Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Тернистый путь вертолёта "Ансат" на пути к пятому океану | Издательский дом

Тернистый путь вертолёта "Ансат" на пути к пятому океану

 

Начальник Татарского ТОГАН УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора Альберт Сафин

 

Состояние авиационной промышленности – показатель научного и технического могущества любого государства, катализатор развития и внедрения новейших технологий.

 

 

В непростой ситуации, сложившейся сегодня в российской экономике, именно авиационная промышленность способна показать максимальный рост: ее продукция вполне конкурентоспособна на мировом рынке, а технологический уровень наиболее высок. Эффективное использование потенциала авиационных заводов зависит от правильной организации совместных действий государства, которое сегодня вполне в состоянии загрузить отрасль достаточным количеством заказов, ведь поддержка отечественного авиастроения – обычная практика для развитых стран. Для поддержки отечественного авиастроения своевременно был издан приказ Минпромторга РФ № 663 от 31 марта 2015 года «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли гражданского авиастроения Российской Федерации».

 

 

Вертолет «Ансат»

 

Ярким примером правильной организации и внедрения совместных действий является выпуск вертолета «Ансат» ПАО «КВЗ». Впервые в истории авиастроения руководство ПАО «КВЗ» приняло уникальное, я бы сказал смелое, решение создать при заводе КБ и поручить ему начать проектирование легкого вертолета. По замыслу руководства Казанского вертолетного завода, который в 1994 году получил сертификат разработчика, новый вертолет должен заполнить незанятую на рынке РФ нишу 3–4-тонных вертолетов, таких как:

1.  Пассажирский – для перевозки пассажиров с багажом.

2.  Транспортный – для перевозки груза внутри кабины или на внешней подвеске.

3.  Патрульный – для патрулирования нефтегазоэлектротрасс, обнаружения лесных пожаров, обслуживания геологических партий, средств массовой информации, силовых министерств и др. С наблюдателем и спецоборудованием вертолет сможет выполнять задачу патрулирования со значительной продолжительностью.

4.  Санитарный – для транспортировки носилочных больных с сопровождающим медработником и необходимым оборудованием. Кабина должна быстро переоборудоваться в санитарный вариант.

5.  Учебный (летчик-инструктор и курсант) – для первоначального обучения курсантов летных училищ в аэроклубах. Вертолет должен быть оборудован спаренными органами управления.

6.  Сельскохозяйственный – для проведения авиахимработ.

7.  Корабельный (и для других работ в прибрежных зонах) – с целью проведения ледовой и рыбопромысловой разведки, перевозки грузов и пассажиров, поисково-спасательных работ. Вариант вертолета должен быть оборудован поплавковым шасси, средствами поиска и спасения.

8.  Спортивный – для тренировок спортсменов и участия в спортивных соревнованиях.

 

При необходимости расширения сфер применения вертолета по желанию заказчика на базовую конструкцию должно добавляться дополнительное оборудование, позволяющее производить полеты в различных условиях днем и ночью по маршрутам вне трасс и над безориентирной местностью.

 

Соотношение «цена/качество» является главным конкурентным преимуществом вертолета «Ансат». Анализ рынков сбыта показывает, что рынок РФ является очень перспективным по целому ряду причин:

·         в связи с ростом экономики и развитием таких отраслей, как нефте- и газодобывающая, транспортная, сельскохозяйственная и др., прогнозируется увеличение объемов вертолетных авиаработ;

·         используемый парк вертолетной техники (Ми-2, Ка-26) устарел и в ближайшие годы будет списан, а новая отечественная пока находится в состоянии опытных разработок. В настоящее время проникновение на отечественный рынок зарубежных вертолетов аналогичного «Ансат» класса сдерживается дороговизной как самой техники, так и ее ремонта и обслуживания в сравнении со старой российской техникой;

·         появляются новые сегменты рынка РФ – частная авиация и аэротакси.

 

Расширение ниши 3–4-тонных вертолетов на российском рынке дает вертолету «Ансат» реальный шанс стать лидером на этом рынке и занять его (по прогнозу сертификационного центра ГосНИИ ГА) на уровне до 20% объема при потенциальном спросе в первые десять лет 150–250 вертолетов. Потенциальный спрос на вертолет «Ансат» в странах СНГ за этот же период ожидается на уровне 50–100 штук.

 

 

Продажа и обеспечение сервисным пакетом

 

Поддержание высокого уровня качества на этапе продажи и эксплуатации должно обеспечиваться сервисным пакетом, который является одним из ключевых факторов успеха на современном рынке. Должен быть обеспечен весь необходимый комплекс услуг, предлагаемый развитой сервисной базой в РФ. Структура технического обслуживания должна предусматривать оперативные формы прямого сервиса, которые включают в себя в том числе периодические формы технического обслуживания, ремонт вертолета по состоянию и регламентные работы.

 

 Создание Авиационного учебного центра ПАО «КВЗ» обеспечило комплексность обслуживания российских и зарубежных клиентов ПАО «КВЗ» в течение всего жизненного цикла поставленной техники. Учебный центр является специализированным учебным заведением по вертолетам и имеет право заниматься профессиональной подготовкой летного и инженерно-технического состава по эксплуатации вертолетов Ми-8МТВ, Ми-172 и их модификаций, «Ансат», «Ансат-У», «Ансат» с ГМСУ по следующим программам:

·         курсы переподготовки;

·         курсы повышения квалификации.

 

В процессе обучения применяются самые современные электронные средства, которые позволяют наиболее эффективно и полно излагать изучаемый материал. Преподавательский и инструкторский персонал Центра имеет большой опыт работы на вертолетах, прошел специальную подготовку и имеет свидетельство на преподавательскую деятельность. В планах АУЦ дальнейшее развитие учебно-методической базы для наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей вертолетов:

·         приобретение комплексного/процедурного тренажера вертолета «Ансат» и Ми-38;

·         приобретение учебного макета двигателя PW-207K;

·         создание площадки для проведения АСП (аварийно-спасательной подготовки);

·         приобретение учебного вертолета «Ансат» для проведения практических занятий;

·         приобретение учебных стендов;

·         приобретение автоматизированной учебной системы (УКК) для подготовкилетного и инженерно-технического состава вертолета «Ансат».

 

Успешному продвижению легких многоцелевых вертолетов на отечественный рынок должно сопутствовать развитие соответствующей инфраструктуры. Основой для этого могло бы послужить создание Центра малой авиации (ЦМА), благодаря которому будут достигаться следующие цели:

  1. создание полноценных сервисных центров по обслуживанию легких вертолетов в РФ;
  2. развитие малой авиации в области для улучшения инвестиционного климата и повышения деловой активности региона (регионов);

3. стимулирование спроса в области на авиауслуги малой авиации, развитие туризма, сферы услуг;

4. вовлечение крупного и среднего бизнеса в развитие малой авиации;

5. создание дополнительных рабочих мест инженерно-технических специалистов высокой квалификации;

6. увеличение налоговых поступлений за счет оказания новых услуг и увеличения продаж вертолетной техники на внутренний рынок.

 

ЦМА будет должен накапливать материальную, информационную и юридическую базы для развития инфраструктуры малой авиации, изучать и пропагандировать опыт применения малой авиации: оказывать техническую поддержку малой авиации, помогать детско-юношеским клубам технического творчества по пропаганде и развитию технических видов спорта. Для решения комплекса сопутствующих задач потребуется привлечь Аэроклубы РОСТО (обучение пилотированию и обслуживанию вертолетов).

 

Большие надежды руководством республики возлагаются на авиастроительные предприятия столицы республики, которые способны производить самые надежные летательные аппараты, чтобы в кратчайшие сроки реализацию задачи импортозамещения завершить и в конечном итоге прийти к тому, чтобы максимально, насколько это возможно, локализовать производство как комплектующих, так и готовых финальных изделий для нужд оборонно-промышленного комплекса на территории Российской Федерации. Все необходимые ресурсы для этого – природные, трудовые, интеллектуальные – в Республике Татарстан есть.

 

Важной задачей Татарского территориального отдела государственного авиационного надзора управления государственного авиационного надзора и надзора обеспечения транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Ространснадзора в этот особый период является надзор по выполнению установленных общеобязательных требований к организации летной работы, качеству подготовки авиационного персонала, нормам летной годности воздушных судов, годности аэродромов, посадочных площадок и их оборудования, порядку регистрации самолетов и вертолетов, аэродромов, а также их допуск к эксплуатации.

 

Я глубоко убежден, что общими усилиями руководителей Республики Татарстан, предприятий авиационной промышленности, эксплуатантов, главных операторов аэропортов, Ространснадзора и Федерального агентства воздушного транспорта в кратчайшие сроки завершим реализацию задачи импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе на территории Российской Федерации. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика