Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Стратегические приоритеты развития Арктики | Издательский дом
#

Стратегические приоритеты развития Арктики

 

Заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский

 

18 сентября 2008 года Президентом Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

 

 

Настоящими Основами определяются главные цели, основные задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации в Арктике по следующим направлениям:

·         использование Арктической зоны Российской Федерации
в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны;

·         использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике;

·         сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;

·         сбережение уникальных экологических систем Арктики.

 

 

Ресурсная база

 

В Арктической зоне Российской Федерации сконцентрировано до четверти мировых запасов углеводородов. По разным оценкам, ресурсная база региона составляет до 12,6 млрд тонн нефти (90 млрд баррелей), 47,3 трлн куб. м газа и 6,2 млрд тонн газового конденсата (44 млрд баррелей).

На морских месторождениях углеводородов арктического шельфа России увеличивается количество научно-исследовательских судов, морских буровых платформ, судов снабжения, активизируется судоходство в акватории Севморпути.

Повышение экономической активности в Арктической зоне требует принять соответствующие меры транспортной безопасности и антитеррористической защищенности объектов морской экономической деятельности Арктической зоны.

В материковой части Арктической зоны Российской Федерации располагаются богатые запасы золота, алмазов, ртути, вольфрама и редкоземельных металлов, без которых невозможны современные технологии. Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России превышает 1,8 квадриллиона рублей (30 трлн долларов США), две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей.

 

 

Значение СМП

 

Северный морской путь определен действующим законодательством как «исторически сложившаяся национальная единая транспортнаякоммуникация Россиив Арктике».

Функционирование Севморпути влияет на жизнедеятельность 5 млн человек, проживающих в регионах Крайнего Севера. Акватория Северного морского пути все более активно используется для обеспечения перевозки углеводородов из районов освоения шельфовых месторождений, а также для целей транзитного судоходства.

 

 

Развитие Арктики

 

14 марта 2015 года Председателем Правительства
Российской Федерации подписано постановление «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики». Государственная комиссия является координационным органом по обеспечению взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении социально-экономических и других задач, касающихся развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности.

 

В июне текущего года Правительством Российской Федерации утвержден разработанный Минтрансом России Комплексный проект развития Северного морского пути, который рассчитан на срок до 2030 года и предусматривает меры:

·         по аварийно-спасательному, навигационно-гидрографическому, гидрометеорологическому обеспечению судоходства в акватории Северного морского пути;

·         по развитию морских портов, в том числе строительству
и реконструкции объектов их инфраструктуры;

·         по обеспечению вопросов обороны в акватории Северного морского пути;

·         по разработке и строительству морской техники, систем
и средств.

 

Реализация Комплексного проекта позволит обеспечить безопасность мореплавания, деятельность кораблей и судов Военно-морского флота, северный завоз в субъекты Федерации, расположенные на Крайнем Севере, и защиту морской среды от загрязнения с судов, а также повысит надежность транзитных перевозок и перевозок углеводородного сырья с мест добычи, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе Российской Федерации.

И главное, что мы ожидаем от исполнения Комплексного проекта, – это увеличение объема грузоперевозок по Северному морскому пути.

 

 

Правовое регулирование

 

Правовую основу деятельности по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности Северного морского пути и объектов морской экономической деятельности в Арктической зоне составляют:

·         Федеральные законы «О противодействии терроризму» и «О транспортной безопасности»;

·         Указ Президента Российской Федерации «О мерах по противодействию терроризму»;

·         Международный кодекс по охране судов и портовых средств.

 

Поправками, внесенными в Закон о транспортной безопасности 3 февраля 2014 года, установлены нормы, направленные на обеспечение защищенности объектов морской экономической деятельности от актов незаконного вмешательства.

В частности, к объектам транспортной инфраструктуры отнесены расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения.

Данная норма позволила распространить в отношении объектов морской экономической деятельности действие законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности, тем самым закрепив основы системного подхода к организации их защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности.

 

В целях организации защиты данных объектов также введен соответствующий понятийный аппарат в федеральные законы
«О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» и «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Минтрансом России разработан и 22 июля текущего годавнесен в Правительство Российской Федерации проект постановления, утверждающего требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации.

В сентябре текущего года вступают в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за нарушение требований по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на континентальном шельфе.

 

ФСБ России разработан проект законодательного акта, вносящего изменения в КоАП, в соответствии с которыми пограничные органы получат право привлекать к административной ответственности нарушителей Правил плавания в акватории Северного морского пути.

В целях реализации требований Федерального закона
«О транспортной безопасности» на объектах транспортной инфраструктуры, расположенных в акватории Северного морского пути и Арктической зоне, Росморречфлотом в рамках своей компетенции реализуются мероприятия по обеспечению их защищенности от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности.

 

 

Комплексное обеспечение безопасности

 

К настоящему времени завершены в полном объеме мероприятия по разработке и реализации планов обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической защищенности в отношении четырех атомных ледоколов: «Вайгач», «Таймыр», «Ямал», «50 лет Победы», морской ледостойкой стационарной платформы«Приразломная», объектов транспортной инфраструктуры морских портов Дудинка и Певек.

В морских портах Архангельск, Мурманск, Провидения и Тикси работа по категорированию объектов транспортной инфраструктуры, оценке уязвимости и утверждению планов обеспечения их транспортной безопасности продолжается – в общей сложности проведены категорирование 60 объектов транспортной инфраструктуры и оценка уязвимости 48 объектов, утверждено 38 планов обеспечения транспортной безопасности.

 

Кроме того, проведено категорирование шести плавучих и стационарных буровых платформ.

В рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, в целях усиления защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, Росморречфлотом реализованы меры по оснащению современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности акваторий морских портов: Мурманск, Архангельск, Диксон, Дудинка, Певек, Тикси, Провидения.

 

Состав и структура технических средств контроля акватории морских портов позволяют обеспечить совместное использование средств радиолокационного обнаружения с техническими средствами визуального, телевизионного и тепловизионного наблюдения.

 

 

Содержание проблемы

 

Необходимо признать, что требования по транспортной безопасности выполнены не всеми субъектами транспортной инфраструктуры.До настоящего времени не проведены категорирование, оценка уязвимости, разработка и реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов морских портов Сабетта и Хатанга.

Мероприятия по обеспечению транспортной безопасности в морском порту Сабетта (как строящегося объекта) могут быть реализованы после утверждения Требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства. Кроме того, после утверждения Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, будут реализованы необходимые мероприятия в порту Хатанга.

 

Сложившаяся ситуация находится на особом контроле Минтранса России и должна быть разрешена в ближайшее время.

Существуют трудности в части осуществления Ространснадзором государственного надзора в отношении субъектов транспортной инфраструктуры в удаленных арктических портах.

Выходом из создавшегося положения может стать осуществление государственного надзора в части транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, эксплуатируемых в Арктической зоне Российской Федерации в основном путем документарной проверки, и по результатам которой при необходимости – выезд сотрудника Ространснадзора на место.

Полагаем, что субъекты транспортной инфраструктуры, которые до настоящего времени не разработали установленные законодательством по транспортной безопасности планы, должны незамедлительно принять меры по разработке и утверждению планов.

 

Проект протокольного решения заседания Минтрансом России в целом поддерживается. У Минтранса России есть предложения по отдельным пунктам проекта протокольного решения, которые мы направим в рабочем порядке.

 

Уверены, что реализация запланированных мероприятий будет способствовать повышению уровня транспортной безопасности и антитеррористической защищенности инфраструктуры Северного морского пути и объектов морской экономической деятельности в Арктической зоне.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика