Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Доступность и качество | Издательский дом

Доступность и качество

 

Заместитель руководителя Росжелдора Игорь Мицук

 

Пригородный железнодорожный транспорт в большинстве субъектов Российской Федерации играет важнейшую роль в обеспечении населения безопасными и доступными транспортными услугами.

 

 

В пригородном сообщении железнодорожный транспорт, согласно официальной статистике, перевозит около 1 млрд пассажиров в год, из которых свыше 600 млн приходится на крупнейший транспортный узел страны – Московский. Пассажирооборот железнодорожного пригородного транспорта составляет около 32 млрд пасс.-км, вагоно-км работа – около 1,2 млрд вагоно-км.

 

Роль пригородного железнодорожного транспорта за последние годы серьезно изменилась. Если в поздний советский период и в девяностые годы пригородные перевозки рассматривались прежде всего как транспорт для поездок на дачу, что обеспечивало продовольственную безопасность крупных городов; то сейчас этот вид транспорта больше ориентирован на маятниковую трудовую миграцию. Он является одним из ключевых факторов развития пригородных зон, обеспечивает реализацию конституционного права граждан на свободу перемещения. Во многих крупных агломерациях в пригородном комплексе формируются условия для развития конкурентного бизнеса в отдельных ценовых сегментах.

Одновременно изменяются требования и общественные предпочтения в области пассажирских перевозок. Эти изменения обусловлены как развитием самого транспортного комплекса, ростом конкуренции со стороны личного и общественного автотранспорта, так и общим ростом благосостояния населения, рядом других внешних факторов.

 

 

Нормативно-правовое обеспечение развития пригородных перевозок

 

Изменение роли и требований к деятельности пригородного пассажирского комплекса определили направления развития нормативно-правового обеспечения этого вида деятельности. Это развитие велось одновременно в двух направлениях – формирование эффективной регуляторной модели развития железнодорожного транспорта и развитие нормативно-правовой среды деятельности субъектов Российской Федерации, обеспечивающей интеграцию пригородного железнодорожного транспорта в региональную систему регулирования и бюджетирования.

Вектор развития железнодорожного транспорта был задан «Программой структурной реформы», принятой Правительством России в 2001 году. В ней определены основные направления реформирования железнодорожного транспорта до 2010 года. Программа, в частности, определяла одним из приоритетов значительную либерализацию рынка пригородных перевозок, создание на нем условий для развития конкуренции. Для этого из единой структуры железнодорожного комплекса выделялись в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов предприятия – пригородные перевозчики. К настоящему моменту функционирует 25 ППК.

Дальнейшее развитие комплекса определяется принятой в 2008 году «Стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года» и «Транспортной стратегией до 2030 года». Эти документы, с учетом складывающихся тенденций развития транспортного комплекса и результатов реформирования отрасли, определили основные цели и задачи в этом направлении.

 

Правовую основу для интеграции пригородных перевозок в регуляторную среду субъектов Российской Федерации заложил 184 Федеральный закон «Об общих принципах организации и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принятый в 1999 году и после этого несколько раз скорректированный поправками (последний раз – в апреле 2015 года).

Согласно этому закону, субъект Российской Федерации организует транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и осуществляет контроль в сфере перевозок пассажиров. Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 этого закона определено, что «…к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации…, относится решение вопросов …организации транспортного обслуживания населения… транспортом… в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении…». Кроме того, в законе определено, что для осуществления полномочий в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться пассажирский транспорт и другое имущество, необходимое для осуществления пассажирских перевозок межмуниципального сообщения.

 

Для регулирования взаиморасчетов субъектов Российской Федерации и транспортных компаний Федеральной службой по тарифам изданы приказы № 235-т/1, определяющий методику оценки экономически обоснованных затрат в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, и 265-т/1, в котором определены тарифы на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. Указанные документы заложили основу тарифной политики при формировании регионального транспортного заказа.

В мае 2014 года Правительством России была принята «Концепция развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом», которая детализирует основные положения Транспортной стратегии и определяет концептуальные основы и принципы развития пригородных железнодорожных перевозок.

 

Концепция определяет ключевые принципы организации деятельности комплекса пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и направлена на создание предсказуемых условий для участников отрасли, создание стимулов для повышения эффективности отрасли, устойчивых механизмов регулирования и финансирования отрасли, в том числе межбюджетных и межсубъектных.

Важнейшим моментом в Концепции является передача полномочий и обязанностей по формированию транспортных планов, установлению тарифов и заключению транспортных контрактов субъектам Российской Федерации. В свою очередь, Минтранс России должен быть наделен дополнительными полномочиями по согласованию параметров плана и заказа субъектов.

 

 

Актуальные инициативы

 

Ключевым приоритетом государственной политики в области развития пригородного транспорта является повышение уровня обеспеченности населения транспортными услугами, развитие качества, безопасности и доступности транспортного обслуживания. Одновременно в сложившихся условиях высокие требования должны предъявляться и к экономической эффективности, и к конкурентоспособности отрасли.

В этой связи государство проводит большую работу по совершенствованию нормативного и методического обеспечения организации транспортного обслуживания населения в пригородном комплексе.

Одним из ключевых моментов в этом направлении является решение о том, что всеми субъектами Российской Федерации должны разрабатываться комплексные планы транспортного обслуживания населения в части пригородных перевозок. Здесь необходимо обратить внимание на три важных аспекта.

 

Во-первых, такие планырассматривают пригородные перевозки в комплексе, во взаимосвязи всех видов транспорта, с учетом возможностей организации транспортного обслуживания различными способами.

Во-вторых, они снимают проблему убийственной для железнодорожного транспорта конкуренции в ситуациях, когда железнодорожные перевозки являются социально необходимыми и полный отказ от них невозможен по объективным причинам.

В-третьих, разработка таких планов и их последующее утверждение высшими органами исполнительной власти с обязательным согласованием в Минтрансе гарантируют, что субъекты будут нести реальную ответственность за организацию транспортного обслуживания населения. Серьезным образом повысятся прозрачность и качество регулирования, качество инвестиционных решений.

Комплексные планы транспортного обслуживания населения субъектами Российской Федерации в части пригородных перевозок будут также являться основой регионального заказа, который будет строиться на принципах долгосрочности, прозрачности, экономической заинтересованности субъектов транспортного рынка в развитии транспортного обслуживания, стандартизации качества обслуживания. Унифицированный и понятный всем участникам рынка подход к формированию регионального заказа должен стать основой для сбалансированного развития комплекса.

Важным шагом вперед является также и то, что подходы в регулировании в дальнем и пригородном сообщении по всем видам транспорта сближаются. Это является первым шагом к реформированию единого транспортного пространства, единой транспортной системы, функционирующей по правилам рынка, но без присущих ему отрицательных сторон, которые компенсируются эффективным государственным регулированием.

 

 

Ключевые вопросы

 

Новые подходы и перспективы регулирования и методического обеспечения транспортного развития ставят перед нами и новые вопросы.

Наиболее общим и актуальным является определение необходимого и достаточного объема государственного регулирования, а также способов и механизмов осуществления этого регулирования. Должно ли государство вообще вмешиваться в функционирование пригородного комплекса или его должен регулировать рыночный механизм? А если вмешательство необходимо, то где его эффективная граница?

Отдельно эта проблема выбора между регулированием и рынком должна рассматриваться для регионов, где из-за большого числа труднодоступных населенных пунктов железнодорожный транспорт имеет высокую социальную значимость, однако общий потенциал этого рынка невелик. Фактически сейчас не выработаны технологически и экономически эффективные подходы к организации обслуживания районов с низкой плотностью населения пригородным железнодорожным транспортом. Проблемой и темой для дискуссий является определение механизмов регулирования и поддержки, а также определение вектора развития пригородных перевозок в таких субъектах.

 

Важным аспектом развития государственного регулирования является также и создание прозрачных и эффективных механизмов взаимодействия регуляторов и бюджетов различных уровней.

 

Так, актуальной и острой проблемой остается взаимодействие муниципальных, региональных и федеральных регуляторов, определение их зон ответственности, полномочий и порядка взаимодействия при формировании долгосрочных планов развития, заказа, осуществлении мониторинга и регулирования пригородного комплекса. Серьезные противоречия возникают и при взаимодействии нескольких субъектов Российской Федерации при организации пригородных перевозок. Эти проблемы являются распространенными и по сей день не имеют четкого регуляторного решения.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика