Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Эпоха инноваций | Издательский дом

Эпоха инноваций

 

Директор департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транспорта РФ Игорь Костюченко

 

Во исполнение абзаца 2 подпункта г) раздела 1 пункта I перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 8 октября 2014 года (от 12 ноября 2014 года № Пр-2651ГС) Минтрансом России подготовлен проект плана мероприятий («дорожная карта») по расширению применения инновационных технологий, материалов, в том числе битумов, и конструкций.

 

 

Данный проект предусматривает комплекс мер, направленных на внедрение и широкое применение инновационных технологий и материалов в дорожном хозяйстве, совершенствование нормативно-технической базы в сфере дорожного хозяйства, повышение уровня информационного обеспечения в области накопленного опыта внедрения прогрессивных технологий, создание механизмов стимулирования инновационной деятельности, повышение уровня квалификации научных работников отрасли в соответствии с самыми передовыми тенденциями развития науки и технологий.

В рамках проведения установленных процедур разработки и согласования проект плана мероприятий был направлен в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации и высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в целом проект плана мероприятий был согласован федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, однако имелся ряд замечаний и предложений, которые потребовали его корректировки.

 

 

С учетом всех пожеланий

 

Доработанный с учетом замечаний и предложений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации проект плана мероприятий («дорожная карта») направлен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

 

Планом мероприятий («дорожной картой») по расширению применения инновационных технологий, материалов, в том числе битумов, и конструкций предусмотрено:

1.              Подготовка предложений по внесению изменений в нормативную правовую базу РФ в части обеспечения применения инновационных технологий и материалов в дорожном хозяйстве, направление их на рассмотрение и согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Данный пункт направлен на увеличение применения инновационных технологий и материалов в дорожном хозяйстве, обеспеченние нормативно-технической документацией, регламентирующей их применение при проектировании и строительстве объектов транспортной инфраструктуры, в том числе на момент применения и получения на основе данных документов положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, содержащих данные решения.

В рамках реализации данного пункта планируется:

·         законодательная проработка принципов и критериев определения инновационности продукции.

Планируется подготовка предложений по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87, в Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 года № 145, в правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве, утвержденные постановление Правительства РФ от 27 декабря 1997 года № 1636.

·         разработка механизма подготовки, внедрения и мониторинга инновационных технологий, в том числе в части определения финансовых затрат, необходимых для разработки инновационной продукции, и соответствующего порядка финансирования.

Планируется обеспечение применения организационно-правовых и экономических условий эффективного механизма внедрения инноваций в практику проектирования, строительства, реконструкции, содержания и ремонта автомобильных дорог ГК «Автодор», с учетом достижения ключевых показателей эффективности (КПЭ), определенных Программой инновационного развития Государственной компании «Автодор» на 2012–2019 годы.

Программой инновационного развития Государственной компании «Автодор» на 2012–2019 годы (далее – Программа) предусмотрено достижение ключевых показателей эффективности.

Ключевые показатели эффективности инновационной деятельности ГК «Автодор» сформированы исходя из необходимости обеспечить достижения инновационного развития компании, с учетом целевых показателей и индикаторов, установленных Программой, а также рекомендаций Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.

Ключевые показатели эффективности (КПЭ) распределены по следующим группам:

КПЭ 1. Показатели в области уменьшения себестоимости выпускаемой продукции.

КПЭ 2. Показатели в области экономии энергетических ресурсов в процессе производства.

КПЭ 3. Показатели в области улучшения потребительских свойств производимой продукции.

КПЭ 4. Показатели в области повышения производительности труда.

КПЭ 5. Показатели в области повышения экологической безопасности автомобильных дорог.

КПЭ 6. Показатели финансирования и результативности НИОКР.

КПЭ 7. Показатели технологического лидерства.

КПЭ 8. Показатели эффективности инновационной деятельности.

КПЭ 9. Показатели результативности корпоративной системы управления инновациями.

КПЭ 10. Показатели результативности взаимодействия с внешними источниками инноваций.

Достижение указанных КПЭ позволит обеспечить применение организационно-правовых и экономических условий эффективного механизма внедрения инноваций в практику проектирования, строительства, реконструкции, содержания и ремонта автомобильных дорог.

·         законодательная проработка порядка стимулирования, поощрения всех участников процесса инновационной деятельности.

В дорожном хозяйстве Российской Федерации планируется обеспечить дополнительное стимулирование организаций разрабатывать и применять инновационные технологии и материалы в дорожном хозяйстве, что положительно повлияет на уровень безопасности автомобильных дорог.

·         разработка механизма обновления и совершенствования лабораторной базы, включая вопросы финансирования, в том числе предусматривающие затраты на лизинг наукоемкого оборудования.

Данный подпункт направлен на совершенствование лабораторной базы подведомственных учреждений и государственных предприятий научной сферы, в том числе с привлечением внебюджетного финансирования и лизинга наукоемкого оборудования, что позволит повысить качество оценки эффективности внедрения инновационных технологий и материалов.

Реализация вышеуказанных подпунктов данного пункта позволит обеспечить дорожное хозяйство соответствующими нормативно-правовыми актами и создаст условия для внедрения и широкого применения инновационных технологий и материалов.

 

2.    Анализ нормативно-технических документов в сфере дорожного хозяйства на предмет выявления ограничений применения инновационных материалов и технологий с учетом требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» и его доказательной базы.

В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 827 принят и с 15 февраля 2015 года на территориях государств – членов Таможенного союза вступил в действие технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (далее – технический регламент).

Объектами технического регулирования указанного технического регламента являются вновь строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования и дорожные сооружения на них, включая элементы обустройства (для объектов дорожного и придорожного сервиса регулируется только их расположение), а также связанные с ними процессы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений и применяемые дорожно-строительные материалы и изделия.

При этом особо необходимо отметить, что в соответствии с нормативными документами Таможенного союза в сфере технического регулирования, доказательной базой соблюдения требований технического регламента являются Перечни межгосударственных стандартов, включенные в качестве обязательного приложения к нему.

Ежегодный анализ нормативно-технических документов в области стандартизации Таможенного союза, включенных в указанные Перечни, позволит выявить ограничения в применении инновационных материалов и технологий в дорожном хозяйстве.

Кроме того, по итогам указанного анализа государствами – членами Таможенного союза могут быть подготовлены предложения по актуализации соответствующих нормативно-технических документов.

 

3.        Анализ практики применения инновационных материалов, технологий и конструкций с последующим созданием соответствующего банка данных.

Данный пункт направлен на обеспечение информационной доступности заинтересованных ведомств и организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере дорожного хозяйства, и включает в себя следующее:

·          базу данных нормативных и методических документов по классификации и применению инновационных технологий, материалов и механизмов;

·         актуализируемую отраслевую базу данных наилучших доступных прогрессивных технологий, в том числе с учетом зарубежных инновационных разработок;

·         пополняемый перечень научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

·         актуализируемую отраслевую базу данных, отражающую динамику изменения показателей технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния дорог, безопасности дорожного движения, межремонтных сроков и стоимости дорожных работ на участках дорог, построенных (реконструированных) и отремонтированных с применением различного вида инновационных материалов, механизмов и технологий;

·         справочно-информационный фонд переводов зарубежных периодических изданий с приоритетным анализом публикаций о прогрессивных технологиях;

·         создание и наполнение отраслевой базы патентного сопровождения внедрения инноваций в дорожном хозяйстве.

 

В рамках реализации данного пункта планируется:

Актуализация Методических рекомендаций по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе Федерального дорожного агентства.

По мере совершенствования нормативной правовой базы и методов государственного регулирования инновационной деятельности планируется внесение соответствующих изменений в Методические рекомендации по организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в системе Федерального дорожного агентства (информационное письмо Федерального дорожного агентства от 13 июня 2007 года № 01-28/5136).

С целью повышения статуса планируемого к разработке документа представляется целесообразным предложить утвердить его приказом Министерства транспорта Российской Федерации «Об организации освоения инноваций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений на них».

Помимо учета изменений нормативной правовой базы и методов государственного регулирования инновационной деятельности, документ должен учитывать усовершенствованные подходы к оценке экономической эффективности применения инноваций и быть рекомендован для применения на автомобильных дорогах регионального, межмуниципального и местного значения.

Создание, ведение и актуализация отраслевых автоматизированных баз дорожных и мостовых данных, в том числе реализация функций исследования динамики изменения показателей технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния дорог, безопасности дорожного движения, межремонтных сроков и стоимости дорожных работ на участках дорог, построенных (реконструированных) и отремонтированных с применением различного вида инновационных материалов и технологий, а также иных технических решений.

Для повышения эффективности технологической цепочки внедрения инноваций «разработка – проверка на практике и опытное внедрение – мониторинг и закрепление в нормативно-технических документах – широкомасштабное внедрение» важным аспектом является совершенствование методов оценки внедрения инноваций.

Для решения поставленной задачи необходим регулярный мониторинг динамики изменения показателей технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, безопасности дорожного движения, межремонтных сроков и стоимости дорожных работ на участках дорог, построенных (реконструированных) и отремонтированных с применением различного вида инновационной продукции, новых технических решений, технологий и материалов. Для проведения такого мониторинга могут быть использованы результаты ежегодной инструментальной диагностики и оценки состояния федеральных дорог и мостов, а также при необходимости организованы специальные наблюдения на опытных участках.

В целях хранения и актуализации итогов регулярного мониторинга динамики изменения показателей технического уровня и транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, в том числе с примененными при строительстве и ремонте инновационными технологиями и материалами, предлагается вести и актуализировать отраслевую автоматизированную базу данных.

 

Формирование и издание каталога прогрессивных дорожных технологий (включая опыт их использования органами управления дорожным хозяйством и информацию об утвержденных Росавтодором нормативных и методических документах, связанных с использованием прогрессивных технологий).

 

Вовлечение результатов инновационной деятельности в хозяйственный оборот рассматривается в настоящее время как одно из ключевых направлений развития российской экономики. Благодаря расширению информационного обеспечения инновационной деятельности в целом ряде федеральных и территориальных органов управления дорожным хозяйством ежегодно успешно осваивается до 10–12 прогрессивных технологий, материалов и техники.

Вместе с тем анализ состояния дел в сфере инновационной деятельности показывает, что, несмотря на положительную в целом ежегодную динамику применения прогрессивных технологий, далеко не все органы управления дорожным хозяйством обеспечивают полноценное применение инновационной продукции при проектировании, строительстве, ремонте и содержании дорог. Одной из причин такого недостаточно активного внедрения прогрессивных технологий является недостаточная информированность органов управления об опыте применения прогрессивных технологий в дорожном хозяйстве.

Ежегодное формирование информационного каталога эффективных технологий, новых материалов и современного оборудования дорожного хозяйства (включая информацию об их применении органами управления дорожным хозяйством) будет способствовать совершенствованию инновационной деятельности в дорожном хозяйстве.

Данное мероприятие предусмотрено также Стратегией ФДА и реализуется путем включения соответствующей тематики в План организации информационного обеспечения Росавтодора.

Развитие информационных баз данных об отечественных и зарубежных инновационных разработках.

Развитие и ведение баз данных об отечественных и зарубежных инновационных разработках, в том числе тех, которые еще не внедрялись в дорожном хозяйстве, позволит обеспечить информационную доступность и реализацию потенциала научно-исследовательских институтов и заинтересованных организаций по созданию нормативно-технической базы, опытному внедрению и широкомасштабному применению в дорожном хозяйстве новых технологий и материалов, а также усовершенствованию существующих.

Формирование справочно-информационного фонда переводов зарубежных периодических изданий с приоритетным анализом публикаций о прогрессивных технологиях.

Формирование справочно-информационного фонда переводов зарубежных периодических изданий с приоритетным анализом публикаций о прогрессивных технологиях позволит своевременно отслеживать тенденции инновационного развития дорожной отрасли зарубежных стран, что может положительно повлиять на научно-технический потенциал заинтересованных организаций и научно-исследовательских институтов в развитии отечественного дорожного хозяйства, а также способствовать пересмотру и актуализации действующей отечественной нормативно-технической документации.

Ведение и актуализация базы данных НИОКР Федерального дорожного агентства и интернет-приложения с возможностью просмотра и поиска нужной информации в отраслевом БД «АРХИВ НИОКР».

Ведение и актуализация базы данных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Федерального дорожного агентства обеспечат информационную доступность научно-исследовательских разработок и могут позволить внедрять указанные разработки в дорожном хозяйстве.

Создание и наполнение базы данных патентного сопровождения внедрения инноваций в дорожном хозяйстве.

Создание и наполнение базы данных патентного сопровождения внедрения инноваций в дорожном хозяйстве обеспечат информационную доступность заинтересованным проектным и строительным организациям новых разработок, а также позволят научно-исследовательским институтам обеспечивать возможность поэтапного внедрения инновационных технологий и материалов в дорожном хозяйстве с соответствующим документальным их сопровождением.

Необходимо отметить, что реализация вышеуказанного пункта позволит сформировать и вести отраслевой банк наилучших доступных технологий, рекомендованных к применению на объектах дорожного хозяйства, что позволит обеспечить увеличение объема применяемых в дорожном хозяйстве инновационных технологий и материалов.

 

4.                 Актуализация Руководства по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса, разработка новых методов обоснования экономической эффективности внедрения инноваций в дорожном хозяйстве, с последующейразработкой нового программного комплекса для автоматизации расчетов экономической эффективности при применении новых технологий в дорожном хозяйстве (взамен программы Effect).

Необходимо отметить, что в настоящее время действует Руководство по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса, утвержденное распоряжением Минтранса России от 10 декабря 2002 года № ОС-1109-р.

Стратегией развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства на период 2011–2015 годов, утвержденной распоряжением Федерального дорожного агентства от 22 ноября 2011 года № 904-р (далее – Стратегия ФДА), к основным сдерживающим факторам разработки и расширения использования инноваций на отраслевом уровне отнесены в том числе устаревшие методы оценки эффективности проектных решений, основанные только на минимизации единовременных строительных затрат, препятствующие внедрению новых технологий, техники, конструкций и материалов.

Для решения вышеуказанного вопроса, в целях устранения сдерживающего фактора разработки и расширения использования инноваций на отраслевом уровне, Стратегией ФДА предусмотрена переработка действующих методов оценки эффективности проектных решений, основанных на стоимостном анализе жизненного цикла автомобильной дороги, что позволит обеспечить детализацию методики расчета социально-экономического эффекта, достигаемого при применении различных видов инновационной продукции, новых технических решений, прогрессивной дорожной техники.

Кроме того, в соответствии с методикой, изложенной в Руководстве по оценке экономической эффективности использования в дорожном хозяйстве инноваций и достижений научно-технического прогресса, утвержденном распоряжением Минтранса России от 10 декабря 2002 года № ОС-1109-р, для автоматизации расчетов экономической эффективности по применению инноваций в дорожном хозяйстве применяется программный продукт Effect.

Переработка действующих методов оценки эффективности проектных решений, основанных на стоимостном анализе жизненного цикла автомобильной дороги, с учетом применения инновационных технологий и материалов, обуславливает необходимость одновременной разработки нового программного комплекса для автоматизации расчетов экономической эффективности при применении новых технологий (взамен программы Effect).

Кроме того, реализация предлагаемого решения также необходима для детализации методики расчета социально-экономического эффекта, достигаемого при применении различных видов инновационной продукции, новых технических решений, прогрессивной дорожной техники.

 

5.    Создание системы опытно-экспериментальных полигонов в различных дорожно-климатических зонах Российской Федерации.

Одним из основных сдерживающих факторов развития инновационной деятельности является то, что имевшаяся ранее опытно-экспериментальная база научных дорожных центров, которая призвана ускорить процесс создания и освоения новых технологий, морально и физически устарела (а по многим позициям утрачена), не отвечает современным потребностям и международному уровню.

Так, в зарубежной практике широкое распространение получили полигоны для проведения различных дорожных исследований, кольцевые стенды, оборудование и лаборатории для разработки новых технических средств организации движения, прогрессивных методов содержания дорог и мостов. Их создание и финансирование, а также организация опытно-конструкторских работ осуществляются главным образом из бюджетных источников (эксплуатация на принципах самоокупаемости). Создана разветвленная сеть центров обучения и передачи технологий.

Необходимость создания наблюдательных полигонов (стационарных пунктов наблюдения) с целью исследования качества и сроков службы дорожных конструкций предусмотрена в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)».

Кроме этого, в целях моделирования работы дорожных одежд для совершенствования методов их расчета, исследований износа покрытий под воздействием движущейся многократной колесной нагрузки на полигонах возможно применение мобильных испытательных установок, обеспечивающих ускоренный контроль состояния дорожных одежд.

Создание и оснащение в различных дорожно-климатических зонах Российской Федерации полевых станций наблюдений за водно-тепловым режимом земляного полотна автомобильных дорог позволят оценить его состояние по показателям прочности и устойчивости (особенно в неблагоприятные периоды года) для разработки усовершенствованных конструкций дорожных одежд (в том числе с применением геосинтетических материалов) и мероприятий по защите земляного полотна от переувлажнения.

 

Создание полигонов для опытно-экспериментальной проверки новых дорожных и мостовых технологий, техники, конструкций и материалов позволит существенно ускорить процесс оценки эффективности инновационной продукции и ее применения на практике за счет сопоставительных исследований новых типов дорожных покрытий с улучшенными свойствами, прогрессивных материалов для дорожной разметки, геосинтетических материалов, пленок для дорожных знаков с различными световозвращающими свойствами, новых типов шероховатых поверхностных обработок, противогололедных материалов, ряда других материалов и конструкций. Эксплуатация полигонов должна предусматривать опытно-экспериментальные работы по натурным испытаниям конструкций и элементов искусственных сооружений в целях разработки эффективных решений по продлению сроков службы мостов с учетом возросших транспортных нагрузок.

6.Организация специальных курсов по освещению современных достижений в области дорожно-мостового строительства с приглашением ведущих зарубежных и отечественных специалистов и организация стажировки в авторитетных зарубежных научных центрах и фирмах.

Создание специальных курсов по освещению современных достижений в области дорожно-мостового строительства с приглашением ведущих зарубежных и отечественных специалистов и организация стажировки в авторитетных зарубежных научных центрах и фирмах для ускоренного внедрения прогрессивных технологий проектирования, строительства, ремонта и содержания дорог в практической деятельности дорожных организаций.

 

Реализация данного пункта позволит готовить как новых высококвалифицированных специалистов, так и повышать уровень подготовки работающих в дорожной отрасли специалистов, что позволит внедрять единый механизм и правила применения инновационных технологий и материалов в дорожном хозяйстве, положительно повлияет на рост отечественных разработок в сфере инноваций дорожного хозяйства, а также обеспечит внедрение инновационных технологий и материалов в дорожном хозяйстве.

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика