Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Организация плавания судов в акватории Северного морского пути | Издательский дом

Организация плавания судов в акватории Северного морского пути

 

Руководитель ФГКУ «Администрация Севморпути» Александр Ольшевский

 

Северный морской путь определяется как «истори­чески сложившаяся» национальная единая транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике

 

 

В целях реализации Федерального закона от 28 июля 2012 года № 132-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственного регулирования торгового мореплавания в акваториях Северного морского пути» распоряжением Правительства РФ от 15 марта 2013 года № 358-р создано ФГКУ «Администрация Северного морского пути», подведомственное Федеральному агентству морского и речного транспорта с выполнением полномочий по организации плавания судов в акватории СМП всем заинтересованным перевозчикам, в том числе и иностранным.

 

 

Границы СМП

 

Интерес к Арктике постоянно возрастает как с политической, так и с экономической точки зрения. Сегодня заинтересованными в Арктическом регионе являются страны, территориально удаленные от него на значительное расстояние. В связи с чем вопросы прохождения границы являются весьма актуальными. Следует отметить, что впервые законом установлены границы акватории СМП, до этого границы устанавливались Правилами плавания по трассам СМП, утвержденными министром морского флота СССР.

 

Законом организация плавания судов в акватории Северного морского пути возложена на Администрацию Северного морского пути, созданную в форме федерального казенного учреждения и выполняющую следующие основные функции:

·         прием заявлений о получении разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, рассмотрение таких заявлений и выдача разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, таким образом, законом введен разрешительный порядок плавания в акватории СМП;

·         мониторинг гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в акватории Северного морского пути;

·         согласование установки средств навигационного оборудования и районов проведения гидрографических работ в акватории Северного морского пути;

·         предоставление информационных услуг (применительно к акватории Северного морского пути) в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов, навигационно-гидрографическому обеспечению плавания судов, обеспечению осуществления ледокольной проводки судов;

·         выработку рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории;

·         содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории Северного морского пути;

·         выдачу удостоверений лицам, осуществляющим ледовую лоцманскую проводку судов, о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;

·         содействие в проведении операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами, сточными водами или мусором.

 

В соответствии с законом Министерством транспорта Российской Федерации были разработаны и утверждены Правила плавания в акватории Северного морского пути, которыеустанавливают критерии допуска судов и порядок получения разрешений на плавание судов по Северному морскому пути.

 

 

Выдача разрешений

 

15 апреля 2013 года, на следующий же рабочий день после регистрации Правил в Минюсте России начал работу официальный веб-сайт Администрации Севморпути, которая приступила к выполнению своих функций, в том числе и по выдаче разрешений на плавание в нашей акватории.

 Для выдачи разрешения необходимо подать заявление, не ранее 120 календарных дней и не позднее 15 рабочих дней до даты захода в акваторию СМП. Заявления размещаются на официальном сайте и рассматриваются в течение 10 рабочих дней.

Информация о выданных разрешениях и об отказе в выдаче в соответствии с Правилами плавания размещается на официальном сайте не позднее двух рабочих дней с момента принятия решения.

 

 

Мониторинг судов

С конца 2014 года подведомственное Росморречфлоту ФГУП начало в отраслевой системе мониторинга судов МоРе представлять по судам, находящимся в Арктике, данные спутникового сегмента Автоматической идентификационной системы (АИС). Это значительно повысило оперативность наблюдения за судами — время сократилось в отдельных случаях до 2 часов (вместо 6 часов по LRIT). Но данные «Морсвязьспутник» получает по договору от канадской компании ExactEarth, у которой шесть спутников в системе. Очевидно, что необходимо развивать подобную отечественную систему, пока же Роскосмос в тестовом режиме получает подобную информацию только с одного спутника.

 

 

Развитие перевозок

 

Увеличение числа ледоколов и транспортных судов, развитие портовых транспортно-технологических комплексов и систем обеспечения безопасности мореплавания определяются темпами развития экономической деятельности в арктической зоне и ростом грузовой базы для СМП.

Один из основных грузовладельцев в акватории СМП в настоящее время – это Норильский металлургический комбинат, который с 2006 года эксплуатирует собственные современные транспортные суда (двойного действия), 5 контейнеровозов и 1 танкер с высокой ледопроходимостью (до 1,7 м). Первоначально судовладелец намеревался полностью отказаться от услуг ледокольного флота, однако был вынужден заключить договор на поддержание атомным ледоколом ледового канала протяженностью более 300 миль в припае Енисейского залива и реки Енисея. Причем попытки привлечь дизель-электрический ледокол не увенчались успехом в связи с тем, что он не смог обеспечить коммерчески оправданную скорость судов.

 

В зимнюю навигацию 2013/14 годов впервые стали завозить грузы зимой на созданные прошлым летом причалы подготовительного периода для строительства порта и завода СПГ в Сабетте.

Летом 2014 года начали вывоз нефти Новопортовского месторождения.

В будущем ожидается вывоз до 8,5 млн тонн в год.

 

 

Надежда на глобальное потепление

 

Работа на трассе СМП во многом зависит от состояния ледовой обстановки. Как известно, существует распространенное мнение о глобальном потеплении, освобождении ото льда СМП и возможности круглогодичного безледокольного плавания. Уменьшение площади ледового покрова в Арктике в будущем далеко не так однозначно само по себе. Ученые Арктического и Антарктического НИИ, одного из ведущих научных центров по изучению Арктики в России и в мире, имеют иную точку зрения. В ближайшем будущем нас ждет увеличение площади льдов в Арктике в летнее время.

Кроме этого, само уменьшение массы льда и его площади летом не дает оснований говорить о том, что нет серьезных препятствий даже для атомных ледоколов в зимний период.

К примеру, в сентябре 2012 года была зафиксирована рекордно минимальная за всю историю наблюдений площадь арктических льдов. В таких условиях действительно возможно безледокольное плавание судов. Но после этого наступила зима 2012/13 года, и вся трасса СМП была покрыта однолетним льдом толщиной до 2 м. 

 

Также сложность плавания в подобных условиях можно оценить на примере проводки атомным ледоколом «Индига» в июле 2014 года. Однолетний толстый лед находился в начальной стадии таяния, но представлял серьезное препятствие для судоходства. В результате первые 900 миль караван прошел со средней скоростью около 10 узлов в час. А на протяжении 300 миль в Новосибирском и Айонском ледовых массивах средняя скорость составила всего 1,5 узла.

Таким образом, необходим взвешенный подход к использованию СМП. В целях успешного выполнения рейса необходимо учитывать все риски при выборе категории ледовых усилений судов, ледокольного обеспечения, маршрутов и сроков плавания.

 

 

Условия функционирования

 

Для успешного и безопасного функционирования Севморпути необходимо развитие атомного ледокольного флота, который наряду с проводкой судов может решать следующие задачи:

·         несения аварийно-спасательной готовности и готовности по ликвидации разливов нефти;

·         доставки пострадавших на береговые медицинские пункты, в том числе с использованием бортовых вертолетов.

 

Как показывает опыт многих десятилетий, в ледовых условиях для этих целей нет средств лучше ледоколов, работающих в акватории СМП.

Поэтому в настоящее время Российская Федерация строит три атомных ледокола нового поколения мощностью 60 МВт с новой реакторной установкой, способных уменьшать осадку до 8,5 м для работы на мелководье в устьевых участках рек.

 

 

Подводя итоги

 

Арктический регион в транспортном отношении развивается комплексно и с учетом прилегающих к побережью территорий. Для развития мореплавания в акватории Севморпути должны быть выполнены следующие мероприятия:

1. Разработка прогноза грузоперевозок в акватории Северного морского пути на краткосрочную и среднесрочную перспективу, включающего: транзитные перевозки, вывоз углеводородов арктических месторождений, доставку и вывоз грузов в/из портов (пунктов) в акватории Северного морского пути.

2. Разработка предложений по развитию атомного ледокольного флота на основании выполненных прогнозов грузоперевозок.

3. Развитие отечественных спутниковых систем связи в высоких арктических широтах, включая создание отечественного спутникового сегмента автоматической идентификационной системы (АИС).

4. Круглогодичное размещение на всех линейных ледоколах, работающих в акватории Севморпути, оборудования и персонала для несения аварийно-спасательной готовности (АСГ), включая водолазные работы, и готовность к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ЛРН). Указанный персонал должен быть включен в состав экипажей ледоколов. Финансирование выполнения функций АСГ и выполнение аварийно-спасательных работ (АСР) и ЛРН должно быть предусмотрено за счет федерального бюджета.

5. Наделение Пограничной службы ФСБ России полномочиями по пресечению несанкционированного плавания в акватории Северного морского пути судов, не имеющих установленного законодательством разрешения Администрации Севморпути.

 

Российская политика на арктическом направлении предельно открытая, публичная и предсказуемая. В целом Россия не видит в Арктическом регионе неразрешимых противоречий и неизменно выступает за то, чтобы Арктика оставалась сферой мирного сотрудничества.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика