Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Надежность – залог успеха | Издательский дом

Надежность – залог успеха

 

Генеральный директор «ТЗК Туполев Сервис» Александр Дмитриев

 

Авиатопливообеспечение существует столько же, сколько авиация – более ста лет. Авиаторы недаром говорят: «Топливо – это кровь самолета».

 

 

Статистическое отсутствие нарушений безопасности полетов из-за подачи на заправку некачественных авиаГСМ или отказов в работе двигателей ВС по вине авиатоплив, масел и смазок говорит о том, что созданная в нашей стране в советские годы и сохраненная в постсоветские времена многоступенчатая система контроля за сохранением качества авиаГСМ всех марок, на всех этапах их транспортировки от завода-изготовителя до двигателей и агрегатов воздушных судов, подтвердила ее высокую надежность, а также продуманность и рациональность набора контрольных операций и обязательное размещение контрольного органа (лабораторий ГСМ) на финише всех подготовительных процессов.

 

 

Международное признание

 

Даже мировые и европейские органы, регулирующие систему авиатопливообеспечения, на фоне постоянной критики нашей системы, впрочем как и всего советско-российского, вынуждены были признать, что при всем их желании они не смогли достичь того высочайшего запаса надежности в подготовке авиаГСМ. Последний пример: выпуская крайний вариант своих Jig(международные стандарты по авиатопливообеспечению), специалисты IATА констатировали, конечно в кулуарах, что еще надо крепко поработать, чтобы достичь российского уровня обеспечения безопасности полетов в части сохранения, подготовки и контроля за качеством авиаГСМ, предлагаемых к применению на воздушных судах.

 

 

Как сохранить систему?

 

За международным признанием стоит многолетняя, кропотливая работа целевых подразделений институтов: ГосНИИ ГА, ГПИ и НИИ Аэропроект, НИИ-25, НИИ-ВВС, ВИИНП, ЦИАМ, ВИАМ и ряда других. Это была безусловная заслуга отраслевых руководителей системной транспортировки, хранения, учета и контроля качества авиаГСМ.

Этой системы уже не вернуть, но сохранить ее качественную основу необходимо, хотя в ракурсе грядущих изменений это будет сделать непросто.

Взять хотя бы отмену с июля 2015 года отработанной системы обязательной сертификации производственной деятельности в области авиатопливообеспечения. Постановление об отмене выпущено, срок определен, но, как будет функционировать система, непонятно. Нет ни рекомендаций, ни распоряжений. Ведь опыт работы различных систем и подсистем в гражданской авиации показывает, что только их строжайшее регламентирование – залог безаварийной, безотказной и безопасной работы. А как теперь работать в условиях полной безответственной «демократии»? Вопрос?

 

Или безусловно необходимая задача экономии оборотных средств в авиакомпаниях привела к негласному распоряжению их руководства о запрете слива отстоя авиатоплив перед вылетом и после посадки ВС. Пусть путь решения этой проблемы подскажет «Росавианадзор», но нам видится, что это уже первые признаки вседозволенности, или проще, грубейшего нарушения системы подготовки воздушных судов к выполнению полетов.

К сожалению, наше мнение как специалистов в этой отрасли не было услышано в вышестоящих инстанциях, министерствах и ведомствах, дающих такие распоряжения. Мы готовим очередное обращение в эти органы со стороны ассоциации авиатопливообеспечения и надеемся на положительный результат.

 

 

Прогресс не стоит на месте

 

Жизнь продолжается, и мы понимаем, что прогресс не остановишь. Развитие гражданской авиации в России как отрасли, приход новой, более совершенной авиационной техники, да и политические проблемы, подталкивают к принятию новых экономически и технологически обоснованных решений.

 

 

О делах насущных

 

Проблема сегодняшнего дня и, я думаю, еще, безусловно, нескольких ближайших – это внедрение программы импортозамещения.

Многое из технологического оборудования для нужд ТЗК уже выпускается в РФ и выпускается хорошего качества. Но заправочные шланги, наконечники нижней заправки, дозаторы, счетчики, элементы систем управления и автоматизации – их выпуск с лету не наладишь, но выход всегда найдется.

 Переходный вариант – это Восток (КНР, Ю. Корея), а далее необходимо базово решать проблемы самим. Но для этого необходимо сформулировать техническое задание, оплатить выпуск опытных образцов, организовать испытания и что-то оформить в виде допуска к эксплуатации. И опять возникает ряд вопросов: кто? когда? за какие средства?

Можно предложить возглавить организацию решения всех этих проблем уважаемой всеми, но, к сожалению, функционирующей на общественных началах «Ассоциации авиатопливообеспечения». Можно. Но для этого необходимо поднять ее статус и, главное, определить хотя бы минимальное финансирование. Кроме как совместно с ТЗК – другого пути не вижу. Для этого необходимо в ближайшее время провести информационно-разъяснительную работу с руководителями ТЗК и их собственниками о необходимости проведения целого комплекса мероприятий, обеспечивающих понимание современных реалий.

 

Еще одна современная тенденция – это бурное развитие бизнес-авиации (БА) и авиации общего назначения (АОН). Строится большое количество малых аэродромов и посадочных площадок, и не только вокруг Москвы. Воздушные суда этого направления, так же как и их большие собратья, требуют заправки.

Наше разноплановое предприятие ООО «ТЗК Туполев Сервис» разработало целевую линейку предложений для комплексного обеспечения потребностей АОН и БА в авиатопливных услугах. Здесь основной акцент делается на обеспечение экономичности процесса при безусловном выполнении базовых требований обеспечения безопасности и регулярности полетов.

По согласованию с эксплуатантами или собственниками площадок подбирается комплект оборудования (по цене, по срокам изготовления, по эксплуатационным характеристикам и т.д.), изготавливается и монтируется под ключ. Вместе с этим предлагается комплекс услуг по подготовке персонала, техническому и технологическому обслуживанию систем, а также поставка авиакеросина и авиабензина по согласованному графику.

 

На первых шагах реализации этой программы мы разработали целый ряд заправочных средств: АТЗ-4 (рис. 1), МУЗ-920 (рис. 2), мини-склад авиаГСМ (рис. 3) – и уже запустили их в эксплуатацию.

 

Надеемся, что выбранный нами путь комплексного обеспечения полетов малой авиации услугами по авиатопливообеспечению вызовет заинтересованность у эксплуатантов, а обозначенные в начале статьи проблемы, и не только они, найдут свое логическое решение в будущем.

 

 

Рис. 1.Аэродромный топливозаправщик АТЗ-4
Данный АТЗ-4 проходит эксплуатационные испытания на одной из лучших вертолетных площадок Московской области.
 
Рис. 2.Установка МУЗ-920 на шасси автомобиля
Установка заправки МУЗ-920 (920 литров) хорошо зарекомендовала себя при обслуживании вертолетов и небольших самолетов.
 
Рис. 3.Установка МУЗ-920 на прицепе
Установка МУЗ-920 достаточно удобна в эксплуатации и незаменима на малых аэродромах и посадочных площадках.
 
Рис. 4. Комплектный мини-склад авиаГСМ
Мини-склад для авиаГСМ изготовлен на производственной базе ООО «ТЗК Туполев Сервис» в г. Жуковском, собран, испытан, разобран, доставлен на Чукотку, где смонтирован и запущен в эксплуатацию
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика