Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Проект государственного значения | Издательский дом

Проект государственного значения

 

 

Генеральный директор ООО «Сахатранс» Юрий Тямушкин

 

 Строительство угольного терминала в бухте Мучке (Ванино) является одним из крупнейших и важнейших проектов, реализуемых в Хабаровском крае. Реализация проекта идет при полной поддержке правительства Хабаровского края и под личным контролем губернатора края.

 

Морская транспортная составляющая экспорта угля из бухты Мучке порта Ванино является основой стратегии экспорта угля. Бухта Мучке на побережье Татарского пролива обладает специфическими естественными условиями по отношению к другим замерзающим портам, что связано с наличием мощных течений и частично не замерзающей акваторией в районе строительства гидротехнических сооружений.

 Проект «Сахатранс» включен в Федеральные целевые программы «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» и «Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 годы)», в рамках которых предусмотрено финансирование отдельных объектов федеральной составляющей проекта. Также данный проект включен в Перечень приоритетных инвестиционных проектов, реализуемых на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации № 484-р от 23 марта 2015 года. Финансирование объектов инфраструктуры терминала (железнодорожной и энергетической) будет предусмотрено в рамках Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года».

 

 

 Ход строительства

 

 Осознавая всю значимость социально-экономического эффекта, который дает строительство и эксплуатация терминала, в 2013 году было подписано Соглашение о сотрудничестве между правительством Хабаровского края, которое оказывает всестороннюю поддержку в реализации проекта и ООО «Сахатранс».

 В настоящее время ООО «Сахатранс», входящее в структуру «Волга Групп», продолжает успешную реализацию инвестиционного проекта строительства специализированного угольного терминала, ориентированного на перевалку экспортного угля с месторождений Якутии, добываемого УК «Колмар», которая также входит в структуру «Волга Групп», в направлении стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

 Строительство терминала запланировано в два этапа. Первый этап мощностью 12 млн тонн в год будет завершен в середине 2018 года. Завершение второго этапа (полное развитие) мощностью 24 млн тонн в год предполагается в 2020 году.

 Проектная глубина у причалов и в акватории терминала – до 22 м, что позволит вести обработку судов грузовместимостью до 168 тысяч тонн за 1,5 суток, значительно увеличит размер судовых партий и, как следствие, сократит затраты на морскую перевозку.

 В 2014 году были завершены основные подготовительные мероприятия и работы. Завершено проектирование сложного терминального комплекса, включая железнодорожную станцию «Сахатранс» и железнодорожные пути общего и необщего пользования; внешние сети энергоснабжения, водоснабжения, канализации и связи, а также обустройство участка морского пункта пропуска Ванино через государственную границу Российской Федерации.

 

Пройдены все этапы государственных экспертиз, и получены положительные заключения государственной экологической экспертизы и Главгосэкспертизы России: по инженерным изысканиям, по экологической безопасности, по проектной и сметной документации по всем объектам терминала.

 Помимо государственных экспертиз, проектная документация успешно прошла все необходимые согласования: ОАО «РЖД», Росграницы, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, ФСБ России, Ванинской таможни и других контрольно-надзорных органов.

 Сформированы и приобретены в собственность и на правах аренды все земельные участки, на которых осуществляется реализация проекта, в том числе для строительства линейных объектов: железнодорожных путей, автодорог, ЛЭП. Общая площадь земельных участков составляет 344 га.

 

 

Снижение налоговой нагрузки

 

 Помимо вышеперечисленных мероприятий, мы также ищем пути снижения налоговой нагрузки в период начала эксплуатации терминала и выхода его на проектные мощности. Для этого нами подана заявка в правительство Хабаровского края на заключение Соглашения об осуществлении деятельности в Портовой особой экономической зоне.

 Соответствующая заявка на вхождение резидентом в расширяемую ПОЭЗ «Советская Гавань» уже подавалась ООО «Сахатранс» в 2012 году. Однако соответствующее постановление Правительства Российской Федерации о расширении ПОЭЗ «Советская Гавань» (присоединение территории морского порта Ванино, в границы которого включен строящийся терминал «Сахатранс») не было принято.

 Несмотря на текущую экономическую ситуацию, реализация проекта не останавливается. Все подготовительные работы завершены: выполнен большой объем буровзрывных работ; перемещено более 4 млн куб. м грунта. На текущий момент выполнено работ на сумму более 3,4 млрд рублей за счет средств инвестора. Сформирована насыпь железнодорожного полотна станции «Сахатранс».

 

 

Техническая база

 

 Оснащение терминала современным перегрузочным оборудованием, отвечающим всем требованиям экологической и промышленной безопасности, позволит быстро и качественно вести погрузо-разгрузочные работы. Основное технологическое оборудование: вагоноопрокидыватели, конвейерные системы, пересыпные станции, стакер-реклаймеры для осуществления складских операций, судопогрузочные машины производительностью 6000 тонн в час с системами пылеподавления.

 

 В случае подхода смерзшегося груза предусмотрено применение размораживающих и разрыхляющих устройств.

 

 

Кадровая поддержка

 

В рамках реализации проекта ООО «Сахатранс» приняло на себя обязательства по созданию более 500 рабочих мест и трудоустройству, прежде всего работников Хабаровского, Приморского края. Учитывая дефицит благоустроенного жилья в Ванино, вопрос формирования прочного коллектива высококвалифицированных работников решается путем строительства таунхаусов. На текущий момент завершается первая очередь жилого городка, которая состоит из 34 таунхаусов: выполняются отделочные работы внутренних помещений и благоустройство. Осуществление кадровой поддержки тем более важно в соответствии с правительственными поручениями о развитии человеческого капитала на Дальнем Востоке.

 

Любой кризис – это новые возможности

 

 Нельзя не коснуться сложностей, с которыми столкнулись многие компании в 2014–2015 годах. Текущий экономический кризис и применение к нашей компании адресных санкций со стороны Европы и США пришлись на момент, когда у ООО «Сахатранс» уже были достигнуты договоренности по финансированию проекта и поставкам основного технологического оборудования.

 

 Вмешавшийся кризис свел к минимуму положительные результаты переговоров с европейскими кредитными организациями и поставщиками оборудования и привел к задержке графика реализации проекта как минимум на полгода.

 

 Однако, благодаря предпринятым активным действиям, в настоящее время мы успешно ведем переговоры с китайскими партнерами и государственными финансирующими организациями и строителями, рассматриваем возможное выполнение ЕРС-контракта в тандеме китайскими и российскими компаниями. Проведя исследование китайского рынка портового оборудования и изучив опыт его работы в нескольких крупнейших морских портах, мы ведем переговоры с китайскими производителями, с учетом максимально возможного импортозамещения.

 

В целях обеспечения загрузки терминала уже сейчас подписываются основные контракты перевалки, начиная с 2018 года, с крупными угольными компаниями, среди которых УК «Колмар».

 Понимая важность поставленных Правительством Российской Федерации задач по развитию Дальнего Востока, мы продолжаем реализацию проекта и будем использовать все возможности для увеличения его инвестиционной привлекательности.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика