Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Роль ЦКБ ГА в сохранении здоровья авиационного персонала гражданской авиации | Издательский дом
#

Роль ЦКБ ГА в сохранении здоровья авиационного персонала гражданской авиации

 

Заместитель главного врача ФБУ «Центральная клиническая больница гражданской авиации» по авиационной медицине, кандидат медицинских наук Дмитрий Пастушенков

 

Решение проблемы сохранения профессионального здоровья авиационного персонала гражданской авиации является одной из основных задач ЦКБ ГА, направленной на увеличение профессионального долголетия и обеспечение безопасности полетов.

 

 Известно, что профессиональное здоровье летчика – это способность организма сохранять компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность во всех условиях профессиональной деятельности.

 

 

Особенности летной деятельности

 

Труд пилота имеет ряд признаков: высокое нервно-эмоциональное напряжение, необычная пространственная ориентировка, наличие особых профессиональных условий.

Стрессогенными факторами для пилотов являются выполнение ответственных этапов в обычном полете (заход на посадку в сложных метеорологических условиях и другие) и особенно при возникновении различных усложнений полета (отказ или пожар двигателя, закрытие аэропорта назначения по метеоусловиям и другие).

 Нарушение пространственной ориентировки является причиной от 22 до 30% тяжелых летных происшествий. Осуществление пространственной ориентировки при отсутствии визуального наблюдения за наземными ориентирами представляет собой исключительно сложную для пилота аналитико-синтетическую деятельность.

 

 Работа в навязанном темпе вызывает преждевременное утомление и может привести к ошибочным действиям или решениям.

 Еще одна особенность труда лиц летного состава – наличие необычных профессиональных условий. К ним относятся: пониженное атмосферное давление и парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе, шум, вибрация, болтанка самолета и ускорения при выполнении различных маневров, наличие токсических веществ в воздухе пилотской кабины, непостоянство рельефа местности и климатогеографических зон, частая смена часовых поясов и др. Комплексное воздействие неблагоприятных факторов способствует развитию утомления и понижает работоспособность членов экипажа. В процессе летной деятельности влияние вредных факторов летного труда и хроническое истощение функциональных резервов приводят к преждевременному биологическому старению организма. Высокое нервно-эмоциональное напряжение пагубно влияет на сердечно-сосудистую систему, нарушает компенсаторные механизмы, в результате чего развиваются эмоционально-вегетативные нарушения, гипертоническая болезнь и атеросклероз.

 

 

Как сохранить здоровье авиационного персонала?

 

На современном этапе развития науки и техники мы не можем вывести пилота из этой, крайне вредной, профессиональной среды и обеспечить экипаж адекватными средствами защиты от каждого вредного фактора. Мы можем предложить систему сохранения здоровья авиационного персонала. Существенную роль в сохранении здоровья летного состава и в поддержании высокой устойчивости организма к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности имеют проводимые мероприятия по нормированию рабочего времени, медицинскому освидетельствованию, первичной и вторичной профилактике заболеваний, восстановительное лечение и реабилитация летного состава.

 При выполнении стоящих задач особая роль принадлежит Центральной клинической больнице гражданской авиации как головному учреждению отрасли. В современных условиях ЦКБ ГА осуществляет мониторинг здоровья авиационного персонала всей страны, особенно старшей возрастной группы, и выполняет функцию государственного контроля качества врачебно-летной экспертизы в 40 врачебно-летных экспертных комиссиях России, как правило принадлежащих авиакомпаниям.

 

 

Оснащение ЦКБ ГА

 

Больница оснащена самым современным, в том числе уникальным, диагностическим и лечебным оборудованием. Это позволяет выявлять заболевания на самых ранних стадиях, своевременно проводить профилактические мероприятия и обоснованно выносить экспертное решение о годности или негодности к летной работе. Кроме того, внедрение высоких медицинских технологий в практику врачебно-летной экспертизы позволяет сохранить в строю пилотов с заболеваниями, которые еще несколько лет назад были абсолютным противопоказанием к летной работе. В состав нашей больницы входят: Центральная ВЛЭК, стационар на 480 коек с отделением реанимации и интенсивной терапии, консультативная поликлиника мощностью на 350 посещений в смену, лечебно-диагностические подразделения, отдел лабораторной диагностики. ЦВЛЭК ГА является высшим государственным полномочным органом ВЛЭ ГА РФ. ЦВЛЭК предоставлено право применения индивидуальной экспертной оценки состояния здоровья лиц летного состава по всем статьям наименования болезней и после стационарного обследования, которое проводится по возрасту и медицинским показаниям в сложных экспертных случаях. Несмотря на высокую стоимость этой экспертизы, осуществление ее позволяет сохранить в строю наиболее опытные летные кадры. Для этого в ЦКБ ГА развернуто отделение экспертизы и восстановительного лечения летного состава, проводящее углубленное обследование, мероприятия по сохранению здоровья и реабилитации, а также лечение с учетом профессиональной специфики. Повышение качества врачебно-летной экспертизы за счет роста квалификации врачей-специалистов экспертов и внедрения в практику последних достижений медицинской науки (суточного мониторирования ЭКГ, АД, ультразвуковых исследований, компьютерной томографии, МРТ, ангиографии с внутрисосудистым ультразвуковым исследованием, определения функциональных резервов сердца и др.) позволило сохранить на летной работе многие сотни пилотов и избежать при этом ухудшения качества экспертизы. Это привело к тому, что за последнее десятилетие средний возраст пилотов, освобожденных от летной работы по состоянию здоровья, увеличился до 54 лет. Сохранение на летной работе лиц летного состава старшей возрастной группы имеет большой экономический эффект и, несомненно, способствует обеспечению безопасности полетов в медицинском отношении.

 

 

Летное долголетие

 

Организационные и экспертные принципы врачебно-летной экспертизы России, включающие в себя медицинские стандарты, индивидуальную оценку, комиссионный способ медицинского освидетельствования, коллегиальность, консенсус и другие, позволяют прогнозировать высокую надежность состояния здоровья летного состава. Ежегодно в России «отказы здоровья» в виде острого инфаркта миокарда, стенокардии, пароксизмального нарушения сердечного ритма, внутреннего кровотечения, острого психоза, эпилептического припадка наблюдаются у 0,17–0,18%, а летальные исходы регистрируются у 0,04–0,07% лиц летного состава. Этот показатель отражает надежность качества экспертизы летной пригодности РФ в сравнении с мировыми стандартами. Летное долголетие в России на 7–8 лет больше, чем в мировом лидере по авиаперевозкам – США. Внезапная смерть у лиц летного состава, имеющих действующий медицинский сертификат пригодности к летной работе, в России случается в 9 раз реже, чем в США.

 

Существенную роль в сохранении здоровья летного состава и в поддержании высокой устойчивости организма к неблагоприятным факторам профессиональной деятельности играют проводимые мероприятия первичной и вторичной профилактики заболеваний, восстановительное лечение и реабилитация летного состава. В ЦКБ ГА разработана и с 2003 года применяется научно обоснованная Программа «Профессиональное долголетие летного состава», которая использует высокоэффективные, немедикаментозные методы, повышающие общую неспецифическую резистентность организма и способность противостоять разрушающему воздействию вредных факторов летного труда. Еще одна программа посвящена здоровому образу жизни пациентов с метаболическим синдромом и направлена на профилактику заболеваний, связанных с нарушением углеводного обмена и развитием сахарного диабета, что составляет первичную профилактику заболеваний.

 

 

Единое информационное пространство

 

В развитии функции мониторинга состояния здоровья авиационного персонала всей страны следует отметить, что ЦКБ ГА стала инициатором создания интеграционной информационной системы для объективизации данных ЦВЛЭК (ВЛЭК), которая объединит в единое информационное пространство все области медицинского обеспечения полетов – медицинское освидетельствование авиационного персонала во ВЛЭК, динамическое медицинское наблюдение в межкомиссионный период, предполетный медицинский осмотр членов экипажей. ИС ЦВЛЭК предназначена для проведения мероприятий по контролю за состоянием здоровья авиационного персонала. Контроль будет осуществляться персонально по каждому сотруднику, обязанному проходить врачебно-летную экспертизу, с момента его первого медицинского освидетельствования при поступлении в учебное учреждение ГА и до момента увольнения из системы ГА. Таким образом, создается «электронный паспорт здоровья летчика».

 

Таким образом, выполняя важную задачу своей медицинской деятельности по сохранению здоровья авиационного персонала гражданской авиации, ЦКБ ГА стремится обеспечить безопасность полетов и комфорт пассажиров.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика