Журнал: "Транспортная стратегия XXI век" статья: Отраслевое образование – гарант высокого кадрового потенциала отрасли | Издательский дом

Отраслевое образование – гарант высокого кадрового потенциала отрасли

 

 

Президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), доктор технических наук, профессор Борис Левин

 

 

 «Транспортная неделя – 2015» подвела итоги годовой деятельности транспортного комплекса страны и подготовила для него площадку для вступления в год наступающий.

На мероприятиях форума широко обсуждалась тема транспортного образования. Об итогах его деятельности в 2015 году и перспективах дальнейшего развития размышляет президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), доктор технических наук, профессор Борис Лёвин.

 

 

Переоценка ценностей

 

Когда речь идет о так называемых вызовах времени, то применительно к транспортному образованию проявляются три фактора: экономический кризис, демографический спад, реформа российского образования.

Природа этих факторов различна. Первые два – негативные, не подлежат государственному регулированию. Их надо воспринимать как данность и принимать меры, чтобы преодолеть кризисный период с наименьшими потерями. При этом система оценки параметров этих факторов направлена на то, чтобы это преодоление было оптимальным.

 

В основе же третьего позитивного фактора – реформы профессионального образования – лежит оценочная процедура, содержание и порядок проведения которой полностью регулируются. Речь о мониторинге эффективности вузов, на основании которого они относятся к различным категориям. Одни получают значительные федеральные преференции, другие попадают в группу «середняков», третьим грозит потеря либо права на образовательную деятельность, либо статуса самостоятельного юридического лица.

 Процедура мониторинга, безусловно, актуальна: России нужны мощные интегрированные, конкурентоспособные на мировом уровне университетские комплексы. Вузов, лишенных необходимого научно-образовательного потенциала, выпускающих специалистов в никуда, в стране быть не должно.

Но есть одна оговорка: универсальная система оценки эффективности вузов проводится по однотипной схеме, суть которой в основном сводится к несложным арифметическим расчетам. Показатель эффективности (или неэффективности) представляет собой простую дробь, в знаменателе которой, к примеру, общий контингент студентов, в числителе – площадь учебных аудиторий, число иностранных студентов, количество аспирантов и т.п.

 

Результат деления сравнивают с так называемым пороговым показателем, что и служит выводом об эффективности вуза.

Рассуждать на тему объективности такой оценки можно долго. Ограничимся тремя моментами. Первое: проблематично оценивать по одной мерке вузы, готовящие специалистов, к примеру, для сферы культуры, спорта или юриспруденции, и вузы инженерно-технического или оборонного профиля.

Второе: в оценке эффективности совершенно не учитывается мнение работодателей о качестве образования.

 

И третье: многие вузы «заточены» под конкретную отрасль, эту отраслевую специфику надо учитывать. Показательный пример: железнодорожные вузы, где 70% зачисленных на первый курс студентов – целевики, в большинстве своем из глубинки, со слабой подготовкой. Уровень ЕГЭ у этих ребят ниже, чем у московских абитуриентов, но именно они, получив должное образование, вернутся в родные места и там, в глубинке, будут обеспечивать работу предприятий транспорта.

Полагаем, в системе разделения вузов на эффективные и неэффективные должны быть другие приоритеты. В этом плане необходима переоценка ценностей.

Первый главный критерий – качество образования. Неважно, каков уровень ЕГЭ у человека из глубинки, зачисленного в вуз по целевому набору. Да, с ним придется поработать дополнительно на первых двух курсах, но из вуза он должен вынести не только диплом – гарантию трудоустройства, но и качественные фундаментальные и профессиональные знания, практические умения.

Второй главный критерий эффективности вуза – оценка качества подготовки работодателями, для которых, собственно говоря, вузы и ведут образовательный процесс.

 

И, наконец, третий критерий – востребованность выпускников в социально-экономической сфере.

Полагаем, что такая «перезагрузка» оценочных понятий эффективности вузов актуальна. Ведомственные вузы, работающие в интересах конкретных отраслей, должны оцениваться с учетом этой специфики. Самым оптимальным будет вариант, когда оценка эффективности отраслевого вуза станет прерогативой его ведомства.

Об этих и других важных для высшей транспортной школы вопросах шла речь на заседании Координационного совета по транспортному образованию при Минтрансе России, проводимого под председательством главы отрасли – министра М.Ю. Соколова в рамках «Транспортной недели – 2015».

Участником этого мероприятия был заместитель министра образования и науки РФ А.А. Климов, что еще раз подтверждает стремление Минтранса России вести конструктивный диалог с федеральными органами образования.

 

По многим вопросам достигнуто взаимопонимание. Эта тема очень обширна и выходит за рамки данной статьи. Отмечу единство подходов двух ведомств к тому, что транспортному образованию нужна отраслевая система поддержки, в том числе за счет создания фонда его развития.

 

 

У транспортной науки хорошее будущее

 

Заметным событием Транспортной недели стал ежегодный форум «Молодые ученые транспортной отрасли».

В ходе форума проведен конкурс, на который молодые ученые, победители вузовских олимпиад из 13 транспортных вузов представили 112 работ.

 

Победители определялись в трех номинациях:

·         «Развитие единого транспортного пространства Российской Федерации, организационно-правовые и экономические вопросы»;

·         «Развитие транспортной инфраструктуры, инновационные подходы в строительстве и эксплуатации искусственных сооружений»;

·         «Инновации в области управления движением подвижного состава, энергосбережения, обеспечения безопасности – главный вектор развития транспортной отрасли».

 

Подводя итоги конкурса, министр транспорта РФ М.Ю. Соколов отметил, что форум молодых ученых выделяется среди других мероприятий Транспортной недели. Это не только соревнование, но и эффективная площадка для обсуждения и дискуссий, формирования инновационных предложений. «Мы готовы самым внимательным образом рассмотреть их и содействовать реализации наиболее эффективных и значимых», – заверил министр.

 

Участников форума воодушевили слова главы отрасли на закрытии мероприятия: «Форум действительно открывает новые возможности, позволяет правильно оценить свой выбор научной деятельности. Желаю всем участникам больших творческих успехов, способствующих нашему общему продвижению по пути развития всей транспортной системы нашей страны».

Но одного воодушевления и преданности отрасли все же недостаточно. Нужны стимулирующие рычаги для занятия наукой, дальнейшей работы на кафедрах вузов. Будем откровенны, «утечка молодых мозгов» из вузовской среды имеет место. Причина банальна – скромные, в сравнении с бизнес-структурами, заработки.

Удержать талантливых молодых ученых в вузовском пространстве, по нашему мнению, помогут два фактора: создание уже упоминаемого фонда развития транспортного образования, а также отраслевая система конкурсов НИР, проводимых для вузов Минтранса России.

Требует внимания и пожелание молодых ученых – увеличить число номинаций конкурса. Уверен, его организаторы это учтут в следующем году.

 

 

Десять лет успешной работы на пространстве СНГ

 

Важное межгосударственное мероприятие «Транспортной недели – 2015» – ХХХVЗаседание Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ, проходившее под председательством министра транспорта России М.Ю. Соколова, – не оставило без внимания вопросы транспортного образования.

Высокую оценку получила деятельность Совета по образованию и науке при КТС СНГ, в этом году отметившего 10-летие со дня создания.

 

Руководство Исполкома КТС СНГ отметило, что за это время Совет стал интегратором научной и образовательной деятельности вузов и НИИ транспорта государств Содружества, а также стран Балтии.

Совет достаточно продуктивно взаимодействует с национальными органами транспорта, науки и образования, которые заинтересованно содействуют созданию площадки для формирования единого информационного, образовательного и научного пространства вузов и НИИ транспорта стран СНГ.

В составе Совета действуют Учебно-методические комиссии по основным специальностям железнодорожного транспорта, реализуются совместные магистерские программы, расширяется практика включенного обучения студентов.

Секция Совета по среднему профессиональному образованию стала центром притяжения для учебных заведений Беларуси, Казахстана, Узбекистана, которые настроены на интеграцию с российской Ассоциацией колледжей и техникумов транспорта (АСКИТТ).

 

Главная задача Секции Совета по науке и инноватике – сформировать Программу научно-технических работ вузов транспорта, необходимость реализации которой будем отстаивать перед руководством Исполкома КТС СНГ.

В планах Совета – расширение круга международных партнеров (ОСЖД, МСЖД, Координационный совет по транссибирским перевозкам).

Есть и более широкий формат дальнейшей интеграции вузов и НИИ транспорта стран СНГ. Имеются в виду глобальные организации: БРИКС, ШОС, членами которых являются государства Содружества.

 

 

В тесном партнерстве с работодателем

 

В ходе «Транспортной недели – 2015» состоялась встреча президента ОАО «РЖД» с ректорами вузов железнодорожного транспорта.

Впервые на этом ежегодном мероприятии в статусе руководителя крупнейшего транспортного предприятия России выступил О.В. Белозеров.

Обобщенно результаты встречи можно характеризовать так: будущее ОАО «РЖД» и отрасли во многом определяется сотрудничеством с железнодорожными университетами; стратегическое партнерство холдинга с вузами Росжелдора необходимо выводить на уровень, соответствующий тенденциям развития транспорта и экономики государства.

Немного истории. Компания «РЖД», как правопреемница МПС, начала действовать с 2003 года. При этом правопреемственность не распространилась на отраслевые вузы, они, как государственные, стали подведомственны Минтрансу России.

 

Началась энергичная работа по выстраиванию между холдингом и вузами взаимоотношений в режиме взаимовыгодного партнерства. Движение к нему было встречным и с обоюдной заинтересованностью. За двенадцать лет сформирована система, сохранившая базовые ценности эпохи МПС, обогащенная новыми формами и направлениями сотрудничества.

Дальнейшее развитие получила уникальная система целевой подготовки кадров, сохранилась не менее эксклюзивная система дополнительного профессионального образования руководителей и специалистов холдинга.

Руководящие работники ОАО «РЖД», имеющие ученые степени, пошли на преподавательскую работу и в ряде случаев возглавили профильные кафедры вузов.

Ведущие предприятия компании, оснащенные передовой техникой, стали местом постоянных стажировок для преподавателей и учебными аудиториями для студентов железнодорожных университетов.

 

Появился орган, кооперирующий научное сотрудничество, – Объединенный ученый совет ОАО «РЖД» с участием ведущих ученых вузов.

Благодаря поддержке компании была выиграна борьба за сохранение в вузах специалитета по основным специальностям, открывались новые, востребованные отраслью специальности и направления подготовки.

Знаковым событием последних лет можно считать совместные соглашения о сотрудничестве с ведущими компаниями мира, партнерство в формате авторитетных международных организаций (МСЖД, ОСЖД, КТС СНГ, КСТП).

 

Совместные итоги работы прошедших двенадцати лет создали надежную площадку для нового этапа партнерства компании и вузов. Необходимость этого диктуют масштабные задачи, стоящие перед отраслью, интенсивное техническое и технологическое перевооружение транспорта, требующие современных подходов к подготовке кадров и проведению научных исследований. Разумеется, также надо учитывать, что негативные внешние факторы, о которых говорилось выше, будут преодолены в лучшем случае в среднесрочной перспективе.

Отметим, что многие инициативы, с которыми руководители вузов планировали выйти на руководство компании, были высказаны, так сказать, в опережающем режиме ее президентом О.В. Белозеровым.

 

Остановимся на главных пунктах протокола встречи:

1.    Поставлена задача совместной разработки и реализации «Программы развития железнодорожного образования на период 2017–2025 годов».

2.    Планируется создание Координационного совета по развитию системы железнодорожного образования с участием руководителей ОАО «РЖД», Минтранса России, Росжелдора, субъектов Российской Федерации, отраслевых работодателей и общественных объединений.

3.    Протокол предусматривает проведение длительных стажировок преподавателей вузов в системе холдинга; поставку вузам нового оборудования, макетов и тренажеров; участие компании в возобновлении на базе вузов деятельности отраслевых лабораторий; доплаты к стипендиям талантливым студентам и т.д.

 

Приятно отметить, что руководство ОАО «РЖД» не разделяет мнения о нецелесообразности подготовки в отраслевых вузах специалистов экономического и правового профиля и готово направлять молодежь для обучения на указанные специальности и направления на коммерческой основе.

Президент ОАО «РЖД» согласен с мнением ректорского корпуса о том, что некоторые вопросы, актуальные как для компании, так и для вузов, необходимо решать на федеральном уровне. Речь идет о:

·         восстановлении целевого приема по программам среднего профессионального образования;

·         сохранении и дальнейшем развитии востребованных отраслью филиалов вузов;

·         восстановлении бюджетного приема на направления высшего образования: «экономика», «менеджмент», «управление персоналом», «сервис»;

·         открытии специальностей: «инженер-экономист»; «правовое обеспечение транспортной деятельности»; «международное транспортное право».

 

Краткое резюме по итогам встречи: компания считает вузы своей кадровой опорой, вузовскую науку – важнейшим фактором дальнейшего развития отрасли; есть общий настрой на расширение масштабов конструктивного и многопланового партнерства.

 

 

Подводя итоги

 

Завершающим аккордом «образовательного марафона» Транспортной недели стал III Форум транспортного образования. Он собрал представительный состав во главе с помощником Президента РФ И.Е. Левитиным и министром транспорта России М.Ю. Соколовым. На площадке форума активно выступили руководители крупнейших предприятий, вузов, бизнес-структур Германии, Казахстана, Китая, России, Франции.

Ход работы форума объективно и подробно освещен в федеральных и отраслевых средствах массовой информации. Выделим итоговые позиции.

 

Первое:государство и российский бизнес высоко ценят потенциал и перспективы развития транспортного образования и неразрывно связывают его будущее с будущим транспортного комплекса.

Второе: работодатели ставят во главу угла не арифметические показатели эффективности вузов, а качество подготовки ими специалистов, степень их адаптации к реальному производству. При этом транспорту нужны инженеры и техники отраслевого, а не общего профиля.

Третье: непрофильных специальностей в вузах транспорта не существует, все они «заточены» под различные направления деятельности отраслевых предприятий, в том числе непосредственно не связанные с основным производством.

Четвертое: вузовская транспортная наука должна быть главным поставщиком инноваций для транспортного комплекса.

Пятое:ведущие транспортные компании Азии и Европы высоко ценят партнерство с российскими вузами, намерены его расширять. Более того, у зарубежных коллег есть устойчивая заинтересованность в изучении и применении российского опыта по подготовке и переподготовке специалистов транспорта.

Шестое: реформа транспортного образования должна проходить прежде всего с учетом интересов отрасли и государства. Наглядный пример. Если ликвидировать филиалы вузов с неполным циклом высшего образования, признанные «неэффективными», то региональные транспортные предприятия окажутся «на голодном пайке» кадрового обеспечения.

 

Здесь уместно вспомнить выступление Президента России В.В. Путина на состоявшемся в конце года совещании с членами Правительства РФ, в котором глава государства отнес к числу проблемных отраслей железнодорожное машиностроение.

Сегодня российские железнодорожные предприятия приобретают новую дорогостоящую технику и технологии преимущественно за рубежом.

Государство и отрасль этой проблеме уделяют повышенное внимание, подключая к ее решению отраслевые университеты. Речь идет о созданном в октябре на базе вуза Отраслевом инновационном центре импортозамещающих технологий на транспорте.

Истоки проблемы проявились в конце тридцатых годов прошлого века, когда подготовка инженеров-конструкторов и инженеров-технологов для транспорта была выведена из отраслевых вузов.

Прервалась многолетняя традиция воспроизводства специалистов и научных кадров, в результате чего отечественные разработки в сфере железнодорожного машиностроения постепенно утратили конкурентоспособность в сравнении с зарубежными аналогами.

Уверен, что, если бы не это «реформирование», железнодорожное машиностроение не входило бы сегодня в категорию проблемных отраслей.

 

Закончим на мажорной ноте. Основание – итоги «Транспортной недели – 2015». Государство и отрасль рассчитывают на систему транспортного образования, верят в вузы транспорта, вузовскую науку, намерены их поддерживать. Постараемся это доверие оправдать и в 2016 году, и в дальнейшем.

Конец 2015 года принес еще одну обнадеживающую новость. На заседании Государственного совета по вопросам общего образования президент страны поставил задачу сделать его одним из лучших в мире.

 

Это потребует значительного повышения качества подготовки будущих абитуриентов, в первую очередь в самых отдаленных региональных общеобразовательных школах. Так что с нетерпением ожидаем целевиков, готовых с ходу осваивать сложные вузовские программы. Это будет очень существенной поддержкой для отраслевых вузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Яндекс.Метрика