Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Комплексное развитие Северного морского пути | Издательский дом
#

Комплексное развитие Северного морского пути

 

В июне 2015 года Дмитрий Медведев провел совещание с вице-премьерами Аркадием Дворковичем и Дмитрием Рогозиным о комплексном проекте развития Северного морского пути

 

 

Дмитрий Медведев:Как известно, Северный морской путь – это кратчайший маршрут, который соединяет Европу с Дальним Востоком, Азиатско-Тихоокеанским регионом, западной частью Северной Америки. Надо признаться, используется он у нас пока не на полную мощность.

 

      Северный морской путь должен работать на реализацию наших уникальных транспортно-логистических преимуществ, приносить деньги в бюджет и открывать дорогу к запасам полезных ископаемых и в Арктике, и в Сибири, и на Дальнем Востоке.

 

     Задача по  развитию Северного морского пути исключительно важна, в связи с чем, был принят специальный документ – Комплексный проект развития Северного морского пути. Данный проект необходимо реализовывать с учетом эффективной защиты морской среды от загрязнения, повышения надежности транзита с мест добычи, которые у нас расположены, в том числе, в Арктическом регионе и на континентальном шельфе Российской Федерации.

 

    По распределению обязанностей этим занимаются два  вице-премьера: Аркадий Владимирович Дворкович и Дмитрий Олегович Рогозин, которые расскажут более подробно обо всех ключевых моментах реализации проекта.

 

Аркадий ДворковичКомплексный проект развития Северного морского пути принят с целью реализации потенциала этой акватории как для транзитного судоходства, так и для доставки грузов из соответствующих пунктов, находящихся на севере России, и в них.

 

  Вся нормативно-правовая база фактически сформирована уже к концу прошлого года. Принят специальный закон, приняты правила мореплавания, утверждены размеры платы за ледокольную проводку судов, то есть массив нормативных актов в целом сформирован, хотя некоторые изменения и дополнения будут необходимы для реализации соответствующего плана.

 

  Сейчас выдается более 600 разрешений на проводку судов в год. Объем доставляемых грузов составляет порядка 4 млн тонн. Потенциал, оцениваемый за период 15 лет, – более 80 млн тонн. То есть в 20 раз возможно увеличение объемов перевозок.

    Для эффективного функционирования уже определены шесть основных составляющих, включающих в себя навигационно-гидрографическое обеспечение. Также нет и полноценно действующей системы регулирования движения судов и защиты морей от загрязнений. Вопрос о защите морской среды поднимался еще на саммитах «Большой восьмерки», когда обсуждались вопросы защиты от разливовнефти.

 

      В текущем режиме и на системной основе организуется работа по лоцманской проводке ледокольного обеспечения плавания судов, заложено несколько дизель-электрических ледоколов, ледоколов атомного класса. Началась работа по аварийно-спасательной готовности, созданы морские спасательные центры, первые такие центры в Арктике.

       Развернуты пункты берегового базирования аварийно-спасательных партий. Уже в этом году предстоит включить соответствующие аварийные службы в экипажи ледоколов, которые сейчас осуществляют проводку судов. Кроме того, будет обеспечено развитие ключевых морских портов, гидрометеорологическое обеспечение, разработки в строительстве морской техники систем и средств специальных классов. Отдельный раздел проекта посвящен учету и полноценной защите интересов, безопасности в акватории Северного морского пути.

     Реализация основных пунктов по отдельным составляющим носит краткосрочный характер и будет реализована уже в ближайшее время, до конца 2016 года. Естественно, есть длящиеся планы, которые будут реализовываться на протяжении всего срока функционирования Северного морского пути до 2025–2030 годов. Также есть ведомственные задачи, которые буду контролировать лично, и межведомственные задачи, которые будут контролироваться в рамках Комиссии по развитию Арктики. Данный проект был одобрен Комиссией в апреле 2015 года.

 

 

Дмитрий Рогозин: Проект, одобренный Государственной комиссией по вопросам развития Арктики, – это первый шаг на большом пути, поскольку является очень мощным, комплексным, с системной организацией процесса.

  Актуальные вопросы, которые легли в основу проекта, прежде всего, касаются инфраструктуры 17 действующих и восстанавливаемых портов, два из них строящиеся: на Дальнем Востоке – порт Певек, порт Диксон.

      Одним из  важным вопросов является грузопоток, перспективные объемы которого необходимо просчитать. Пока мы понимаем, что у нас будет по загрузке Северного пути из «Ямал СПГ» и месторождений на Карском море, а вот проводка иностранных судов и караванов – это отдельная тема, которая, конечно, потребует и отдельной рекламной кампании.

  С нашими китайскими коллегами планируется обсудить этот вопрос на харбинской «Экспо» в октябре 2015 года и на других международных площадках. В целом надо сказать, что абсолютно было правильное, своевременное решение вопроса о создании серийного производства атомных ледоколов. Сейчас у нас строится первый атомный ледокол мощностью 60 мВт на Балтийском заводе, ввод в эксплуатацию планируется в 2017 году. Два других ледокола, один из которых мы недавно как раз заложили, – это уже серийные ледоколы, это 2019 и 2020 годы. То есть, по сути дела, мы успеваем заменить уходящий ледокольный флот атомный. Кроме того, также строится дизель-электрический ледокольный флот, в составе которого, для эффективной работы и осуществления проводки, нам необходимо иметь не менее десяти таких судов.

 

  Под «Ямал СПГ» нам нужны мелкосидящие ледоколы, проект которых сейчас разработан ЦКБ «Айсберг» и Крыловским государственно-научным центром.

  Также  к разработке до конца года будет представлен проект создания суператомного ледокола мощностью 130 МВт, способного преодолевать ледяной покров более четырех метров.

  Без ледокольного флота, без всех работ, которые сейчас заложены, мы, конечно, вряд ли могли бы освоить Северный морской путь, поэтому в целом все эти работы системно увязаны – и транспортные структуры, железные дороги, модернизация порта, то, что делают наши военные. Работа сейчас будет организована в рамках Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

 

 

Материал подготовлен по итогам совещанияо комплексном проекте развития Северного морского пути

 

http://government.ru/orders/18405/

 

 

врез: Северный морской путь должен работать на реализацию наших уникальных транспортно-логистических преимуществ, приносить деньги в бюджет и открывать дорогу к запасам полезных ископаемых и в Арктике, и в Сибири, и на Дальнем Востоке.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика