Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: На службе великой страны | Издательский дом

На службе великой страны

 

Директор ФГБУ Институт физико-технических проблем Севера им. В.П. Ларионова Сибирского отделения Российской академии наук член-корр. РАН, д.т.н. Михаил Лебедев

 

ИФТПС СО РАН образован в 1970 году на базе Отдела хладостойкости машин и металлоконструкций, отдела энергетики Якутского филиала СО АН СССР и лаборатории тепло- и массообмена Института мерзлотоведения СО АН СССР.

 

 

В связи с освоением регионов Крайнего Севера, широким применением техники, большегрузных самосвалов, строительных, горных машин и трубопроводного транспорта появилась необходимость создания института.

За достойное решение поставленных задач в решении вопросов ремонтной сварки при низких температурах, предотвращения аварий в условиях хрупкости металла в обеспечении контроля строительства и эксплуатации газопровода Таас Тумус – Якутск, в дальнейшем Мастах – Берге – Якутск, длиной 2270 км, ряд сотрудников института получили Государственную премию СССР, премию Ленинского комсомола и премию Комсомола Якутии.

 

 

Историческая справка

 

По предложению Якутского обкома КПСС и Президиума Якутского филиала СО АН СССР в 1969 году был создан Отдел физико-технических проблем Севера на базе объединения отдела хладостойкости машин и металлоконструкций, отдела энергетики и лаборатории тепломассообмена Института мерзлотоведения АН СССР, который в 1970 году стал Институтом физико-технических проблем Севера СО АН СССР. В том же 1970 году институт возглавил доктор технических наук, в дальнейшем академик, председатель Якутского научного центра Николай Васильевич Черский.

 В 1977 году было начато строительство здания ИФТПС по ул. Октябрьской, д. 1, которое было введено в эксплуатацию в 1978 году, а в 1981 году было начато строительство второго здания института по ул. Автодорожной, д. 10 (в настоящее время Автодорожная, д. 20), введенного в строй в 1982 году. Там в основном располагаются экспериментальные цеха и станция натурных испытаний.

 

 

Актуальные задачи

 

 На огромной территории Сибири и Дальнего Востока наш институт является единственным учреждением, которое более 40 лет проводит фундаментальные исследования по разработке и освоению новых материалов, техники и технологий, работающих в условиях очень холодного климата. На данный момент институт продолжает разрабатывать и внедрять новые материалы, новые технологические процессы. Однако существует и ряд проблем, связанных с износом оборудования, выходом из строя конструкций и машин. На сегодняшний день износ первой нитки газопровода составляет 100%, второй нитки – 65%. С 2001 года ведется строительство третьей нитки.

 В настоящее время научные исследования института направлены на изучение физико-технических проблем материаловедения, технологии и энергетики Севера.

 

Также большое значение имеет решение вопросов теплофизики воды и льда как в использующихся строительных материалах, так и в мерзлых грунтах, на которых возводится вся инфраструктура в криолитозоне.

 

 

Научные школы Якутии

 

В настоящее время в Якутии действуют научные школы северного материаловедения, мерзлотоведения, аэрономии, геологии алмаза и благородных металлов, горного дела Севера и другие. Школа механиков-материаловедов была заложена в конце 60-х годов академиком Н.В. Черским и его учеником, также ставшим академиком, В.П. Ларионовым, именем которого назван наш институт. В настоящее время его возглавляет ученик В.П. Ларионова, бывший аспирант Института металлургии им. А.А. Байкова РАН, член-корр. РАН, д.т.н. М.П. Лебедев.

 

 

Уникальные возможности России

 

В последнее десятилетие интерес к проблемам российского Севера и Арктики значительно возрос. Это связано не только с интенсивным освоением природных богатств, строительством железной дороги до Якутска, но и с огромными перспективами, связанными с Северным морским путем, речными перевозками. С освоением обширных северных территорий и морского пути через Ледовитый океан издавна связывалось будущее России и человечества в целом. Перспективными являются и разработки газоконденсатных, нефтяных и гидратных месторождений в шельфовой зоне, не говоря уже о проблеме глобального потепления, в результате которого существенно изменяется и положение экономически выгодных зон. Таким образом, усиление внимания к Арктике и Республике Саха (Якутия) представляется вполне оправданным.

 

 

В неизведанные края

 

В 2015 году исполняется 90 лет Якутской комплексной экспедиции, инициированной председателем Совнаркома ЯАССР М.К. Аммосовым и организованной Академией наук СССР в 1925 году. Инициатива проведения новой экспедиции была поддержана Президентом Российской Федерации В.В. Путиным.

 

 Если целью комплексной экспедиции 90 лет назад было изучение производительных сил, включая человеческие и материальные ресурсы Якутии, совместными усилиями Академии наук СССР и учеными и специалистами Якутской Республики, то современная экспедиция направлена на оценку возможностей и перспектив дальнейшего развития Севера и Арктики. Возможно, экстенсивный путь развития уже исчерпал себя и требуются новые прорывные технические решения, новые эффективные экологичные и энергосберегающие технологии, инновационные подходы к сохранению тепла и холода в условиях многолетней мерзлоты, добыче минерального и биологического сырья, развитие транспортной пассажирской и грузовой инфраструктуры на новой технологической основе. Не следует забывать, что результаты первой комплексной экспедиции определили судьбу огромного региона, позволили разработать первую программу его освоения, показали пример государственного подхода к развитию богатейших северных территорий. Экспедиционные исследования также положили начало процессу формирования сети научных учреждений Якутии.

 

 

Награды и признания

 

Ежегодно институт представляет свои разработки на всероссийских и международных выставках, форумах, конференциях, получая гран-при и медали. Среди них не только результаты фундаментальных исследований, например новые материалы, устройства и технологии, но и примеры инновационных подходов. Так, на заседании Государственной комиссии по вопросам развития Арктики был представлен радиоуправляемый спасательный снаряд (РУСС-1), внедряемый совместно со службой спасения Якутии. Раз в два года Институтом проводится Евразийский симпозиум по проблемам надежности материалов и машин для регионов холодного климата. Очередной, VIIсимпозиум прошел в 2014 году на базе Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

 

В настоящее время одной из главных задач института является создание и оснащение базы натурных испытаний техники в условиях Севера и Арктики, входящей в национальную сеть испытательных центров РФ. Эта работа производится пока в рамках региональных и федеральных программ, собственных инициативных работ, хотя нуждается в целевом государственном финансировании.

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика