Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Наша главная задача – безопасные дороги | Издательский дом

Наша главная задача – безопасные дороги

 

И.о. директора ФГУ ДЭП № 13 Василий Камкия

 

 Более 90 лет ФГУ ДЭП № 13 работает на дорожно-строительном рынке и является одним из старейших в отрасли. Об основных функциях предприятия, проблемах и перспективах развития журналу «Транспортная стратегия – XXIвек» рассказал исполняющий обязанности директора Василий Петрович Камкия.

 

 

– Какие основные функции выполняет ваше предприятие? И какова специфика вашей работы?

 

– Основная функция – содержание и ремонт автомобильных дорог. На сегодняшний день у ФГУ ДЭП № 13 есть контракт на содержание автодороги А-105 (Рублево-Успенское шоссе со спецподъездами). Общая протяженность участка со всеми спецподъездами составляет 224 километра.

В зону нашей ответственности входит все, что касается дороги и безопасности движения. Согласно госконтракту, мы должны обеспечить безопасное и бесперебойное движение.

Специфика такова, что дорога федеральная, и ею активно пользуются первые лица государства, поэтому относится она к дорогам с высоким уровнем содержания. Что в первую очередь выражается в состоянии покрытия, отсутствии ямочности и скользкости, наличии разметки и освещения и т.д.

Специфика также диктует, что основные работы производятся преимущественно в ночное время. За исключением очистки, посыпки в зимний период.

 

– Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее. Как именно строится работа предприятия, чтобы избежать экстренных ситуаций на дороге? 

 

– Прежде всего, это постоянный контроль состояния дороги. У нас имеются камеры наблюдения, которые каждые 15 минут делают фотоснимок дороги, что дает возможность оперативно отследить все изменения и принять меры. Также в асфальтобетонное покрытие вмонтированы специальные датчики, отслеживающие его температуру. Ежедневно в 8 утра все начальники подразделений собираются на планерку, где решается, что нужно сделать в первую очередь. К этому времени они уже объезжают свои участки и на месте выясняют необходимость тех или иных работ. Вечером – вторая планерка, где каждый уже отчитывается о сделанном за день, планируются работы на ночь. В ежедневные текущие задачи входит содержание в порядке всех конструкций, относящихся к дороге: ограждений, светофоров, дорожных знаков. Дорога – живой организм, на ней что-то происходит постоянно. Прошел дождь – нужно сразу очистить от грязи катафоты, дорожные знаки. Они всегда должны быть чистыми. Упал знак – нужно срочно поставить его на место. Нанесение дорожной разметки и отслеживание, чтобы ее было видно, – тоже мы. Ремонт трещин и ямок. Все это тоже относится к безопасности дорожного движения.

Что касается безопасности, то мы постоянно сотрудничаем с ГИБДД, есть и специальная комиссия по безопасности. И мы отрабатываем свои задачи по всем факторам. Целый отдел по безопасности, который разрабатывает план мероприятий, есть и у заказчика. Включает он и мероприятия по обеспечению безопасности пешеходов: дополнительная подсветка пешеходных переходов, строительство тротуаров с повышенным бордюром и пешеходных дорожек (если есть такая возможность).

Наши сотрудники (водители, рабочие) ежемесячно проходят тренинги по безопасности. Должны соблюдаться правила безопасного ограждения мест производства работ, рабочая одежда должна быть со светоотражающими элементами. Работа на дороге – это ежедневный риск. Еще один фактор риска связан с террористической угрозой. Люди рискуют, даже убирая мусор вдоль дороги. И здесь тоже применяется ряд мер по безопасности. Мне нужно, чтобы работник после смены приехал домой живым и здоровым.

 

– Уборка мусора тоже входит в ваши задачи?

 

– Да, в наши задачи входит уборка мусора с элементов автодороги и содержание в нормативном состоянии обочин, полосы отвода. В том числе и окос травы. Причем делается это вручную.

А что касается мусора – это одна из наших головных болей. Люди считают, что лучшее место для складирования мусора – автобусная остановка. Спасибо, что хоть выносят его в мешках. А наша территория должна содержаться в чистоте, и это строго отслеживается контролирующими организациями. Бывает, что к 8 утра мы наведем чистоту, а в 9 контролер фиксирует мусор. В результате нам выписывается штраф.

 

– С какими еще проблемами приходится сталкиваться?

 

– Проблем много. Например, езда по обочинам. По регламенту не допускается занижение обочины более чем на 5 сантиметров. За нарушение опять же штраф. Водители же, нарушая правила, моментально разбивают обочину и осложняют жизнь не только другим участникам движения, но и нам.

Не хватает пешеходных дорожек в границах населенных пунктов, в результате на многих участках пешеходы вынуждены идти по обочине. Администрации поселений требуют с нас, а мы просто технически не можем осуществить такие работы. Места нет. Про велодорожки уже и говорить не приходится.

Есть вопрос взаимодействия со смежниками. Например, с лесниками. Дорога фактически проходит по территории Звенигородского лесничества. Деревья погибают, могут упасть на дорогу. Если дерево упадет, то виноваты будут, как всегда, дорожники. Поэтому стараемся не ждать, пока придут лесники, а отслеживать такие деревья, подавать заявление на вырубку и вырубать самостоятельно.

Боремся мы и с так называемыми «дикими съездами» – вывозом мусора в лес. Такой съезд – дефект уровня содержания. Соответственно, перекапываем, ставим барьерное ограждения, ведем постоянный мониторинг этих ситуаций. Мусор, который собираем сами, вывозится на специализированные полигоны.

 

– Расскажите, пожалуйста, о вашем автопарке. Какая техника используется? Есть ли инновационное оборудование?

 

– Если говорить об инновациях, то к ним, пожалуй, можно отнести современные системы обработки дорог противогололедными материалами. На многих КДМ нашего автопарка установлены пескоразбрасыватели с возможностью изменения ширины обработки проезжей части автодороги, а также дозировки от 10 до 300 грамм пгм на один квадратный метр, что позволяет за один проход машины обработать всю ширину дороги.

Также хочу отметить Центр управления производством. Сейчас эта система ГЛОНАСС есть у каждого подрядчика «ФКУ Центравтомагистраль», в том числе и на нашем предприятии, и это очень помогает в наблюдении за дорогой и оценке ситуации.

При выполнении многих дорожных работ используется универсальный погрузчик-экскаватор JCB, который упрощает производимые операции.

ФГУ ДЭП № 13, помимо содержания, выполняет работы и по ремонту автодорог. Так, в 2015 году силами нашей организации было отремонтировано около 30 км федеральных дорог в установленные заказчиком сроки. В помощь этому – наш современный асфальтобетонный завод с установкой КА-160 производительностью до 160 тонн асфальтобетонной смеси в час, современный комплекс асфальтоукладки, квалифицированные инженерно-технические работники и бригада по ремонту автодорог.

 

– Считается, что использование современной техники не только облегчает труд, но и сокращает количество рабочих. Вас это тоже касается? Как у вас обстоит дело с кадрами?

 

– Скорее нет. Конечно, что-то механизировано, но тем не менее большая часть работ проводится только вручную. Про окос травы я уже говорил. Зимой это очистка тротуарных дорожек и посадочных площадок на остановках и их посыпка. Очистка сигнальных столбиков, дорожных знаков, светофоров, катафотов – все делается вручную. Когда большой снегопад и валы снега – тоже без рабочих рук не обойтись. Зимой на участке только дорожных рабочих 25 человек.

Что касается кадров, то их не хватает. Очень плохо идет молодежь. Но это такая современная тенденция, что молодежь не хочет идти на рабочие специальности. Все хотят быть менеджерами и руководителями. Если и приходит молодежь после институтов, то на должность мастеров. В итоге у нас 60% рабочих пенсионного и предпенсионного возраста. Еще один специфический момент, продиктованный работой на объектах федерального значения, – все наши сотрудники должны иметь российское гражданство и предварительно проверяются ФСО. И любого могут проверить во время работы на наличие документа и допуска к работам.

Не хватает и специалистов, которые могли бы работать на сложной современной технике. Например, грейдеристов. Растим своих.

А вот текучка у нас небольшая. Много ветеранов труда и ветеранов производства. Активно работает профсоюз, подписан коллективный договор, есть система льгот, социальных компенсаций и выплат материальной помощи.

 

– Хотелось бы поговорить про асфальт. Очень много претензий к дорожникам бывает именно по поводу плохого качества покрытия. Говорят, что специально используется плохой материал, чтобы на ремонте и замене зарабатывать.

 

– Это все идет от того, что люди вообще не понимают, чем мы занимаемся. Для того, чтобы понимать все нюансы и мелочи, нужно быть специалистом в такой области.

Вся наша работа контролируется. Буквально каждый шаг. Есть проект, план производства работ и утвержденная рецептура асфальтобетонной смеси, нарушить которые себе дороже. Прописывается все, от последовательности операций до технологии их выполнения. Вплоть до количества техники, занятой на каждом этапе. Написано, что должно быть два катка, значит будет два.

Контролирует сам заказчик, инженерные и другие организации. И мы сами себя контролируем. Через сутки после укладки асфальта берутся вырубки (керны), отправляются в лабораторию. И идет проверка по всем параметрам, которые включают и толщину слоя. Если будет обнаружен подлог, то последствия – вплоть до уголовной ответственности. И пытаться нарушить умышленно, что-то там украсть или сэкономить просто невозможно. Плюс гарантия на три года. Если в течение этих трех лет возникнут какие-то проблемы, то подрядчик, то есть ДЭП № 13, будет обязан произвести ремонт за свой счет. Никто это ему не компенсирует!

Ямочный ремонт (если до него все же дойдет) тоже производится в соответствии с технологиями и никак иначе.

 

– Начинается зимний сезон. Еще одна излюбленная тема обывателя – дорожники никогда не готовы к зиме и для них выпадение снега всегда становится неожиданностью. Вы готовы к зиме?

 

– Это тоже идет от незнания нашей работы. Никто не видит, какие усилия предпринимаются дорожными службами, сравнивают с Европой, где совершенно другие условия. Сами подумайте, если за сутки выпадает месячная норма осадков, разве можно убрать весь этот снег мгновенно, по мановению волшебной палочки? При этом люди работают сутками. И, конечно, мы отслеживаем прогнозы и заранее готовимся к снегопаду, чтобы техника выехала моментально. А ведь автолюбители зачастую сами осложняют очистку дорог. Садятся за руль, даже когда их настойчиво просят не выезжать на дороги. Даже когда необходимости острой в этом нет. Кто-то ведь и в магазин за углом только на машине ездит.

 

Такая же ситуация со скользкими дорогами. Скользко на дороге – виноваты дорожники: не очистили, не посыпали… Но ведь это невозможно сделать единомоментно. Техника выезжает, посыпает, но за свою безопасность каждый участник движения отвечает сам. Скользко – сбавь скорость! Видишь, что идут ремонтные работы, – сбавь скорость! В большинстве случаев водители виноваты сами. «День жестянщика» бывает не потому, что дороги вдруг становятся скользкими и их не посыпали дорожники, а потому что водитель мало того что едет с обычной скоростью, так еще и не поменял вовремя резину или поставил шипы, которые на асфальте (а на большинстве дорог Москвы и области асфальт всю зиму) бесполезны и даже вредны. И для покрытия и для безопасности. Это вопрос культуры водителя, да и человека вообще. От уровня культуры и объезд по обочинам, и мусор на остановках, и многое другое. Кроме того, чтобы избежать проблемных ситуаций, периодически проводится предварительная обработка дорог противогололедными материалами, то есть до начала снегопада.

А дорожники как раз готовят сани летом. Еще в июле был заготовлен весь материал, заблаговременно переоборудованы машины, установлены знаки, предупреждающие, что на этом участке дорога может быть скользкой.

 

– Кстати, о смесях. Какие применяете смеси? В чем их преимущество?

 

– Однозначного ответа на вопрос о преимуществах у меня нет. Мы посыпаем теми смесями, которые прописаны в техническом задании, в соответствии с пожеланиями заказчика. У нас это пескосоляные смеси. В каких-то случаях чистая соль. В каких-то соль с добавлением песка. Соль самая обычная техническая. Точно такая же, какая применяется в пищу, только неочищенная. Не считаю, что химия действует эффективнее, при том что она дороже. Мой опыт говорит о том, что соль лучше. И для окружающей среды в том числе. Песок же добавляет грязи. Но в некоторых случаях его применение необходимо. Особенно на тех участках дороги, где проходит много грузового транспорта, и когда температура опускается ниже 10 градусов. Тогда чистая соль может дать обратный эффект.

 

– Расскажите подробнее о контроле качества выполнения работ на дорогах. Кто и как его производит?

 

– Качество нашей работы контролируют и заказчик , и административный надзор, и местные администрации, да и просто участники движения. Каждый со своими требованиями и предписаниями. Контролируется всё. Даже окос травы. Если трава вырастает выше 15 сантиметров, куратор составит акт. Отсутствие знака, грязный знак, не залитая трещина – всё на нас. Про уборку мусора я уже говорил.

Проверки регулярные. И могу сказать, что мы их выдерживаем. Нормативы очень жесткие. Но главные контролеры – мы сами. Потому что привыкли делать свою работу хорошо. По дорогам, которые обслуживает ФГУ ДЭП № 13, ездит руководство страны, а значит, и от нас зависит настроение всей страны.

 

И еще раз повторю: наша главная задача – сделать так, чтобы пользователь дороги благополучно добрался из пункта А в пункт Б. И мы делаем для этого всё, что от нас зависит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика