Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Профессия летчика – это большая ответственность | Издательский дом

Профессия летчика – это большая ответственность

 

Директор Кыргызского авиационного колледжа им. И. Абдраимова Рахимбек Даиров

 

 

Кыргызский авиационный колледж является правопреемником Фрунзенского авиационного технического училища гражданской авиации (ФАТУГА), которое было образовано приказом министра гражданской авиации СССР № 157 от 13 августа 1973 года на основании Постановления ЦК КП Киргизии и СМ Киргизской ССР № 320 от 12 июля 1973 года.

 

        

Тысячи авиационных специалистов начали свой путь в отрасли именно из стен нашего колледжа (училища), который и сегодня остается одним из ведущих учебных заведений по подготовке летных специалистов. Профессия летчика, бортмеханика или бортинженера – это  большая ответственность, ведь в их руках жизни людей.   Все задачи   по обеспечению безопасного и комфортного полета требуют серьезных физических и психических затрат, поэтомупрофессия эта подойдет далеко не каждому.

 

 

Хронология развития

 

В биографии колледжа (училища), известного авиаторам многих стран мира, нашли отражение многие страницы истории гражданской авиации.

С момента основания и по 1993 год училище готовило техников-механиков по специальности «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» для авиапредприятий республик Средней Азии, Казахстана и восточных регионов СССР.

 За это время было подготовлено свыше 3100 техников-механиков и направлены на авиапредприятия: Кыргызстана – 408 чел.; Казахстана – 735 чел.; Узбекистана – 458 чел.; Таджикистана – 128 чел.; Туркменистана – 255 чел.; России – 1161 чел.

 

 Также с 1976 по 1991 год училище подготовило 84 авиационных техника-механика по специальности «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» для таких стран дальнего зарубежья, как Ангола, Вьетнам, Мадагаскар, Монголия, Куба, Кампучия.

 С 1985 по 1992 год на подготовительном отделении училища прошли годичную подготовку для поступления в учебные заведения бывшего СССР более 600 представителей стран Латинской Америки, Африки и Азии.

 Сама же летопись колледжа в его теперешнем виде началась 9 марта 1994 года, когда постановлением Правительства Кыргызской Республики на базе Бишкекского (Фрунзенского) авиационного технического училища гражданской авиации и учебно-тренировочного центра Национальной авиакомпании «Кыргызстан аба жолдору» был образован Кыргызский авиационный колледж. Чуть позже, 18 марта 1994 года, также постановлением Правительства Кыргызской Республики, колледжу было присвоено имя заслуженного пилота СССР № 00001, заслуженного работника транспорта Кыргызской Республики Ишембая Абдраимова.

 

         Пройдя все этапы становления, в 2000 году постановлением Правительства Кыргызской Республики «О реорганизации структуры управления АО НАК «Кыргызстан аба жолдору» колледж выделен в самостоятельный хозяйствующий субъект со статусом юридического лица, подчиняющийся Департаменту (ныне агентству) гражданской авиации при Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики с введением в его структуру.

С 1993 и 1995 годов колледж (училище) приступил к подготовке по специальностям «организация перевозок и управление на воздушном транспорте», «средства механизации и автоматизации на воздушном транспорте». Начиная с 1997 года специальности колледжа пополнились такими дисциплинами, как: «сервис на воздушном транспорте» (бортпроводник), «летная эксплуатация летательных аппаратов» (пилот), «управление движением воздушного транспорта» (диспетчер).

С 2010 года колледж приступил к подготовке по специальностям: «техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов», «обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами».

 

За период с 1976 по 2015 год колледжем (училищем) подготовлены и выпущены 5529 авиационных специалистов, в том числе:

·        по специальности «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» (техник) – 3872 чел.;

·        по специальности «организация перевозок и управление на воздушном транспорте» (техник) – 542 чел.;

·        по специальности «средства механизации и автоматизации на воздушном транспорте» – (техник) – 281 чел.;

·        по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов» (пилот) – 273 чел.;

·        по специальности «управление движением на воздушном транспорте» (диспетчер) – 176 чел.;

·        по специальности «сервис на воздушном транспорте» (бортпроводник) – 291 чел.;

·        по специальности «обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами» (техник) – 30 чел.;

·        по специальности «техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов» (техник) – 64 чел.

 

С 2013 года осуществлены выпуски специалистов по заочной подготовке: выпущены 48 человек по специальности «организация перевозок и управление на воздушном транспорте» (техник), 18 человек по специальности «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» (техник).

 

        

Я бы в летчики пошел

 

Для успешной деятельности требуются как минимум три составляющие: материально-техническая база, педагогические кадры и учащиеся, готовые постигать профессию. На этих трех китах и построена вся система профессионального образования.

 

 В соответствии с учебными планами по специальностям и договоренностями с авиапредприятиями Кыргызской Республики практические занятия проводятся:

·        по специальности «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» на учебном аэродроме колледжа, где имеются самолеты Як-40, Ан-2, вертолет Ми-8;

·        по специальности «средства механизации и автоматизации на воздушном транспорте» на базе структурных подразделений аэропорта Манас, а также на практической базе республиканского автоучкомбината;

·        по специальности «организация перевозок и управление на воздушном транспорте» на базе службы организации перевозок аэропорта Манас;

·        по специальности «сервис на воздушном транспорте» на практической базе аэропорта Манас, авиакомпаний «Кыргызстан», АО «Таджик Эйр» Республики Таджикистан;

·        по специальности «управление движением воздушного транспорта» на тренажере «Навигатор», на практических рабочих местах Госпредприятия «Кыргызаэронавигация», Госпредприятия «Таджикаэронавигация» Республики Таджикистан;

·        по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов» на тренажерах самолета Як-40, Ан-2 ОсОО «Манас Тренинг Центр» и на самолетах авиакомпаний «Кыргызстан», «Валор Эйр», «Эйр Манас», Кыргызской Республики, АО «Таджик Эйр» Республики Таджикистан;

·        по специальности «обслуживание летательных аппаратов ГСМ» на практической базе Международного аэропорта Манас и ЗАО «Топливно-заправочный комплекс»;

·         по специальности «техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов» на базе ОсОО «Манас Авиасервис».

 

Учебно-материальная база включает в себя учебные аудитории, оснащенные стендами, агрегатами самолетов и вертолетов, авиадвигателями, техническими средствами обучения. Имеется два компьютерных класса с полным мультимедийным оборудованием. По отдельным специальным дисциплинам занятия проводятся в специализированных классах, тренажерах самолета Як-40 ОсОО «Манас Тренинг Центр», «Навигатор» Госпредприятия «Кыргызаэронавигация».

 

 

Преодоление барьеров

 

Существует определенная проблема при обучении летного состава, так как подготовка пилотов в колледже до последнего времени велась на самолетах советского производства. В связи с прекращением эксплуатации самолетов Як-40, Ан-24 выпускники по этой специальности испытывают большие финансовые трудности при организации летной практики на самолете Ан-2, поскольку в настоящее время только две авиакомпании республики эксплуатируют данный тип самолета.

 

         Для решения возникших проблем и в целях уменьшения оплаты за летную практику колледж планирует переход на изучение и подготовку по этой специальности на самолеты легкой авиации начиная с 2016/17 учебного года. В настоящее время в колледже проводится определенная организационная и подготовительная работа в этом направлении.

 

 

На сегодня и на перспективу

 

В связи с тем, что авиакомпании республики в настоящее время эксплуатируют такие воздушные суда иностранного производства, как Boeing, Airbus, BAE, SAAB, колледжем решаются следующие вопросы:

·        переход колледжа на изучение иностранной авиационной техники по отдельным специальностям;

·        переход на изучение самолета легкой авиации по специальности «летная эксплуатация летательных аппаратов» (пилот);

·        создание авиационного факультета на базе Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова.

 

         Вышеперечисленные вопросы включены в «Программу развития Кыргызского авиационного колледжа им. И. Абдраимова» на 2014–2017 годы. В Программе определены основные цели, задачи, направления и меры реализации, необходимые ресурсы и источники финансирования колледжа на вышеуказанный период.

Колледж планирует перейти на изучение самолета «Боинг-737/300», двигателя CFM56, радиоэлектронного и навигационного оборудования данного воздушного судна по специальностям «техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей» (техник), «техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов » (техник) начиная с 2016/17 учебного года. С этой целью в настоящее время в колледже проводится определенная организаторская и подготовительная работа.

 

Следует отметить, что колледж с 2014 года приступил к первоначальной подготовке специалистов по специальности «сервис на воздушном транспорте». В 2014/15 годах колледж совместно с ОсОО «Манас Тренинг Центр», ОсОО «Авиакомпания Эйр Манас» осуществил выпуски бортпроводников на самолеты «Боинг-737/300/400/500».

Необходимость наличия высшего образования для авиационных специалистов при эксплуатации иностранных воздушных судов привела к решению вопроса создания авиационного факультета на базе Кыргызского государственного технического университета им. И. Раззакова по отдельным техническим специальностям (бакалавр).

В настоящее время колледж через Министерства финансов, транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики решает вопросы приобретения тренажера самолета легкой авиации, а также о выделении средств для создания и укрепления материально-технической базы по подготовке специалистов на иностранные воздушные суда.

 

 Подводя итоги, можно с уверенностью сказать: авиационный колледж сегодня – это качественное образование, широкие возможности трудоустройства, перспектива карьерного роста, возможность успешного продолжения образования в вузе, обеспеченное и надежное будущее.

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика