Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Рубежи развития | Издательский дом

Рубежи развития

 

Директор Департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса России Светлана Петрова

 

 2014 год стал рекордным для российской гражданской авиации за всю ее историю – российские авиакомпании перевезли 93,1 млн пассажиров.

 

 

В международной отраслевой практике принят определенный принцип оценки авиационных потоков, и он коррелирует с ростом ВВП. Так, порядка 1% роста ВВП дает в среднем прирост на 1–2% в сфере авиаперевозок. На показателях нашей страны мы видим, что, несмотря на непростую ситуацию с показателями роста внутреннего валового продукта, гражданская авиация в 2014 году показала уверенный рост – более 10% (для сравнения: мировой рост в 2013-м к 2014 году, по данным ИАТА, – 5,9%). Важно отметить, что впервые за многолетний период этот рост был связан прежде всего с сектором внутренних авиаперевозок.

 

 

Анализ деятельности

 

По итогам первых 7 месяцев текущего года в целом сохранены позиции по сравнению с прошлым годом с незначительным снижением (-0,3%).

Если анализировать ситуацию по видам перевозок, то международные пассажирские перевозки снизились на 14,2%, при этом внутренние пассажирские перевозки продолжили уверенный рост, который составил порядка 14%.

Снижение показателей по международным пассажирским перевозкам обусловлено в первую очередь снижением чартерных перевозок (это в том числе отголоски банкротств ряда крупных туроператоров прошлым летом), а также в целом привлекательности заграничных поездок, что связано как с курсом национальной валюты, так и с геополитической ситуацией. В этой связи считаю, что именно внутренние авиаперевозки помогут сохранить объемы авиаперевозок и обеспечить развитие нашей отрасли. Лучшее тому подтверждение – итоги I полугодия 2015 года: соотношение международных и внутренних авиаперевозок в России составляет соответственно 44,4 и 55,6%. Для сравнения: в США данное соотношение составляет 22 и 78%, в ЕС – 25 и 75%, а в Канаде – 40 и 60%.

 

 

Расширение географии полетов

 

В 2014 году более 50 аэропортов страны показали увеличение объемов авиаперевозок более чем на 20%. Абсолютный рекорд – это Симферополь, где российскими авиакомпаниями перевезено в 4 раза больше пассажиров, чем год назад – 2,8 млн, тогда как в 2013 году всеми российскими авиакомпаниями были перевезены 600 тысяч пассажиров. В августе мы перешагнули показатели прошлого года, поэтому в 2015 году ожидаем уже более 4 млн пассажиров.

Рост пассажиропотока в Крым обусловлен высоким спросом, связанным в том числе с расширением географии полетов и увеличением количества рейсов, что стало возможным благодаря общим усилиям власти и бизнеса. На регулярной основе выполняются полеты по новым маршрутам, увеличивается их частота. Авиакомпания Red Wings выполняет полеты из Барнаула, Воронежа, Казани, Кемерово, Нижнего Новгорода, Новокузнецка, Омска, Перми, Самары, Санкт-Петербурга, Томска, Ульяновска, Уфы и Челябинска. Авиакомпания «Грозный Авиа» летает из Нижнекамска, Белгорода, Волгограда, Еревана, Казани. Авиакомпания «Икар» – из Иркутска, Кемерово, Красноярска, Нижневартовска, Омска, Сургута. Авиакомпания «Ямал» – из Архангельска, Астрахани, Воронежа, Иваново, Нового Уренгоя. Количество заявленных на летний период направлений – 50.

 

Для перевозок между Москвой и Симферополем в ОАО «Аэрофлот» действует тариф 7500 рублей в обе стороны с учетом такс и сборов.

Всего за весь летний сезон планируется перевезти порядка 3,3 млн пассажиров. Очень важным считаю отметить проведенный анализ тарифной политики авиакомпаний. Он показал, что по тарифу ниже 10 тысяч рублей были проданы порядка 50% от всех авиабилетов в Крым.

 

 

Проект, который состоялся

 

Отдельно необходимо отметить проект, который, несмотря на европейские санкции, все-таки состоялся. Летом 2014-го получил свой старт низкобюджетный перевозчик «Победа», а уже перешагнул отметку в 1 млн пассажиров, что также стало возможным в том числе благодаря изменениям в законодательстве. Прежде всего, я имею в виду внедрение лучших международных практик по невозвратным тарифам, питанию, также ожидаем изменений по нормам провоза багажа.

 

 

Как обеспечить устойчивое развитие?

 

В целях обеспечения развития отрасли Правительством РФ утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, в том числе предусматривающий меры поддержки рынка авиаперевозок.

Основной мерой, на мой взгляд, является установление на 2015–2016 годы льготной ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% на реализацию внутренних воздушных перевозок. Предварительный анализ показал, что снижение НДС ВВЛ до 10% уменьшает налоговую нагрузку на авиакомпании примерно на 20 млрд рублей, способствует ликвидации убыточности деятельности.

По итогам 2014 года расходы российских авиакомпаний составили около 810 млрд рублей, доходы – 795 млрд рублей. Операционные убытки по итогам года – около 15 млрд рублей.

Следующей и не менее важной мерой антикризисного плана является увеличение субсидирования организаций транспорта, осуществляющих региональные воздушные перевозки пассажиров, в целях сохранения полетов в населенные пункты, где авиационный транспорт является единственным круглогодичным видом транспорта.

 

Программы государственной поддержки региональной авиации и программы по обеспечению доступности авиационных перевозок, реализуемые с 2009 года, показали свою эффективность.

В соответствии с планом Правительством Российской Федерации в программу поддержки региональных авиаперевозок внесены изменения, предусматривающие выделение дополнительных средств на поддержку маршрутов в труднодоступные регионы в размере 650 млн рублей.

Реализация указанных изменений позволит до конца года обеспечить финансирование до 12 безальтернативных маршрутов, которые имеют стратегическое значение для сохранения маршрутной сети и обеспечения социальных задач в труднодоступных регионах Российской Федерации. Ожидаемый объем перевозок по данным маршрутам – свыше 100 тысяч пассажиров.

Основными признаками данных маршрутов являются удаленность от административных центров субъектов, отсутствие круглогодичного автомобильного и железнодорожного сообщения и необходимость жизнеобеспечения граждан отдаленных населенных пунктов.

В 2014 году на программы субсидирования было выделено 8,7 млрд рублей (Дальний Восток – 3,37 млрд, Калининград – 0,47 млрд, Симферополь – 0,68 млрд, региональные перевозки – 3,58 млрд, ПФО – 0,62 млрд рублей), что позволило перевезти около 1,4 млн пассажиров.

При этом каждый пассажир «обошелся» федеральному бюджету в среднем не более чем в 6,2 тысячи рублей, что соответствует лучшей мировой практике (США и Европы) в области государственной поддержки авиационных перевозок, а в условиях изменений курса рубля выглядит еще более привлекательным на фоне западных показателей. Хотя, конечно, при оценке эффективности данного параметра нельзя не учитывать средний уровень заработной платы по стране. По коэффициенту авиационной мобильности на сегодня мы достигли уровня советских времен и вышли на параметр 0,7, но пока все еще отстаем от лучших мировых практик. Вот и получается, что не тарифы на билеты у нас в стране высокие, а заработная плата отстает от уровня ведущих стран. К слову сказать, средняя стоимость билетов экономического класса за 6 месяцев 2015-го выросла к 2014 году на 550 рублей и составила 6,5 тысячи рублей, в то время как только доля рублевых платежей за лизинг иностранных воздушных судов выросла в 2 раза.

 

Не могу не сказать и несколько слов о поддержке Минтрансом отечественного авиапрома, а именно о стимулировании импортозамещения: во всех программах субсидирования региональных перевозок на авиатранспорте, которые разработаны нашим ведомством совместно с Росавиацией, предусмотрен приоритет для авиакомпаний, которые подают заявку на маршрут с использованием воздушного судна российского производства, и только во вторую очередь рассматриваются все остальные обращения. Новый порядок допуска перевозчиков к выполнению международных перевозок, который уже находится на регистрации в Минюсте, также включает в себя данный критерий. На мой взгляд, это мощный стимул для региональных авиакомпаний иметь в своем парке воздушные суда отечественного производства.

·         В 2012 году была принята программа субсидирования, направленная на обновление парка воздушных судов российских авиакомпаний для региональных и местных перевозок. Как она реализуется?

·         В рамках программы могут субсидироваться самолеты независимо от государства-производителя, а 40% от общего объема бюджета конкретно закреплены за SSJ.

 

С 2012 года данной мерой государственной поддержки воспользовались 14 авиакомпаний, приобретших в лизинг 73 самолета. Общий объем выплат составил более 2,99 млрд рублей. Востребованными типами самолетов являются Сessna 208 B Grand Caravan, СRJ-200LR, Pilatus PC 12/47, L-410UVP E-20.

 

 

Субсидирование ФКП

 

Одним из основных направлений господдержки отрасли гражданской авиации является субсидирование федеральных казенных предприятий (ФКП) гражданской авиации.

Значительная часть внутренних местных и региональных перевозок осуществляется через аэропорты с малой интенсивностью перевозок, входящие в состав ФКП.

 

В период 2007–2014 годов в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации на базе 67 аэропортов созданы 7 федеральных казенных предприятий, на функционирование которых в 2014 году выделены из федерального бюджета 3,076 млрд рублей (ФКП «Аэропорты Севера», ФКП «Аэропорты Камчатки», ФКП «Аэропорты Чукотки», ФКП «Аэропорты Красноярья», ФКП «Аэропорт Амдерма», ФКП «Аэропорт Кызыл», ФКП «Аэропорты Дальнего Востока»).

В целях исключения необходимости привлечения кредитных ресурсов на предотвращение кассовых разрывов в деятельности ФКП в текущих экономических условиях Минтрансом в федеральные органы исполнительной власти направлен проект постановления по изменению правил создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий, предусматривающий предоставление субсидий ФКП гражданской авиации на основе авансирования.

 

 

И в завершение

 

Сегодня в Минтрансе активно ведется работа по исключению дублирования в субсидировании региональных пассажирских перевозок разными видами транспорта, гармонизации законодательства Российской Федерации в части межрегиональных пассажирских перевозок на разных видах транспорта. Разрабатывается стандарт транспортного обслуживания населения, и оптимизируется сеть маршрутов межрегиональных пассажирских перевозок.

Создаются условия для привлечения частных инвестиций, обеспечивающих наращивание, обновление и модернизацию производственных фондов, внедрение инновационных технологий в сфере межрегиональных пассажирских перевозок.

 

В целом развитие региональных аэропортов и те проекты, которые сегодня реализуются в регионах, являются основой для сохранения набранных за несколько последних лет темпов.

Реализация представленных мер нацелена на минимизацию рисков падения рынка авиаперевозок, связанных с изменением макроэкономической ситуации и обеспечением стабильности в отрасли.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика