках и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» по сделкам приобретения лизинговыми компаниями воздушных судов в 2008–2015 годах. Это окажет положительный эффект на развитие лизинговых программ.

 

Задача № 2 – поддержка организаций транспортного комплекса с целью повышения устойчивости их финансового состояния, а также повышение доступности кредитных ресурсов.

 Складывающиеся в 2015 году условия не могут не отразиться на финансовом состоянии организаций транспортного комплекса.

 На поддержку реального сектора экономики, в том числе отраслей транспортного комплекса, направлен ряд системных мер Антикризисного плана, касающихся обеспечения доступности кредитов на реализацию проектов на основе проектного финансирования, на осуществление текущей производственной деятельности в целях предотвращения банкротства организаций, включая системообразующие предприятия, в реальном секторе экономики.

 Правительством Российской Федерации актуализирован и утвержден Перечень системообразующих организаций. Обновленный перечень системообразующих организаций содержит 199 предприятий, которые формируют более 70% совокупного национального дохода, а численность занятых составляет более 20% от общего количества занятых в экономике. При подготовке перечня использовались следующие критерии: численность персонала компании (не менее 4 тысяч человек), годовая выручка в 2013 году (не менее 10 млрд рублей), налоговые отчисления за последние 3 года (не менее 5 млрд рублей).

 

 В данный перечень вошли одиннадцать крупнейших организаций воздушного, морского и железнодорожного транспорта: ОАО «Авиакомпания Сибирь», ОАО «Авиакомпания «Уральские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр», ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии», ОАО «АК «Трансаэро», ЗАО «Международный аэропорт Домодедово», ОАО «Международный аэропорт Пулково», ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», ОАО «Российские железные дороги», ФГУП «Росморпорт», ОАО «Совкомфлот».

 Основная цель включения организаций в перечень системообразующих – мониторинг их финансово-экономического состояния, поддержание их устойчивости и минимизация негативных социально-экономических последствий в случае прекращения их деятельности. Следует отметить, что включение в данный перечень не является гарантией предоставления государственной поддержки, равно как и отсутствие организации в перечне не исключает возможности оказания ей господдержки.

 По инициативе Минтранса России в данный перечень также включены организации, занятые на строительстве крупнейших транспортных инфраструктурных проектов, – ЗАО «ВАД», ОАО «Волгомост», ОАО «Мостотрест», ООО «Стройгазконсалтинг», ОАО «Корпорация Трансстрой».

 

 Для организации работы в этом направлении приказом Минтранса России от 28 января 2015 года обновлен состав Рабочей группы по мониторингу за финансово-экономическим состоянием организаций транспортного комплекса, входящих в перечень системообразующих. В состав данной группы включены представители Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка и Союза транспортников России.

 Разработана форма для анализа финансово-экономического состояния организаций транспортного комплекса, включенных в перечень системообразующих, и организован их мониторинг.

 Руководителям федеральных агентств по итогам января-февраля 2015 года поручаю в кратчайшее время совместно с представителями отраслевых ассоциаций, союзов, компаний провести анализ финансово-экономического состояния крупнейших предприятий отраслей, включая системообразующие, с целью выявления основных рисков их стабильного функционирования.

 В рамках реализации направления Антикризисного плана по снижению издержек бизнеса предусмотрена разработка федерального закона о переносе вступления в силу требований в области транспортной безопасности в отношении отдельных видов транспортных объектов.

 Минтрансом России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» и в настоящее время проходит процедуру межведомственного согласования.

 

 Предлагаемые законопроектом изменения позволят субъектам транспортной инфраструктуры и перевозчикам поэтапно реализовать требования по обеспечению транспортной безопасности, равномерно распределить финансовую нагрузку при выполнении мероприятий, предусмотренных соответствующими планами обеспечения транспортной безопасности, до 1 июля 2017 года оптимизировать свои производственные издержки в неблагоприятных экономических условиях.

 

Кроме того, Планом предусмотрен ряд мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе:

·       снижение избыточного антимонопольного контроля;

·       предоставление права субъектам РФ снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения;

·       расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам, осуществляемым в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

·       распространение права на применение двухлетних налоговых каникул впервые зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в сфере производственных и бытовых услуг.

 

Указанные меры направлены на снижение издержек бизнеса, его устойчивое функционирование и в конечном счете на удовлетворение потребностей населения и экономики в транспортных услугах.

 

Задача № 3 – концентрация финансовых ресурсов государственной программы «Развитие транспортной системы» на приоритетных направлениях.

 В соответствии с решениями, принятыми Правительством Российской Федерации, в настоящее время осуществляется 10-процентная оптимизация расходов федерального бюджета на 2015 год.

 Оптимизация финансовых ресурсов на реализацию государственной программы «Развитие транспортной системы» осуществляется на основе финансирования содержания и ремонта уже существующей транспортной инфраструктуры, а также средств, предоставляемых транспортным организациям на субсидирование пассажирских перевозок.

 Такой подход позволит сохранить работоспособность и устойчивое функционирование транспортной системы и уменьшить риски социальной напряженности в обществе при минимизации снижения индикаторов госпрограммы.

 

 

Сокращение инвестиционных расходов

 

 Сокращение инвестиционных расходов потребует переноса сроков реализации ряда проектов на период после 2017 или 2020 года, осуществления мероприятий, направленных на оптимизацию проектных и технологических решений при реализации отдельных инфраструктурных проектов.

 Кроме того, помимо предлагаемого 10-процентного сокращения расходов, необходимо учитывать, что дефицит финансирования Программы увеличится в связи с ожидаемым ростом инфляции и курсовыми рисками, возникающими при поставке иностранного оборудования, комплектующих и материалов.

 

В этой связи требуется проработать вопрос об индексации заключенных государственных контрактов с целью обеспечения реализации инфраструктурных транспортных проектов.

Для поддержки отраслей транспорта предложены следующие дополнительные меры:

·       стимулирование вывода из эксплуатации морально и технически устаревшего флота путем предоставления Судового утилизационного гранта;

·       установление для расчета утилизационного сбора понижающего коэффициента 0,25 в отношении новых транспортных средств 5-го экологического класса и выше;

·       установление отсрочки уплаты утилизационного сбора в отношении ранее ввезенных в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза транспортных средств экологического класса 4 и выше, которые в 2015 году будут переводиться в таможенную процедуру для внутреннего потребления;

·       софинансирование из бюджета процентной ставки по лизингу на приобретение транспортных средств для компаний, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров;

·       внесение изменения в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение части уплаты процентов по кредитам и лизинговых платежей на строительство гражданских судов, в части предоставления возможности применения судоходными компаниями схем рефинансирования ранее заключенных кредитных и лизинговых договоров;

·       предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям внутреннего водного транспорта на возмещение части затрат по уплате процентов в размере двух третей ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.

 

 

Материал подготовлен на основе доклада министра на коллегии Минтранса РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика