Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Новые нормативы и технологии – важные приоритеты дорожного хозяйства | Издательский дом

Новые нормативы и технологии – важные приоритеты дорожного хозяйства

 

Руководитель Росавтодора Роман Старовойт

 

 

Новые нормативы и технологии продлевают сроки службы федеральных трасс. За последние годы федеральным дорожникам удалось ликвидировать почти 30-летнее отставание в уровне проработки отраслевой нормативной базы, разработаны новые стандарты по применению прогрессивных технологий и материалов. 

 

 

 

По итогам прошлого года Росавтодором завершена разработка 132 стандартов и комплексов стандартов, разработаны проекты 16 отраслевых методических документов. Обновлено 50 предварительных национальных стандартов (ПНСТ). Из них 11 касаются битумных вяжущих материалов. Таких масштабных изменений в области асфальтобетонных смесей не было более 60 лет.

Отрасль перешла на применение более прочного и долговечного щебеночно-мастичного асфальтобетона. За последние три года наблюдается рост объемов потребления при дорожном строительстве модифицированных битумных материалов, которые имеют повышенные характеристики прочности и устойчивости к влаге по сравнению с обычным сырьем. Помимо этого, дорожники начинают активно внедрять геосинтетику, которая предотвращает просадку насыпи, перемешивание слоев дорожной одежды, образование колеи и трещин – за счет этого сроки службы покрытия увеличиваются в 1,5 раза.

 

 

Нормативы под инновации

 

После утверждения правительством Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года разработка и внедрение инноваций стали важным приоритетом в дорожном хозяйстве. На базе этого документа в Росавтодоре была разработана и утверждена своя Стратегия развития инновационной деятельности Федерального дорожного агентства.

 

В рамках стратегии был сформирован План научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ – НИОКР, разработка которого велась с учетом принятого в Калуге 18 августа 2015 года на заседании Правительственной комиссии по транспорту Плана мероприятий («дорожной карты») по расширению применения инновационных технологий, материалов, в том числе битумов и конструкций.

Стоит отметить, что в рамках сформированного Плана НИОКР Федеральным дорожным агентством успешно реализована Программа по разработке межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».

 

 

Горячая укладка и холодные смеси

 

Современные технологии отодвинули в прошлое практику 1990-х годов, когда в дорожном строительстве применялись обычный битум со щебнем. Им на смену пришла особая смесь, получившая название щебеночно-мастичного асфальтобетона. Такой усовершенствованный асфальт, к примеру, хорошо зарекомендовал себя на подъездной трассе к московскому аэропорту Домодедово. Дорожники отмечают, что с учетом высокой плотности автомобильных потоков удалось подобрать максимально устойчивое к разрушениям полотно. Оно оказалось на 40% прочнее дороги-предшественницы.

 

По словам отраслевых экспертов, сейчас очень важно правильно выбирать материалы под высокую интенсивность движения, ведь в среднем по российским федеральным трассам проходит 40–50 тысяч автомобилей за день. Есть и антирекордсмены, на которых проезжает по 100–200 тысяч машин в сутки. На такой уровень трафика рассчитаны только единицы дорог по всему миру. В результате неизбежно дорожное полотно покрывается дефектами.

Для борьбы с трещинами и ямами в России взяли на вооружение зарубежную методику «Сларри сил». Новый слой эмульсионно-минеральной смеси, образующийся после затвердевания смеси, заполняет все крупные разломы и микротрещины, тем самым выравнивая дорогу. Есть и другой метод под названием «Новачип». Эта технология позволяет укладывать тонкие слои горячего асфальтобетона на дорожное покрытие. Он равномерно заполняет выбоины и неровности. В результате получается ровная однородная дорога, движение по которой можно открывать сразу после остывания смеси. Такой подход в разы сокращает сроки работ и минимизирует неудобства автомобилистов.

 

Инновации позволяют проводить ремонт дорог не только в дорожный сезон (с весны по конец осени). Зимой укладывать традиционный асфальт нельзя, но если из-за отдельной ямы существует угроза безопасности автомобилистов, то ее немедленно ликвидируют. Для этого созданы специальные «холодные» смеси, которые фасуются небольшими объемами и продаются в 20-литровых пластиковых контейнерах. Однако цены на них пока сильно бьют по бюджетам регионов и муниципалитетов. Из-за высокой стоимости такие технологии чаще всего применяются на главных транспортных артериях страны – федеральных трассах.

 

 

По системе Superpave

 

Значительный объем работ проводят российские дорожники в рамках программы разработки нормативно-методических документов по проектированию составов асфальтобетонных смесей и асфальтобетонов по системе Superpave.

Суть системы – подобрать оптимальное сочетание материалов так, чтобы дорожное покрытие служило в течение длительного срока в определенных климатических условиях, будь то территория вечной мерзлоты Дальнего Востока и Сибири или каменистые грунты южных регионов России. Помимо климатических условий, асфальтобетонные смеси по системе Superpave учитывают интенсивность и характер дорожного движения на конкретной трассе.

 

На данном этапе внедрения методологии Superpave создан фонд нормативно-технических документов, позволяющих осуществлять проектирование состава асфальтобетонных смесей с учетом фактических климатических условий, имеющихся материалов и интенсивности (грузонапряженности) ремонтируемых участков автомобильной дороги.

Практическая апробация методологии Superpave прошла на объектах ФКУ «Севзапуправтодор» и ФКУ «Центравтомагистраль». В обеих организациях реализован проект по созданию специализированных лабораторий, оснащенных комплексом оборудования для работы по данной методике.

 

 

Вектор на композиты

 

Учитывая высокую прогнозную эффективность использования композитных материалов, начиная с 2012 года, когда была принята Программа нормативно-технического обеспечения применения композиционных материалов в дорожном хозяйстве на 2012–2015 годы, Росавтодор активно работал над созданием базы нормативно-технических документов, регламентирующих использование композитов в дорожном строительстве. Если за период с 2006 по 2012 год было реализовано 9 НИОКР по композитной тематике, по результатам которых было утверждено 5 ОДМ, то за период действия Программы нормативно-технического обеспечения применения композиционных материалов было выполнено 23 НИОКР, по результатам которых уже утверждено 14 ОДМ и 1 ГОСТ-Р. Динамика разработки НИОКР по композитам следующая: 2012 год – 3 работы; 2013 год – 2 работы; 2014 год – 14 работ; 2015 год – 7 работ.

 

Современные полимерные композиты, а также конструкции и изделия из них находят во всем мире широкое применение при строительстве объектов транспортной инфраструктуры. Преимуществами современных полимерных композитов, при производстве которых обеспечивается получение запрограммированного набора желательных свойств, являются высокая прочность, жесткость, малый вес, технологичность, невосприимчивость к агрессивным внешним факторам, способность повторять практически любые формы конструкции, долговечность. В результате создается возможность получения существенных технико-экономических преимуществ в различных областях применения при строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог, искусственных сооружений.

 

О практике применения композитных материалов на объектах, расположенных на федеральных дорогах Воронежского и Липецкого регионов, рассказал главный инженер ФКУ «Черноземуправтодор» Евгений Чернышов: «Практика применения композитов нашим Управлением началась с 2012 года в виде установки перильного ограждения на мостовых сооружениях, а в декабре 2013 года в Липецкой области построен первый переход из сборных элементов. В Воронеже надземный переход из композитных материалов впервые был возведен в районе Военного городка. Подведомственное Росавтодору ФКУ «Черноземуправтодор» планирует и в дальнейшем активно применять конструкции и изделия из данного инновационного материала, в частности водоотводные лотки и опоры освещения.

 

 

Дороги на 12 лет

 

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на увеличение до 12 лет межремонтного срока эксплуатации автомобильных дорог, федеральными дорожниками разрабатываются новые нормативы для создания усовершенствованных типов покрытия. В настоящее время по плану НИОКР Росавтодора проводятся исследования, направленные на совершенствование нормативно-технической базы по внедрению цементобетона в дорожном хозяйстве страны.

Эти исследования показали целесообразность использования цементобетонных покрытий, а также техническую и организационную возможность использования технологии ремонта слоями цементобетона.

 

Говоря об экономической эффективности от увеличения межремонтных сроков службы покрытий до 12 лет, необходимо подчеркнуть, что эффект снижения издержек (нагрузки на бюджет государства) не будет сиюминутным, однако с каждым годом будет становиться все более ощутимым. Внедрение инноваций чаще всего делает смету проекта несколько дороже. Но если рассматривать полную стоимость проекта, которая складывается из стоимости строительства, ремонтов и эксплуатации, то внедрение инноваций себя оправдывает, делает проект значительно более выгодным и окупает первоначальные затраты государства за счет последующего сокращения необходимых эксплуатационных затрат.

 

 

Инвестиции в научные разработки

 

По заказу Росавтодора в 2013–2014 годах реализация НИОКР велась по 426 контрактам на сумму 1,3 млрд рублей.

В текущем сезоне Росавтодор выступил заказчиком по 115 контрактам на сумму 504 847,12 тысячи рублей. Завершены в плановом порядке 29 контрактов, подлежат завершению еще 37. Сдача этапов научно-исследовательских работ идет в соответствии с календарными графиками.

Инструментом ускорения инновационного процесса в дорожной отрасли являются и стандарты организаций – СТО, которые позволяют организациям разрабатывать нормативные документы по самому широкому спектру продукции, как применяемой в данной организации, так и поставляемой ею на рынок технологий, материалов, услуг, методов проектирования и испытаний.

Следует отметить активность подрядчиков и производителей инновационной продукции по внедрению новых технологий. Анализ динамики согласования СТО в Росавтодоре свидетельствует о всплеске интереса к нормативному обеспечению выпуска новой продукции для выхода на объекты федеральной автомобильной сети: 2011 год – 33; 2012 год – 48; 2013 год – 26; 2014 год – 36, в 2015 году – 54.

 

При этом более 70% СТО разрабатываются на зарубежные инновационные продуты или их аналоги, то есть на дорожный рынок приходят инновационные продукты и одновременно идет процесс импортозамещения.

Для управления инновациями Федеральное дорожное агентство в настоящее время коренным образом модернизирует автоматизированную систему учета, мониторинга и контроля внедрения инноваций (АСУ МКВИ). После введения в эксплуатацию модернизированной АСУ МКВИ пользователи смогут отслеживать планирование инноваций и реализацию их внедрения.

 

 

Динамика роста

 

За период с 2012 по 2015 год Федеральное дорожное агентство фиксирует следующую статистику внедрения инновационных технологий в отрасли:

  • 2012 год – на 704 объектах дорожного хозяйства федеральных автомобильных дорог реализовано 212 инновационных технологий;
  • 2013 год – на 931 объекте реализовано 350 инновационных технологий;
  • 2014 год – на 598 объектах реализовано 338 инновационных технологий;
  • 2015 год – внедрение 579 инноваций на 426 объектах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика